Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности Профессии будущего




Пояснительная записка
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности «Профессия будущего» для учащихся 7-8 классов, составлена на основании документов:
- письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14 декабря 2015г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
- письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296;
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 года, регистрационный № 19682);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015;);
-Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
-  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
– Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования
- Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Красная Зорька» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области;
- Образовательных программ начального общего и основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Красная Зорька» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области;
ХХI век поставил перед человеком и цивилизованным обществом множество сложнейших и ответственных вопросов. Речь идет о проблеме профессиональной ориентации школьников в учебном процессе. В наш стремительный век, когда бурно развиваются новые отрасли хозяйства, приходят новые технологии труда, бурно изменяется экономика, социальная ситуация в обществе и т.д., актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации уже с учениками школы. Сознательный выбор профессии возможен только тогда, когда школьники имеют достаточную общую подготовку, информацию о разнообразии мира профессий. Решить эту задачу – значит помочь школьникам правильно определить свое место в жизни и тем самым способствовать наиболее рациональному использованию трудовых ресурсов. Курс «Профессии будущего» реализует социальное направление во внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке учащихся 7-8 классов. Работа по данной программе представит детям широкую картину мира профессий, поможет выявить интерес к какой-либо деятельности, профессии с учетом индивидуальных предпочтений. Программа дает простор для свободного творчества, помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является нравственное воспитание школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
• трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
• ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
• ценностного отношения к природе, окружающей среде;
• ценностного отношения к здоровью;
• формирование информационной грамотности современного школьника;
• развитие коммуникативной компетентности;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Содержание определяется возрастными особенностями школьников 7-8 классов.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Программа дает возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Цель программы: подготовить основу для предпрофильной ориентации учащихся 5-7 классов путём создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
формирование единой картины о мире труда и разнообразии профессий;
обогащение представлений о различных сторонах  профессий;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, творческой активности, и способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
Программа состоит из четырёх частей
Раздел 1.Труд в почете любой.
Раздел 2.В гостях у всезнайки.
Раздел 3.Профессии пенсионеры.
Раздел 4. Актуальные новые профессии 22 века
Занятия проводятся два раза в неделю в течение учебного года.
        Содержание и структура занятий в 7-8 классах определяется возрастными особенностями школьников. Наиболее распространённым методом профориентации в средних классах является беседа, игра. Важно, чтобы они были логично связаны с учебным материалом и проходила при активном участии детей. Для этого ученикам можно предварительно дать несложные задания, которые отвечают теме беседы. Профориентационная беседа не является каким-то отдельным методом, она используется в сочетании с другими методами профориентации. Например, при проведении беседы по конкретной профессии желательно использовать наглядные методы (телевидение, кинофильмы, презентации) и практические (игры, тренинговые задания).
        Важная роль в профориентационной работе принадлежит созданию творческих работ, проектов, рассказывающих о профессиях будущего. Они стимулируют  усвоение новых понятий, умений и навыков, необходимых для будущей предпрофильной ориентации.
Критерии успешности прохождения программы
Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки  этих способностей. Создание и защита проекта, презентации.
Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей.
Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
По итогам каждой четверти обучающиеся выполняют самостоятельную работу - творческое эссе, презентацию, мини проект по темам: «Кем я хочу стать», «Эссе «Что важнее: "Кем быть" или "Каким быть"?», Научно – практическая конференция «Шаг в будущее », «Профессия будущего: мой выбор». 2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Учащиеся должны:
владеть информацией о разнообразии мира профессий в различных сферах
владеть специальной терминологией;
понимать значимость труда людей в жизни человека и общества;
устанавливать внутренние взаимосвязи между наблюдаемыми предметами и явлениями, сравнивать ситуации, явления, предметы между собой;
самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы;
устанавливать отношения в трудовых группах;
организовывать свою работу и работу товарищей;
самостоятельно подготовить развёрнутое описание профессии, определить способности, которые необходимы людям данной профессии.
Содержание курса внеурочной деятельности «Профессии будущего»
с указанием форм организации и видов деятельности
Вводное занятие
Раздел 1.Труд в почете любой.
