Методическая разработка бинарного урока-экскурсии на тему: устройство инженерного сооружения
Министерство образования И НАУКИ Хабаровского края
краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский технический колледж»
Утверждаю:
Заместитель директора по
учебной работе
__________В.Н. Клюева
«____»__________2016 г.
Устройство инженерного сооружения
(путепровод на ул. ленинградская)
по междисциплинарному курсу МДк 01.02 проектирование инженерных сооружений
ПМ 01«Участие в разработке разделов проектной документации инженерных сооружений»
Специальность 08.02.02 «Строительство и эксплуатация инженерных сооружений»
( методическая разработка открытого занятия)
Хабаровск 2016
Методическая разработка открытого занятия по теме: «Устройство инженерных сооружений».
Составители: И.В. Демидюк, Е.С. Иванова - преподаватели Хабаровского технического колледжа.
Консультант: Петрова Т.Н., преподаватель колледжа, председатель цикловой комиссии.
Рассмотрено и согласовано на заседании ц/к «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Протокол № ________ от ______________2016 г.
Председатель ц/к ________________Т.Н. Петрова
В разработке представлены материалы проведения занятия: (технологическая карта, ход занятия). Использовано интерактивное оборудование и технология практического занятия с использованием компьютера.
Методическая разработка может быть использована преподавателям средних специальных учебных заведений, преподающих по междисциплинарному курсу : “МДК 01.02 Проектирование инженерных сооружений”
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Пояснительная записка. PAGEREF _Toc462172188 \h 4Технологическая карта PAGEREF _Toc462172189 \h 5Ход занятия. PAGEREF _Toc462172190 \h 6Средства обучения PAGEREF _Toc462172191 \h 13Заключение PAGEREF _Toc462172192 \h 14Словарь терминов. PAGEREF _Toc462172193 \h 15Список литературы: PAGEREF _Toc462172194 \h 18
Пояснительная записка.Открытый бинарный урок-экскурсия проводился в рамках междисциплинарной интеграции дисциплин.
Данное занятие соответствует требованиям стандарта по специальности 08.02.02 «Строительство и эксплуатация инженерных сооружений». Бинарный урок-экскурсия «Устройство инженерного сооружения» проводится для обобщения полученных знаний студентами по междисциплинарному курсу МДК 01.02 : “Проектирование инженерных сооружений” (далее в тексте МДК 01.02) .
В процессе изучения МДК 01.02 студенты научаться осваивать методику разработки конструктивных и объемно-планировочных решений инженерного сооружения и использовать системы автоматизированного проектирования инженерных сооружений.
В первой части урока проводится изучение инженерного сооружения, и контроль усвоенных знаний.
Во второй части урока проводится практическая работа на компьютере с использованием программы « AutoCad».
Тип и структура определены целями урока. В ходе занятия используется интерактивное оборудование.
Для контроля изученного материала применяется устный опрос и выполнение практического задания.
По окончании занятия студент должен:
Знать:
- понятие конструкции;
- классификацию инженерных сооружений по различным критериям;
- основу для конструирования инженерного сооружения;
- правила оформления чертежей;
- правила использования лазерной рулетки.
Уметь:
- создавать элементы строительства;
- создавать разделы и переименовывать их.
Число ________ Группа Д-241
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
По МДК 01.02 «Проектирование инженерных сооружений»
Тема занятия: Устройство инженерного сооружения
Цель занятия: Углубить знания по изучаемой теме. Научиться применять полученные знания на практике. Развивать умения и навыки в обучении, используя компьютер .№ п/п Этап занятия и вопросы Метод Оборудование и метод. литература, дидактический материал Время
1 2 3 4 5
1. Организационная часть 2мин.
2. Теоретическая часть Урок обобщения и систематизации знаний. 2.1. Обобщение пройденного материала по МДК 01.02
в форме беседы
5мин.
2.2. Объяснение новой темы МДК 01.02 28
Мин.
2.3. Устный опрос вопросы 9 мин.
2.4. Подведение итогов устных ответов 1 мин.
