Презентация Тестовый контроль знаний как элемент современных педагогических технологий
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ как элемент современных педагогических технологий
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Кропоткинский медицинский колледж»министерства здравоохранения Краснодарского края(ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж)ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ как элемент современных педагогических технологийПодготовила: ЕФРЕМОВА Наталья Николаевнапреподаватель иностранного языка
Контроль качества обучения является обязательным компонентом учебного процесса и осуществляется выявлением уровня усвоения знаний обучающимися, который должен соответствовать Федеральным государственным образовательным стандартам. Оптимальным путем формирования систем оценки качества подготовки студентов при реализации компетентностного подхода является сочетание традиционных методов и средств проверки знаний, умений и навыков и инновационных подходов, ориентированных на комплексную оценку формируемых компетенций.
Различают два метода контроля – субъективный и объективный.Субъективный метод контроля означает выявление, измерение и оценку знаний, исходящую из личных представлений экзаменатора. Объективный метод - контроль, который обладает необходимой точностью, воспроизводимостью результатов. Инструментом, который позволяет объективно оценивать качество усвоения, является критериально - ориентировочный тест, сочетающий в себе контрольное задание и эталон, по которому можно судить о качестве усвоения.
Тестовые технологии нашли признание в системе образования многих стран мира и последнее время все шире применяются у нас в России.Термин «тест» впервые введен американским психологом Дж. Кеттелом в 1890г. «Тест» происходит от английского слова «test» и означает в широком смысле слова «испытание, исследование, опыт». В педагогике термин «тест» определяется как система заданий специфической формы, позволяющая объективно оценить структуру и качественно измерить уровень учебных достижений обучающегося.
Чтобы выполнять функцию инструмента измерения, тест должен состоять из достаточного количества тестовых заданий, число которых определяет длину теста. Тесты могут быть: короткими (10-20 заданий);средними (до 500 заданий) ;длинными (более 500 заданий). Для проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации по УД/МДК преподавателями учебного заведения разрабатываются тестовые оценочные средства, которые представляют собой Банк тестовых заданий (БТЗ). Содержание БТЗ должно в полной мере отражать содержание рабочей программы УД/ МДК.
Тесты обладают следующими основными свойствами, нарушение любого из которых делает неприменимым тест.1. Валидность – соответствие измеряемым знаниям, умениям.2. Сложность – объем умственных усилий для выбора ответа.3. Надежность – правильность и адекватность отражения уровня знаний. 4. Устойчивость – равнозначность для различных групп испытуемых.5. Репрезентативность – полнота охвата учебного материала.6. Значимость – актуальность включения в тест.7. Достоверность – соответствие современному состоянию науки и методике обучения. 8. Гипотеза тестирования – основные педагогические условия, при которых идет проверка испытуемых.
ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙНа практике наибольшее распространение получили четыре формы тестовых заданий:закрытые тестовые заданияоткрытые тестовые заданиязадания на установление соответствиязадания на установление правильной последовательности
ЗАКРЫТЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. К заданиям закрытой формы относятся задания, при выполнении которых тестируемый выбирает правильный(-ые) ответ(-ы) из предложенного набора ответов (с единичным выбором; с множественным выбором) Наименее удачными считаются задания с двумя возможными вариантами ответа, велика вероятность отгадывания. В то же время ответов не должно быть более 5, так как при этом трудно удержать в памяти все варианты. Методика составления тестового задания закрытой формы. Сначала формулируется вопрос, на который обучаемый должен знать ответ, затем записывается точный немногословный правильный ответ и 3- 4 правдоподобных, но неправильных ответа, Понятие «правдоподобный ответ» требует некоторого истолкования: явно неправдоподобные ответы легко распознаются обучаемыми и задание «не работает» из-за плохой формулировки ответов. Задания нужно формулировать не в форме вопроса, а в форме утверждения.