1.1. Что такое профессия?
Знакомство с основным понятием курса. Изучение базовых понятий профориентации. Тест об осведомленности в мире профессий.
Классификация профессий по характеру труда, по уровню квалификации, по уровню жесткости требований к профессии, по отраслям хозяйства, по предмету труда (классификация Е.А. Климова).
Компьютерная презентация + буклет для учащихся «Что такое профессия? Классификация профессий» (1.2. Зачем человек трудится?
Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде». Презентация. Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. Игра «Азбука профессий».
1.3. Какие бывают профессии?
Занятие проводится в виде калейдоскопа профессий с использование фото и видео материала, презентаций. Просмотр видеороликов «Учитель», «Электрогазосварщик», «Секретарь», «Художник-модельер», «Агроном».
1.4. Профессии моих родителей.
Рассказ учащихся о профессии своих родителей (предлагается использовать фото, созданные учащимися презентации, сочинения, подготовленные дома).
Каждый может выбрать дело, чтоб оно в руках кипело!
Анкетирование «Профессиональные намерения учащихся по окончании 9-го класса» («Анкета выпускника»).
Беседа с учащимися по теме. Разгадывание кроссворда
1.6Ярмарка профессий.
Организация выставки рисунков учащихся.
«Своя игра».
Упражнение «План моего будущего» каждый участник получает лист бумаги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем ведущий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пишут о своих профессиональных планах. После чего полученные результаты зачитываются вслух. Упражнение «Я сейчас/ я через 10 лет» - соотнесение образов «Я» и профессии. Участники выполняют два рисунка: «Я сейчас» и «Я через 10 лет». В рисунок «Я через 10 лет» необходимо включить элементы, указывающие на принадлежность к определенной профессии.
В результате участники материализуют свои мечты и планы относительно будущей профессии, при этом испытывают положительные эмоции и формируется мотив достижения успеха.
В материале урока по профориентационной проблеме (поиск своего "призвания"). В уроке три игры, которые могут помочь детям понять к чему у них способности в контексте профессиональной деятельности. Занятие мотивирует ребят задуматься не только о своих желаниях, востребованности их будущей профессии, но и о своих возможностях.
1.8Кем я хочу стать.
Подготовка и защита проекта. Проект может быть выполнен в в виде презентации, реферата, эссе, фото альбома, плаката.
Раздел 2.В гостях у всезнайки.
2.1.А знаете ли вы себя?
Стратегия выбора профессии. Учѐт принципов «хочу», «могу», «надо» при выборе профессии. Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.
Компьютерная презентация «Ошибки при выборе профессии»
2.2Интересные факты из мира профессий.
Беседа с учащимися с использованием презентации. Возможно, подготовить несколько учащихся по материалам темы.
2.3Навыки, которые могут помочь в будущей профессии.
Беседа по теме. Игра ассоциация.
2.4Кроссворд по профориентации "Лучшие вакансии".
Создание индивидуального образовательного маршрута - профессиограммы - плана профессионального самоопределения
2.5"Проверь себя, найди свой путь".
Провести тестирование по выявлению интересов, склонностей, способностей учащихся.
Учѐт интересов и склонностей при выборе профессии. Методика «Карта интересов».
Влияние темперамента на выбор профессии. Определение темперамента (Личностный опросник Г. Айзенка в модификации Г. Резапкиной).
Спрос на рынке труда и возможность трудоустройства.
2.6Эссе «Что важнее: "Кем быть" или "Каким быть"?».
Провести беседу по теме. Затем учащиеся пишут эссе с дальнейшим чтение и обсуждением.
2.7Выпуск стенгазеты «Все работы хороши, выбирай на вкус».
Учащимся предлагается оформить стенгазету с использований фото, рисунков, стихов, загадок, интересных фактов по различным профессиям.
2.8 Игра – погружение «У меня все получиться!»
Детям предлагается пройти собеседование у приемной комиссии, которая решит, зачислять в учебное заведение или нет.
Обсуждение поведения и беседа поступающего с комиссией, а так же действия (игра) членов комиссии.
Раздел 3.Профессии пенсионеры.