3. Практическая часть Систематизации знаний с применением компьютера задание для выполнения практической работы. 3.1. Повторение приемов работе в программе 5мин..3.3 Выполнение задания № 1. 32 мин.
Подведение итогов по практической части 3мин.
4. Подведение итогов занятия.
Объяснительно -иллюстративный 3мин.
Выводы по проведенному занятию в целом 2 мин.
Преподаватели: Иванова Евгения Сергеевна
Демидюк Ирина Владимировна
Ход занятия.Тема: «Устройство инженерного сооружения»
Цели занятия:
учебная - углубить знания по основным разделам междисциплинарного курса МДК 01.02 : “Проектирование инженерных сооружений”. Научиться применять знания на практике. Развивать умения и навыки, используя компьютер в обучении;
воспитательная – формировать умение сосредотачиваться, вырабатывать чувство ответственности при выполнении работ;
развивающая – учиться пользоваться теоретическими знаниями в практической деятельности, развивать логическое мышление.
Тип занятия: урок – экскурсия и практическая работа с применением компьютера.
Форма занятия: бинарный урок.
План бинарного урока.
Организационная часть. Организационный момент: проверка готовности группы к занятиям (2 мин.)- преподаватель И.В. Демидюк.
I Теоретическая часть занятия (43 мин.) – преподаватель Е.С. Иванова:
1.Обобщение пройденного материала по МДК 01.02
2. Объяснение нового материала по теме «Устройство инженерного сооружения».
3.Связь со специальными предметами, с производственной деятельностью.
4. Устный опрос по изученной теме (вопросы прилагаются).
5. Подведение итогов устного ответа.
II Практическая часть занятия (40 минут) - преподаватель И.В. Демидюк:
1.Создать папку:Мост.
2.Создать и переименовать чертеж.
3.Вычертить схему моста.
4.Распечатать чертеж.
5. Подведение итогов практической части.
III Подведение итога занятия: (3 мин.)- преподаватели И.В. Демидюк и Е.С. Иванова.
1.Отметить качество выполнения практической работы каждого студента.
2.Оценки за работу.
Вывод по проведенному занятию в целом.(2 мин.) - преподаватель И.В. Демидюк
Ход бинарного урока.
Организационная часть. Проверка посещаемости. (2мин.)
Теоретическая часть: Обобщение пройденного материала по МДК 01.02 - (5 мин.).
Объяснение нового материала по теме «Устройство инженерного сооружения» (28 мин.), (содержание лекционного материала прилагается.).
Устный опрос по рассмотренной теме и подведение устного опроса
( список вопросов прилагается) - (10 мин.).
Практическая работа.
Повторение приемов работы в программе (5 мин.) (материал прилагается).
Выполнение практического задания (практическое задание прилагается):
Открыть программу. Создать папку стройка и переименовать ее в «Схема моста».
Выполнение задания № 1 - (32 мин.):
переименование чертежа;
вычерчивание отдельных элементов инженерного сооружения;
конструирование моста;
Подведение итогов практической части - (3 мин.).
Подведение итогов занятия. - (3 мин.)
Выводы по проведенному занятию в целом. - (2 мин.)
МАТЕРИАЛ к уроку.
Лекционный материал.
Тема: « Устройство инженерного сооружения».
Цель: « Изучить устройство путепровода, измерить инженерное сооружение, составить схему путепровода».
Сегодня мы с Вами измерим инженерное сооружение с помощью лазерной рулетки, на основании замеров составим схему инженерного сооружения. Для этого Вы разобьетесь на две подгруппы, каждая самостоятельно выполнит замеры, после чего мы сравним результаты.
Краткое описание лазерной рулетки, ее устройства, и принцип работы.
Происходит деление на подгруппы, после чего обучающиеся выполняют замеры и сравнивают результаты, выясняя почему происходит расхождения в замерах, от чего это зависит.
Перечислите конструкции которые Вы тут видите, опоры, балки, блоки насадок и т.д. их количество из чего сделаны, размеры.
Поиск маркировки на железобетонной конструкции, ее расшифровки.
Устройство швов поперечных и продольных.
