Конспект урока русского языка 6 КЛАСС Тема: Морфология, морфологический разбор слова.
Конспект урока русского языка
Тема: Морфология, морфологический разбор слова.
Цели: создать условия для:
1.Повторения и систематизации изученного по морфологии и морфологическом разборе слова.
2. Развития речи, мышления.
3. Воспитывать аккуратность, уважение к товарищу.
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
1. Огр. нач. урока.
2. целеполагание.
3. Устные вопросы.
4. Запись предложения под диктовку.
5. Словарный диктант.
6. Морфолог. Разбор.
7. Выполнение упражнения.
8. Итог урока. -Здравствуйте ребята! Меня зовут К.А Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Запись числа и темы.
Тема нашего урока-Морфология и морфологический разбор слова.
- Как вы думаете, какую задачу нам предстоит сегодня выполнить?
-Откройте ваш учебник на 232 стр.
Прочитайте под заголовком первый вопрос.
(Что изучает раздел морфологии?)
- Скажите, на какие группы делятся все части речи?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Какие части речи относятся к именам?
- А что объединяет все эти части речи?
-Скажите, что нужно знать характеризуя любую самостоятельную часть речи?
Молодцы ребята!
-А сейчас запишем предложение под диктовку.
1 человек к доске.
Сейчас на наших улицах не часто можно встретить лошадей, а сто лет назад, редкостью были автомобили.
1 у доски- Объяснить постановку знаков препинания и далее ответить н а вопросы:
- какое 1е предложение по наличию главных членов?
- Является ли это предложение безличным?
ЗАДАНИЕ: Ваша задача, разобрать предложение по членам, определить части речи.
Проверка с места – 1 ученик:
- Назови все члены предложения и какими частями речи они являются.
Молодец!
- А сейчас назовите все служебные части речи в этом предложении.
-Теперь назовите слово по морфологическим признакам:
Наречие, обозначает время, зависит от глагола.
- эта часть речи обозначает предмет, употреблено в В.п.
- эта часть речи обозначает действие, обладает переходностью.
- Эта часть речи обозначает количество предметов.
-часть речи которая обозначает принадлежность предмета.
- Сейчас мы с вами проведем словарный диктант, но прежде повторим правописание нн, в суфф. Прилагательных и суфф –к, ск.
2 человека к доске, остальные в тетрадях.
-Записываем слова и сразу выделяем суффиксы.
Проверка : работа с классом
- Читаем по цепочке и объясняем написание суффиксов в прилагательных.
- А сейчас разделитесь все н а 2 варианта и проверьте работу ребят н а доске. (1 вариант -1е слова, 2 вариант – 2е слова.)
-Найдите в записанных словах слово- костяная и водицей.
- Выполним морфологический разбор этих слов.
2 ученика к доске, ост. в тетрадях.
Рассмотрите письменный образец разбора на стр 126,98.
МОЛОДЦЫ ребята!
-Откройте страницу 232 учебника
- выполним упражнение 556.
-1 ученик читает и объясняет задание.
-1 ученик читает весь текст, а класс пронаблюдайте, правильно ли он называет буквы?
- А сейчас повторите в своих тетрадях для конспектов простые и составные числительные - 1 минутка.
Закрываем тетради для конспектов . Выпишите по два примера на каждое задание.
Проверка:
1 ученик- читает числительные по ифрой 1.
2 ученик – под цифрой 2 .
3 ученик – под цифрой 3.
- Назовите синоним к слову АЗБУКА
- А сейчас подведем итоги нашего урока.
- Какую тему мы сегодня повторяли?
- Что изучает морфология?
-Какие части речи вы знаете?
-Что объединяет именные части речи?
-Что самостоятельные
части речи объдиняет?
- Служебные части речи?
- А как вы думаете, почему все части речи назвали именно так- служебные, самостоятельные, именные.
- А сейчас наш урок подходит к концу.
Спасибо. До свидания!
Готовность к уроку.
Повторить все, что известно по данной теме.
Морфология- это раздел науки о языке. В котором слово изучается как часть речи.
На самостоятельные, служебные и именные.
Самостоятельные изм. по падежам в отличии от служебных и могут существовать в предложении самостоятельно, служебные не отвечают на вопросы и ни какими членами в предложении не являются.
Сущ, прил, местоим, числит.
Они все изменяются по падежам.
Грамматическое значение, синтаксическую роль в предложении, морфологические признаки.
Записывают под диктовку.
Односоставное
1 часть – безличное, т.к. подлежащее отсутствует, есть только сказуемое, 2 часть полная поэтому лицо не определяется.
На- предл, НЕ- част, а – союз.
Сейчас.
Лошадь
Глаг. Встретить.
Числит. – сто.
Местоим.- наших.
В прилагательных пишется н если:
-прилаг. не имеет суфф –н.( Багряный, юный).
- если имеет суфф –ин,-ан-,- ян-.
-Запомнить: Стеклянный, деревянный, оловянный.
- в КРАТКИХ ПРИЛ. ПИШЕТСЯ СТОЛЬКО ЖЕ Н СКОЛЬКО И В ПОЛНЫХ.
В прилаг. пишется нн:
- В прилаг., образованных от сущ, с основой на Н.
(туманный).
- В прилаг., образованных от сущ. При помощи суфф. -ОНН-,-ЕНН-.
- ЗАПОМНИЬ: Ветреный, Безветренный.
Суффиксы К, СК:
-Суффикс –К- пишется:
1) В прилагательных, имеющих краткую форму.
2)в прил., образованных от некоторых существительных с основой на –К,-Ч,-Ц.
- В других прилагательных пишется суфф. –СК-.
Костяная (нога)- прилаг.
1. Нога (какая?) костяная.
Н.Ф.- Костяной.
2. Пост.- относит; непост.- И.п., ед. ч., ж. род.
3. Нога (какая?) небесная- определение.
ВОДИЦЕЙ- сущ.
1.( что?) водица.
2. Пост.-нариц., неодуш., Ж.род., 1 скл.; Непост.-Творит. Падеж., ед.число.
3. (чем?) Водицей- дополнение.
Повторяют материал.
Выполняют задание.
-пять, сорок, \ двадцать один, тридцать шесть.
-шесть, семь.
- шестьдесят, восемьдесят.
Букварь.
Морфология и морфологический разбор слова.
Морфология- это раздел науки о языке. В котором слово изучается как часть речи.
-Самостоят., служебн., именные.
-Они изменяются по падежам.
-Они имеют граматич. Значение.
-Отвечают на вопросы.
-Являются членом предложения.
-Имеют морфологические признаки.
- Не имеют грамматич. Значения.
- не отвечают на вопросы.
- не являются самостоятельными членами преложения.
Служебные- потому что служат для связи слов в пркдложении.
Самостоятельные – могут существовать в предложении самостоятельно.
Именные- т.к. это имена (сущ, прил,