3.1Игра-путешествие «Назад в прошлое.
Профессии прошлых веков»
Используя презентацию рассказать учащимся о профессиях, которые сейчас не существуют. Предлагается учащимся самим подобрать материал по теме в виде докладов или презентации.
3.2. Устаревающие интеллектуальные профессии на горизонте 2016-2035 г.г.
Знакомство с новыми профессиями. Развитие навыков целеполагания и планирования. Формирование информационного пространства.
3.3Что мы знаем о современных профессиях?
Виртуальная игра «Я знаю об этой профессии все!»
Игра – «вертушка». Конференция.
3.4. Разгадывание кроссворда по профориентации "Лучшие вакансии".
3.5 "Профессии на все времена"; библиотечный урок.
Чтение отрывков из книг о профессиях.
Развивающие процедуры: дискуссия по результатам чтения.
3.6 «Самая, самая…»
Разминка (дети по кругу называют по одной профессии , если называется непонятная профессия, то ведущий , просит пояснить о чем идет речь.
Предлагаются необычные характеристики профессий , а дети должны назвать профессию наиболее соответствующие названной характеристике, если возникают сомнения что заявленная профессия «самая, самая…», то задаются наводящие вопросы.
Обсуждения (в ходе обсуждения можно определить, какую профессию можно считать самой денежной).
3.7Видеозал.
Просмотр фильма о профессиях.
3.8Игра «Угадай профессию».
Собираем пазлы с фото профессий.
3.9Создание альбома «Интересные профессии».
Учащиеся оформляют альбом заранее подобранными фото, вырезками из газет и журналов, собственными рисунками по профессиям с кратким описанием их.
3.10«Как сделать свой выбор в профессии и добиться успеха».
Встреча с успешными людьми в различных профессиях.
3.11Видеозал.
Просмотр фильма о профессиях
3.12Научно – практическая конференция «Шаг в будущее ».
Каждый учащийся представляет свой рассказ о том, как он представляет наше будущее с дальнейшим обсуждением.
Раздел 4. Актуальные новые профессии 22 века
4.1.Мир глазами профессий будущего.
Просмотр презентации из «Атласа новых профессий» с дальнейшим обсуждением.
4.2Каталог профессий будущего.
Рассказ с использованием материала из «Атласа новых профессий» о профессиях следующих областях: Медицина. Строительство. Безопасность. Авиация. Культура и искусство. Образование. Туризм и гостеприимство. Медиа и развлечения. Биотехнологии. Сельское хозяйство. Энергогенерация и накопление энергии. Энергосети и управление энергопотреблением. Наземный транспорт. Водный транспорт. Космос. Добыча и переработка полезных ископаемых. Металлургия. Новые материалы и нанотехнологии. Лёгкая промышленность. Индустрия детских товаров и сервиса. Ит-сектор. Финансовый сектор. Менеджмент. Социальная сфера.
4.3Мир профессий будущего глазами учащихся.
Презентация рисунков.
4.4Видеозал.
Просмотр фильма о профессиях будущего.
4.5«Моя будущая профессия» на разных ступенях обучения.
Беседа с учащимися о том, какие качества нужно воспитывать у себя, какие знания получить, чтобы правильно выбрать профессию в будущем.
Понятие о деловой коммуникации, правила этикета, правила принятые в сфере бизнеса и предпринимательства. Тренировка навыков поиска работы. Навык разговора по телефону. Умение вести конструктивный разговор. Упражнение навыка написания резюме
4.6Профессия будущего: мой выбор.
Защита проекта. Итоговое занятие.
4. .Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся.
В этом разделе представлены основные направления образовательной деятельности, где указано количество часов на каждое занятие в зависимости от формы:
№ п.пНаименование разделов и тем занятий Планируемые виды деятельности Всего количество часов Дата проведения
Теория Практика По плану Факт
Вводное занятие 0,5 Сообщение целей и задач занятий в течение года.  0,5 Разминка «Мы с тобой похожи тем, что…» 1 Раздел 1. Труд в почете любой.
