Конспект урока русского языка на тему Части речи. Морфологический разбор слова (6 класс)


Конспект урока русского языка в 6 классе
в соответствии с учебником М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 6 класс» (М.: Просвещение).
Части речи. Морфологический разбор слова.
Цели: повторить изученное о частях речи; закреплять умения определять части речи, различать однокоренные слова и формы слова; развивать навыки морфемного и морфологического разбора.
Планируемые результаты: знание порядка морфологического разбора слов; умения различать части речи по их морфологическим признакам, использовать приёмы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урокаОрганизационный моментАнализ тестовой работыПроверка домашнего задания(Задание 9 из рабочей тетради − взаимопроверка.)
Актуализация знаний− Прочитайте слова.
Терпение, потерпеть, терпеливый, нетерпеливо.
Рассвет, светлый, высветить, светло.
− Что объединяет данные группы слов? (Общие корни.)
− Подберите однокоренные слова к данным словам. (Терпимо, терпимость, невтерпёж; отсвет, светило, рассветать, посветить, просвет, просвещение, светильник, освещение, светлячок, светофор, свечение, свеча и т. д.)
− Являются ли однокоренными с первой группой слов слова терпуг, терпкий? Обоснуйте своё мнение. При необходимости обратитесь к толковому словарю. (Нет, потому что у данных слов другое значение: терпуг − морская панцирная рыба; терпкий − имеющий вяжущий вкус.)
− Являются ли однокоренными со второй группой слов слова священный, посвятить? Обоснуйте своё мнение.
(Примерный ответ. Нет, потому что у данных слов другое значение. Священный − обладающий святостью; глубоко чтимый; нерушимый в силу своей важности. Посвятить − осведомить о чём-то тайном; предназначить для какой-либо деятельности; предназначить кому-либо своё произведение, деятельность как дань своего уважения, почитания.)
− Являются ли однокоренными с глаголом посвятить слова посвящу, посвятишь, посвятят? (Нет, это формы одного и того же слова.)
Самоопределение к деятельности− Посмотрите на группы слов ещё раз. Чем отличаются слова каждой группы? (Они принадлежат к разным частям речи.)
− Назовите части речи.
− Как вы определяете, к какой части речи принадлежит то или иное слово?
− Почему нужно уметь определять, какой частью речи является то или иное слово?
− Какая наука занимается изучением частей речи? (Морфология.)
− Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по морфологии, потренироваться в определении частей речи, в морфологическом разборе слов, в правописании слов разных частей речи.)
Работа по теме урокаРабота по учебнику
(Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 19).)
Морфологический разбор слов
− Верно ли, что начальной формой слов просветом, светлой и светит является слово свет? (Нет. Существительное свет − однокоренное с данными словами. У существительного просветом начальная форма просвет, у прилагательного светлой начальная форма светшй, у глагола светит начальная форма светить.)
− Рассмотрите порядок морфологического разбора существительного, прилагательного и глагола на с. 19, 20 и разберите слова просветом, светлой и светит.
Составление таблицы «Части речи»
(Учитель составляет таблицу на доске, учащиеся − в тетрадях.)
Закрепление изученного материалаРабота по учебникуУпр. 32 − самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения, морфологический разбор на доске и в тетрадях.
Тип речи − описание, стиль текста − художественный.
Упр. 31 − выразительное чтение текста, обсуждение, работа с толковым словарём учебника (мшара), самостоятельное выполнение письменных заданий с последующей проверкой. Комментарии
Варианты заглавия текста: «Как догорает день», «Волшебная ночь в лесу».
Лингвистическая игра− Найдите в каждом ряду лишнее слово или выражение (на слух). Объясните свой выбор.
Поседела от старости, седая борода, посидел с удочкой, серебряная седина. (Посидел с удочкой − слова с омофоничными (одинаково звучащими) корнями.)
Снегопад, снежинка, подснежник, снегоуборочный. (Снегоуборочный − единственное прилагательное среди существительных.)
Синева, синеть, синька, просинь. (Синеть − единственный глагол среди существительных.)
(Могут быть предложены и другие варианты ответов, главное, чтобы они были обоснованными. Так, во втором ряду лишним можно считать существительное подснежник − единственное слово с приставкой, в третьем ряду на том же основании лишним оказывается существительное просинь.)
Подведение итогов урока− Как определить, какой частью речи является то или иное слово? (Надо учесть его значение, понять, как изменяется слово, определить его синтаксическую роль в предложении.)
Домашнее заданиеВыполнить работу над ошибками.
Учебник: § 6, упр. 33