Знакомство с инженерными сетями расположенными на инженерном сооружении.
Знакомство с пешеходным переходом.
Детальное рассмотрение устройства дорожного полотна.
Дорожное полотно состоит из четырех слоев: асфальтобетона, выравнивающего слоя, слоя гидроизоляции, бетонной подготовки.
На мосту расположены ограждающие конструкции для тротуара и дороги.
Также установлены осветительные приборы –фонари освещения.
Хотелось бы обратить внимание на то, что пролетные конструкции на всем путепроводе не одинаковы, в реальности для обеспечения радиуса закругления пришлось изменять конфигурацию балок таврового сечения.
Вопросы для устного опроса по МДК 01.02
Что называется путепроводом?
Для каких целей применяются путепроводы?
По каким критериям классифицируются балки пролетного строения?
Какие инструменты применяются для измерений?
Из чего состоит дорожное полотно?
Как изменяются конструкции от их предназначения?
Что служит основой для составления схем?
2. Практическая ЧАСТЬ
Вычерчивание схемы моста
Этапы работы:
1 Этап – Создание папок
Создать папку стройка; выберите чертеж.
Вызвать контекстное меню выбрать команду Открыть.
2 Этап – Создание и переименование разделов
Переименование чертежа
В строке имя файла , ввести название файла
В строке тип файла, выбрать версию программы
3 Этап – Вычерчивание конструкций.
Вычерчиваем с помощью команд программы, балку, опору, блок насадки.
4 Этап – компоновка путепровода.
Средства обучения:Дидактический материал по ПСД;
Компьютер;
Программа Гранд-смета;
Методические указания по практической работе в программе “Гранд- смета”;
Интерактивное оборудование.
Заключение
Приступая к этой методической разработке, был решен ряд проблемных вопросов связанных с изучением междисциплинарного курса:
Повышение знаний, умении и навыков обучающихся.
Повышение интереса к специальности Строительство и эксплуатация инженерных сооружений.
Отношения обучающихся между собой как индивидуальных личностей.
Развитие мышления обучающихся.
Самостоятельность при выполнении заданий.
Стремление к инновациям при обучении.
На уроке-экскурсии, проверили знания и умения необходимые для изучения междисциплинарного курса МДК 01.02.
Разобрали устройство путепровода, на реальном примере. Определились с габаритом моста, разобрали конструктивные решения, материалы применяемыми в мостостроении. Научились выполнять замеры реальных инженерных сооружений, проводить визуальное обследование путепровода.
На практической части урока закрепили все полученные знания, выполняя схему путепровода в программе AutoCAD.
Словарь терминов.Интенсивность движения приведенная - интенсивность движения автомобилей, приведенная к расчетному автомобилю.
Виадук - мостовое сооружение на переходе через глубокий овраг, ущелье, суходол, лощину с высоким расположением уровня проезда над дном препятствия.
Высота моста - расстояние от уровня проезжей части по оси моста до уровня меженных вод.
Высота проезда - наименьшее расстояние от уровня проезда до низа расположенных над проездом элементов конструкций, электрических сетей, сетей связи, трубопроводов и т. п., что определяет возможность или ограничение проезда транспортных средств.
Высота под мостом свободная - наименьшее расстояние от низа пролетного строения до уровня высоких вод или расчетного судоходного уровня (если есть судоходство).
Высота строительная - наибольшее расстояние от низа пролетного строения до уровня проезжей части пролетного строения, измеренное по ее оси.
Габарит подмостовой - предельное, перпендикулярное к направлению течения очертание границ пространства в пролете моста, внутрь которого не должны заходить элементы конструкций моста или расположенных под ним устройств.
Габарит приближения конструкций - предельное, перпендикулярное к продольной оси сооружения очертание пространства, внутрь которого не должны заходить какие-либо элементы конструкций моста или расположенных на нем устройств.
Галерея - сооружение, расположенное вплотную к горному склону, перекрывающее расположенную у него горную дорогу, и обеспечивающее пропуск над ней продуктов обвала (снежных лавин, осыпей и камнепадов).