Пример задания в тестовой форме с выборочным ответом (закрытая форма)Инструкция: Выбрать правильный ответ: Задание: Вскрытый стерильный флакон можно использовать в течение:1 суток;3 суток;10 суток;6 суток.Пример задания в тестовой форме с выборочным ответом (закрытая форма)Инструкция: Выбрать правильный ответ: Задание: Наука, изучающая старение живых организмов и человека, называется1.Гериатрия2.Геронтология3.Валеология4.Демография5.Биология
2. ОТКРЫТЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ В открытых тестовых заданиях нет готовых ответов. Тесты открытого типа - это ввод предполагаемого ответа на задание самим обучающимся.Методика разработки тестовых заданий открытой формы. Сначала формулируется вопрос, на который обучаемый должен знать ответ, исключается ключевое слово (формула, знак, символ, буква и т.п.), а вместо него ставится прочерк. Необходимо так сформулировать задание, чтобы ключевое слово (выражение, формула, схема, знак и т.п.) было в конце предложения. В противном случае трудно будет понять смысл задания. Перед открытыми тестовыми заданиями должна быть инструкция для обучающегося: «ДОПОЛНИТЬ». Никакие другие пояснения не требуются; что дополнить, к чему дополнить, как дополнить, должно быть понятно из текста самого задания. Ответ должен подразумеваться точным, кратким, однозначным.
Пример задания в тестовой открытой форме:Инструкция: дополнить:Задание: Близорукость корригируется при помощи ____________ линз.Пример задания в тестовой открытой форме:Инструкция: дополнить:Задание: Четырехгранный стебель характерен для представителей семейства ___________.3. Пример задания в тестовой открытой форме:Инструкция: дополнить:Задание: Если при фибрилляции предсердий ЧСС составляет 110 ударов в минуту, а пульс 92 удара в минуту, то дефицит пульса составит________ударов в минуту.Внимание! Задание в тестовой открытой форме чаще используются для усвоения понятий, терминов, правил. Необходимо помнить, что ключевое слово должно быть в конце предложения.
3. ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯЗадания на установление соответствия – это задания, при выполнении которых необходимо установить правильное соответствие между элементами двух множеств: объектов (субъектов, процессов) и их атрибутов (свойств, характеристик, структур и т.п.). Эти задания должны сопровождаться инструкцией «УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ».Методика составления тестовых заданий на соответствие. Основываясь на учебном материале, создаются два столбца некоторых данных по однородным признакам. В правом столбце должно быть на несколько позиций больше, чем в левом - в идеальном случае позиций справа должно быть в два раза больше, чем слева. Если число позиций одинаково - не исключена ситуация, когда студент точно знает соответствие по всем позициям, кроме одной, где ответ получается сам собой. Для удобства обработки результатов позиции левого столбца обозначаются цифрами, а правого - заглавными буквами.
Пример задания в тестовой форме на установление соответствия:Инструкция: установить соответствие:Задание:Возраст Показатели психомоторного развития 1. Два месяца А. Сидит2. Три месяца Б. Произносит слоги3. Пять месяцев В. Переворачивается со спины на живот Г. Удерживает голову Д. Подолгу, певуче «гулит» Е. Удерживает в руках игрушку
4. ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. Эти задания созданы для проверки знаний последовательности действий в различных ситуациях, порядка выполнения какой-либо работы, манипуляции и т.д. Они являются заданиями второго и третьего уровня.Методика разработки тестовых заданий на установление правильной последовательности.Дается инструкция «УСТАНОВИТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ», в соответствии с которой, слева ставятся цифры, указывающие на порядок действий. При необходимости можно сделать подзаголовок, который поможет студенту сориентироваться, о чем идет речь. При подготовке таких заданий необходимо давать четкие названия, точно соблюдать алгоритм контролируемой деятельности. Строки задания (кроме подзаголовка) набираются маленькими буквами. Минимальное число элементов, включенных в задание, должно быть не менее 5, а максимальное - не более 12. Задание считается выполненным правильно, если обучаемый установил абсолютно правильный порядок в данной последовательности.
Пример задания в тестовой форме на установление последовательности действий (для обучения профессиональным видам деятельности)Инструкция: Установить правильную последовательность:Задание: Применение грелки: спросить пациента о самочувствии;обработать руки кожным антисептиком;завернуть грелку в пелёнку;произвести дезинфекцию грелки;проверить грелку на герметичность (опрокинуть крышкой вниз, сжать руками);вытеснить из грелки воздух;приложить грелку на определенный участок тела на 15-20 минут;наполнить грелку на 2/3 объема водой t 55-600C;через 5 минут спросить пациента о самочувствии, осмотреть участок кожи;объяснить пациенту цель и ход процедуры, получить согласие;завинтить пробку;убрать грелку, осмотреть поверхность кожи.
