Консультация Игры на формирование грамматического строя речи учащихся 1-2-х классов
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Игры
на формирование
грамматического строя
речи учащихся
1
-
2
-
х классов
Речевые игры помогают усвоить
грамматические категории рода, числа,
падежа, существительных и
прилагательных; вида, времени и
наклонения глагола.
Учитель
-
логопед
Скворцова Т.В.
«Нижневартовская
общеобразовательная санаторн
ая школа»
Серия «По совету логопеда»
Овца
—
овечий, овечье,
овечья, овечьи.
Лошадь
—
лошадиный,
лошадиное, лошадиная, лошадиные.
Кошка
—
кошачий
, кошачье,
кошачья, кошачьи.
Игра «Домики»
Цель
—
упражнение в
определении рода слов
-
предметов.
Педагог объясняет детям,
что в первом домике живут слова,
про которые можно сказать «он
мой», во втором
-
«она моя», в
третьем
-
«оно мое», в четвертом
-
«он
и мои». Нужно «расселить»
слова (картинки) по домикам.
Ребята определяют род и число
слов без называния терминов.
Цель
—
развитие умения
образовывать формы родительного
падежа множественного числа
существительных.
Читаем ребенку шуточное
стихотворение
—
начало английской
народной песенки в переводе С.Я.
Маршака:
Даю вам честное слово, вчера в
половине шестого
Я видел двух свинок без шляп и
ботинок.
Даю вам честное слово!
Далее, ребенку задаются вопросы
на понимание текста:
-
Кого видел поэт? В каком виде
они были?
-
Носят ли свинки ботинки? А
может они
носят чулки? (Носки, тапочки,
рукавички и т.д.)
-
Правду рассказал нам в
стихотворении поэт? Нет, он
нафантазировал. Мы тоже можем
сочинить веселые шуточные стихи про
разных птиц и животных. Я буду
начинать, а ты продолжай.
Ребенок отвечает
: «Я положу в
кузовок...» и называет нужное слово (замок,
сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок,
гребешок и т.д.) Так происходит, пока все
дети не подержат кузовок. Тот, кто
ошибается, кладет в корзину залог. После
того, как все дети приняли участие,
ра
зыгрываются залоги: корзинка
накрывается платком, а кто
-
нибудь из детей
вынимает залоги по
-
одному,
предварительно спрашивая: «Чей залог
выну, что тому делать?» Дети под
руководством педагога назначают каждому
залогу выкуп
—
какое
-
то задание (назвать
слово
с каким
-
то звуком, рассказать
скороговорку, разделить слово на слоги и
т.д.)
Игровое упражнение «Чье все
это?»
Цель
—
упражнение в согласовании
слов
-
предметов и слов
-
признаков в нужном
числе и падеже.
Детям показывается картинка с
изображением животного
и задаются
вопросы, на которые нужно ответить одним
словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо?
Чья голова? Чьи глаза?
Корова
—
коровий, коровье, коровья,
коровьи.
Заяц
—
заячий, заячье, заячья,
заячьи.
Овца
—
овечий, овечье, овечья,
овечьи.
Даем честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без ... (ботинок) и ... (чулок)
И щенков без ... (рукавичек)
Данное стихотворение можно
продолжать и дальше. По образцу этого
упражнения на развитие речи можно брать
и другие стихи и делать то же самое.
Игра на развитие речи
«Кузовок»
Цель
—
образовать уменьшительно
-
ласкательные наимено
вания; соотносить
действие с его названием.
Дети садятся в круг. По считалке
выбирается тот, кто начинает игру. Ребенку
+дается в руки корзинка. Он держит ее, а
дети в это время говорят слова:
Вот тебе кузовок,
Клади в него, что на
-
ок.
Обмолвишься
—
о
тдашь залог.
Игровое упражнение
«
Подбираем рифмы
»