Длина моста - расстояние между началом и концом моста, измеренное по его оси. При этом начало моста - первая по ходу отсчета километража точка пересечения линии, соединяющей концы открылков устоя или других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения с осью моста, без учета переходных плит, а конец моста - последняя по ходу отсчета километража точка пересечения линии, соединяющей концы открылков устоя или других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения с осью моста.Длина пролетного строения - расстояние между крайними конструктивными элементами пролетного строения, измеренное по его оси.
Испытание моста - загружение моста нагрузкой с целью контроля его технического состояния и выявления особенностей его работы и соответствия проектным параметрам и расчетам.
Мост - сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для пропуска транспортных путей через водные преграды.
Различают:
по назначению:
- автодорожный - для автомобилей и пешеходов;
- железнодорожный - для железной дороги;
- городской - для городских транспортных средств и пешеходов;
- пешеходный - для пешеходов;
- совмещенный - для пропуска автомобилей и железнодорожных поездов в одном или разных уровнях;
- специальный - для пропуска трубопроводов, кабелей и т. п.;
по виду применяемых материалов в пролетном строении: деревянный, каменный, бетонный, металлический, железобетонный, сталежелезобетонный;
по уровню расположения проезжей части:
- с ездой поверху - проезжая часть расположена по верху пролетных строений;
- с ездой понизу - проезжая часть расположена на уровне низа пролетных строений;
- с ездой посередине - проезжая часть расположена в средней по высоте части пролетного строения;
по длине:
- малый - длиной более 25 м, но не более 100 м;
- большой - длиной более 100 м или если один из пролетов более 60 м;
- внеклассный - длиной более 500 м или если один из пролетов более 150 м;
по расположению пролетного строения относительно горизонта высоких вод:
- высоководный - мост, пролетное строение которого находится над рекой на уровне, обеспечивающем пропуск паводковых вод и ледохода;
- низководный - мост, пролетное строение которого затопляется при проходе высоких вод;
- подводный - мост, пролетное строение которого располагается под водой на глубине, обеспечивающей движение автомобилей вброд. Подводные мосты применяются с целью обеспечения скрытности их положения и повышения их живучести;
по сроку службы:
- временный - мост с ограниченным сроком службы;
- постоянный - мост, предназначенный для длительной эксплуатации, срок службы которого определяется долговечностью материала конструкции;
по статической схеме пролетного строения: балочный, арочный, рамный, вантовый, висячий, комбинированный.Мост арочный - мост, основными несущими элементами пролетных строений которого являются арки или своды. Различают арочные мосты с двухшарнирными, трехшарнирными и бесшарнирными арками (сводами).
Мост балочный - мост, пролетное строение которого от вертикальных нагрузок имеет на опорах только вертикальные составляющие опорных реакций.
По статической схеме различают: разрезные, температурно-неразрезные, неразрезные и консольные.
Мост многопролетный - мост, имеющий несколько пролетов.
Мост однопролетный - мост, не имеющий промежуточных опор.
Мост разборный - низководный мост, пролетное строение которого разбирают на период пропуска высоких паводковых вод.
Ось моста (ось пролетного строения) - линия, совпадающая с осью проезжей части дороги или разделительной полосы, относительно которой устанавливают положение и конфигурацию моста в плане и профиле.
Список литературы:АutoCAD Руководство пользователя.
Железобетонные автодорожные мосты/ Илия Иванчев, HYPERLINK "http://www.ozon.ru/person/4078404/" Костадин Топуров, М: Академия 2012
Мосты и сооружения на автодорогах/ П.М. Саламахин, О.В.Воля, Н.П.Лукин и др..Ч.1.М.: Транспорт, 2013. 334с.
Мосты и сооружения на автодорогах/ П.М. Саламахин, О.В.Воля, Н.П.Лукин и др..Ч.2.М.: Транспорт, 2013. 348с.
Мосты и тоннели на железных дорогах/ Под ред. В.О.Осипова.-М.,Транспорт,1988.- 367с.
СНиП 2.05.03-84*Мосты и трубы/ Минстрой России.-М.:ГПЦПП, 1996. 214с