1.1 Что такое профессия? 0,5 Изучение базовых понятий профориентации. 0,5 Тест об осведомленности в мире профессий. 1 1.2 Зачем человек трудится? 0,5 Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. 0,5 Игра «Собери пословицу о труде».
Игра «Азбука профессий». 1 1.3 Какие бывают профессии? 1 Калейдоскопа профессий с использование фото и видео материала, презентаций. 1 Просмотр видеороликов «Учитель», «Электрогазосварщик», «Секретарь», «Художник-модельер», «Агроном». 2 1.4 Профессии моих родителей 1 Рассказ учащихся о профессии своих родителей 1 Составление презентации «Профессии моих родителей». 2 1.5 Каждый может выбрать дело, чтоб оно в руках кипело! 2 Беседа с учащимися по теме. 1 Анкетирование «Профессиональные намерения учащихся по окончании 9-го класса» («Анкета выпускника»). Разгадывание кроссворда 3 1.6 Ярмарка профессий. 0 1 Организация выставки рисунков учащихся. 1 1.7 «Своя игра» 0,5 Урок по профориентационной проблеме (поиск своего "призвания»). 0,5 Упражнение «План моего будущего» 1 1.8 Кем я хочу стать. Подготовка и защита проекта. 1 Беседа на тему «Правила выполнения проекта «Кем я хочу стать» 2 Защита проекта. 3 Раздел 2. В гостях у всезнайки.
2.1 А знаете ли вы себя? 1 Беседа «Стратегия выбора профессии». 2 Компьютерная презентация «Ошибки при выборе профессии» 3 2.2 Интересные факты из мира профессий. 1 Беседа с учащимися с использованием презентации. 1 Рассказ учащихся по подготовленным материалам. 2 2.3 Навыки, которые могут помочь в будущей профессии. 2 Беседа по теме. 2 Игра ассоциация. 4 2.4 Кроссворд по профориентации "Лучшие вакансии". 1 Создание индивидуального образовательного маршрута - профессиограммы - плана профессионального самоопределения 1 Отгадывание кроссворда. 2 2.5 "Проверь себя, найди свой путь" 0 1 Методика «Карта интересов». Определение темперамента (Личностный опросник Г. Айзенка в модификации Г. Резапкиной). 1 2.6 Эссе «Что важнее: "Кем быть" или "Каким быть"?»; 1 Провести беседу по теме. 1 Учащиеся пишут эссе с дальнейшим чтение и обсуждением. 2 2.7 Выпуск стенгазеты «Все работы хороши, выбирай на вкус» 0 2 Учащимся предлагается оформить стенгазету с использований фото, рисунков, стихов, загадок, интересных фактов по различным профессиям. 2 2.8 Игра – погружение «У меня все получиться!» 0,5 Беседа о правилах выбора профессии.  0,5 Детям предлагается пройти собеседование у приемной комиссии, которая решит, зачислять в учебное заведение или нет. 1 Раздел 3. Профессии пенсионеры.
