«Роль хореографического искусства в процессе социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста».
«Роль хореографического искусства в процессе социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста».
В современном мире проблема социализации ребенка становится актуальной.
Особую роль в формировании социализации ребенка занимает хореографическое искусство, которое через музыку и движение эмоционально воздействует на его нравственно - эстетическое воспитание.
В ДДТ я работаю как с дошкольниками, так и младшими школьниками.
Работая с дошкольниками, особое внимание уделяю игровым моментам. Игровая деятельность в этом возрасте направлена на совершенствование физической активности, координации, внимания, ориентирование в пространстве, что способствует их социализации в детском коллективе.
Сюжетно-ролевые игры, создаются детьми самостоятельно, носят непосредственный, ярко выраженный и творческий характер, обладают воспитательным, познавательным и развивающим потенциалом в процессе социализации, объединяют и регулируют систему взаимоотношений.
Благодаря играм, у детей развивается образное мышление и эмоциональность, они становятся более раскрепощенными, артистичными, обогащается их внутренний мир.
В игре, используя воображение и фантазию, ребенок ищет образ, перевоплощается, реализует свой творческий замысел, моделируя через призму своего сознания окружающий мир.
Успешность исполнения образа непосредственно связана с личным опытом ребенка, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Чтобы закрепить результат успешности исполнения образа, в работе используют игрушки, которые помогают ребенку в исполнении танцевальной композиции.
В работе над проблемой социализации детей в школе раннего развития целенаправленно и планомерно использую разработанную мною систему перспективного планирования сюжетно-ролевых игр, а также включаю, созданные методические разработки.
Дети получают огромное удовольствие от нетрадиционных форм занятий: обсуждение с детьми сказок, поведения сказочных героев, показ имитационных движений сказочного персонажа - как прыгает заяц, как ходит медведь и т.д., что углубляет эмоциональное восприятие и познание окружающего мира.
Детям нравятся занятия партерным экзерсисом с элементами игры и занятия-путешествия, в которых мы фантазируем, перевоплощаемся и общаемся, что способствует свободному коммуникативному общению со сверстниками и в социуме.
С родителями провожу беседы, выявляю интересы ребенка, советую чаще бывать с детьми на экскурсиях в музеях, на выставках.
Работая в «Школе раннего развития», я вижу, как происходит адаптация малышей к новым социальным условиям, как они овладевают конструктивными формами поведения, основами коммуникабельности в обществе, приобщаются к культурному наследию, формируют умения и навыки танца.
Результатом ранней социализации дошкольников является приобретение индивидуального стиля правильного поведения, что готовит детей к школьной жизни и к дальнейшему обучению по программе «Хореографическое искусство».
Младшие школьники отличаются своими особенностями, данная возрастная категория находится в периоде впитывания, накопления и усвоения полученных знаний, дети уже сознательно усваивают ценности,
социальные роли, приобретают правила жизни и нормы поведения окружающей действительности.
В этом возрасте процесс социализации имеет неповторимое своеобразие и характерные особенности: доверчивое подчинение авторитету педагога, сопровождаемое повышенной восприимчивостью и впечатлительностью.
В работе с младшими школьниками использую творческие, сюжетно-ролевые, музыкально-дидактические, соревновательные и подвижные игры, которые насыщают занятия положительными эмоциями, помогают получить психологическую разрядку, учат думать и рассуждать.
Творческая игра – это импровизация, во время которой дети под музыку, выражают через движения свои мысли и чувства, создают заданные педагогом танцевальные этюды, исполняют сюжетно-ролевые композиции, учатся понимать, через созданный образ, что такое добро и зло.
Для ребенка исполняемая танцевальная роль –это поле для фантазий, роста личного творчества и воспроизведение социальной игровой позиции.
В танце ребенок отожествляет себя с персонажем сюжета, действует в соответствии с представлениями о данном персонаже, свободно выражает свои чувства в танце.
Игры, которые проходят во время занятий, имеют большое педагогическое значение и позволяют мне диагностировать, корректировать и познавать социальный мир ребенка. Знакомить его с новыми социальными ролями и стилем общения.
Систематические занятия хореографией дают выход физической и эмоциональной энергии, что позволяет ребенку весело и жизнерадостно познавать мир.
Дети посещают мастер-классы, создают танцевальные композиции, эскизы костюмов, показывая их друг другу, такая работа оценивается.
Во время участия в концертах, танцевальных шоу-программах, фестивалях-конкурсах, стараюсь, чтобы дети умели общаться и договариваться между собой, учились инициативности, организованности, приобретали уверенность в своих навыках и умениях, умели работать коллективно.
В конце каждого занятия или концерта, я провожу рефлексию, которая помогает детям справедливо и адекватно оценивать себя и других, сопереживать и радоваться успехам другого. Во время рефлексии дети стремятся к самоутверждению, приобретают уверенность в своих творческих возможностях, учатся выдержке, аргументировано и спокойно отстаивают свою точку зрения.
Результатом моей работы по социально-нравственному развитию личности в танцевальном коллективе является умение ребенком правильно ориентироваться в правилах норм поведения, приобретение им нравственных ориентиров, духовных ценностей, повышение физической и творческой активности, поддержание и проявление индивидуальности.
Через танцевальную культуру ребенок приобретает более четкую поведенческую структуру. Благодаря занятиям у ребенка развиваются нравственные качества: доброта, честность, порядочность, самостоятельность, накапливается эмоциональный и интеллектуальный опыт, расширяется кругозор, что является основами социализации обучающегося.
Заголовок 215