3.1 Игра-путешествие «Назад в прошлое. Профессии прошлых веков» 1 Используя презентацию рассказать учащимся о профессиях, которые сейчас не существуют. 1 Подборка материалов для рассказа «Профессии прошлых веков» 2 3.2 Устаревающие интеллектуальные профессии на горизонте 2016-2035 г.г. 2 Знакомство с новыми профессиями. Работа с «Атласом профессий» 1 Составление списка устаревающих профессий с указанием причины устаревания. 3 3.3 Что мы знаем о современных профессиях? 0 2 Виртуальная игра «Я знаю об этой профессии все!» Игра – «вертушка». Конференция. 2 3.4 Кроссворд по профориентации "Лучшие вакансии" 0 1 Разгадывание кроссворда. 1 3.5 "Профессии на все времена"; библиотечный урок. 1 Чтение отрывков из книг о профессиях. Дискуссия. 0 1 3.6 Игра «Самая, самая…» 1 Разминка к игре. 1 Игра «Самая, самая…» По ходу игры провести обсуждение предлагаемых профессий 2 3.7 Видеозал. 1 Просмотр фильма о профессиях. Обсуждение фильма. 0 1 3.8 Игра «Угадай профессию». 1 Обсуждение характерных признаков разных профессий (по предложению учителя) 1 Собираем пазлы с фото профессий. 2 3.9 Создание альбома «Интересные профессии». 1 Рассказ учащихся о профессии с подобранной фотографии, нарисованного рисунка. 1 Учащиеся оформляют альбом заранее подобранными фото, вырезками из газет и журналов, собственными рисунками по профессиям с кратким описанием их. 2 3.10 «Как сделать свой выбор в профессии и добиться успеха» 2 Встреча с успешными людьми в различных профессиях. 0 2 3.11 Видеозал. 1 Просмотр фильма о профессиях. Обсуждение фильма. 0 1 3.12 Научно – практическая конференция «Шаг в будущее » 1 Каждый учащийся представляет свой рассказ о том, как он представляет наше будущее с дальнейшим обсуждением. 1 Написание эссе «Шаг в будущее» 2 Раздел 4. Актуальные новые профессии 22 века
4.1. Мир глазами профессий будущего 1 Беседа о будущем в профессиональной сфере. 1 Просмотр презентации из «Атласа новых профессий» с дальнейшим обсуждением. 2 4.2 Каталог профессий будущего 3 Рассказ с использованием материала из «Атласа новых профессий» о профессиях 3 Выполнение рисунков по «Атласу новых профессий» 6 4.3 Мир профессий будущего глазами учащихся. 0 1 Презентация рисунков. 2 4.4 Видеозал. 1 Просмотр фильма о профессиях будущего. 0 1 4.5 «Моя будущая профессия» на разных ступенях обучения 1 Беседа с учащимися о том, какие качества нужно воспитывать у себя, какие знания получить, чтобы правильно выбрать профессию в будущем. 1 Тренировка навыков поиска работы. Навык разговора по телефону. Умение вести конструктивный разговор. Упражнение навыка написания резюме 1 4.6 Профессия будущего: мой выбор. Защита проекта. 1 Беседа о предполагаемым выборе профессионального пути учащихся. 1 Защита проектов. 3 Итоговое занятие 0,5 Подведение итогов пройденного курса. 0,5 Оформить профессионально дневника «Мои ступени в профессию» 1 Теоретических: часов - 36. Практических: часов- 34. Итого: 70 часов
Приложение
Список литературы
1.Дмитриев, Ю. Соседи по планете [ Текст ] / Ю. Дмитриев. - СП «Юнисам»,1985.
2.Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [ Текст ]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
3.Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [ Текст ]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
4.Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [ Текст ]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
5.Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [ Текст ]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
6. Азбель А.А. Как помочь современному выпускнику выбрать профессию. СПб, 2003, 465 с.
7. Балакирева Э.В. Старшеклассники в поле профессионального выбора. СПб, 2005, 96 с.
8. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001, 270 с.
9. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб, 2006, 688 с.
10. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб, 2009, 224 с.
11. Дик Н.Ф. Лучшие профильные классные часы в школе «Моя будущая профессия». Р-на-
Дону, 2007, 314 с.
12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 460 с.
13. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Большая книга подросткового психолога. Р-на-Дону, 2008,
636 с.
14. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология. М., 2006, 192 с.
15. Козловский О.В. Выбор профессии. Р-на-Дону, 2006, 800 с.
16. Петрова О.О., Умнова Т.В. Возрастная психология. Ростов н/Д: «Феникс», 2004, 224 с.
17. Профориентация: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений// Е.Ю.Пряжникова,
Н.С.Пряжников. М., 2008, 496 с.
18. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана – СПб, 2005, 416 с.
19. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Питер, 2008, 464 с.
20. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам.
М., 2006, 240 с.
21. Черникова Т.В. Профориентация старшеклассников. Волгоград, 2007, 120 с.
22. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. СПб,
2007, 208 с.
23.Интернет ресурсы –
24.http://atlas100.ru/
25. http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4952&Itemid=3133
26. http://www.omprofcentr.ru/index.php/konkursy/168-konkursnye-raboty-uchastnikov
27.http://detdom-per.edu.yar.ru/rabochie_programmi/programma_po_proforientatsii.html