Пример задания в тестовой форме на установление последовательностиИнструкция: Установить правильную последовательность отделов толстого кишечника по движению пищевого комка:прямая кишкаслепая кишкавосходящий отдел ободочной кишкипоперечно- ободочная кишкасигмовидная кишканисходящий отдел ободочной кишкиПравильный ответ: 2-3-4-6-5-1
Критерии выставления оценки В зависимости от уровня тестовых заданий составляются критерии оценки результатов и шкала оценивания. Предлагается примерная таблица критериев оценки результатов Процент результативности правильных ответов Оценка уровня подготовки Балл (отметка) Вербальный аналог90-100 5 отлично 80-89 4 хорошо 70-79 3 удовлетворительно Менее 70 2 неудовлетворительноПроцент выполнения тестов Оценка55-70 удовлетворительно71-85 хорошо86 и более отлично
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТА Формализация учебного материала, т.е. каждый раздел, тему учебной дисциплины или МДК необходимо представить в виде таких задач и вопросов, которые наиболее полно отображают их содержание. При этом важно выделить главные вопросы, не увлекаясь второстепенными. На втором этапе, в зависимости от цели тестирования (текущий, тематический, рубежный или итоговый контроль знаний, оценка остаточных знаний и др.) и выбранной формы теста разрабатывается план раскладки задач и вопросов в тестовые задания. После составления тестовых заданий в первом (рабочем) варианте преподаватель оформляет правильный ответ (эталоны ответов). Далее проводится экспертно-редакционная проверка и корректировка тестов, после чего обязательным этапом является экспериментальная проверка. Завершающим этапом является анализ результатов экспериментальной проверки и корректировка заданий и эталонов. (Если из успевающих студентов одной группы 1/3 и более не смогли выполнить сложные задания тестов, то необходимо упрощать тест).
Критерии качества тестов Рекомендуется соблюдать следующие параметры тестов:Содержание тестовых заданий должно соответствовать требованиям ФГОС по УД/МДК.Тестовые задания должны комплексно и наиболее полно отображать основные темы и ключевые понятия по конкретной УД/МДК.Необходимо избегать второстепенных элементов, включение в тест которых может привести к неоправданным выводам о знании или незнании УД/МДК.Важно соблюдать пропорции в количестве тестовых заданий по темам УД/МДК. По каждой теме учебного курса должно быть не менее 10–15 вопросов.Тестовое задание должно быть сформулировано кратко, четко, понятно и должно толковаться однозначно.Тестовое задание должно соответствовать тем источникам информации, которые применяются при изучении УД /МДК
Экспертиза качества тестовЭкспертиза тестовых заданий, вопросов является обязательным условием для создания тестов вне зависимости от уровня их применения.В процессе экспертизы проводится следующая работа:Выполняется каждое задание теста (указывается правильный ответ, приводится решение задания, где необходимо).Анализируются формулировки задания (проверяется предметная корректность формулировок). Анализируется содержание заданий на их тематическую принадлежность и уровень сложности (базовый, повышенный или высокий).В конструктивной форме формулируются замечания к каждому из заданий с предложениями, что и как необходимо изменить.Формулируется экспертное рецензионное заключение о пригодности теста для использования.
При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил:правильные ответы должны размещаться в случайном порядке;неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными;вопросы не должны повторять формулировки учебника;ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие. формулировка заданий не должна содержать двусмысленностей, а тем более ловушек, вопросы не должны быть провокационными; задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми, иметь утвердительную, а не вопросительную форму;
каждое задание и ответ формулировать так , чтобы верный ответ могли дать только те, кто хорошо усвоил материал;задания должны быть равноуровневыми по степени сложности;необходимо избегать слов с двойным значением;следует избегать вопросов, на которые можно ответить на основе логического размышления;многословные задания не могут считаться тестовыми. Идеальным считается задание, в котором не более 7 слов;простые вопросы должны предшествовать сложным вопросам;число тестовых заданий с отрицанием должно быть минимальным; При этом частица «не» выделяется жирным шрифтом.
Не рекомендуется включать в тестовые задания: дискуссионные вопросы и ответы; задания, имеющие громоздкие формулировки;вопросы, ответить на которые можно на основе общей эрудиции без специальных знаний, полученных при изучении данной дисциплины;в варианты ответов нельзя включать формулировки «все перечисленное выше», «все утверждения верны», «перечисленные ответы не верны», так как такие ответы нарушают логическую конструкцию тестового задания или несут подсказку.
Чем лаконичнее задание, тем лучше оно воспринимается. Пример:Выберите из перечисленного ниже списка факторы, влияющие на … :Предпочтительнее формулировать Факторы, влияющие на … :Пример неудачного тестового задания:Обследования официальной статистики не могут быть:а) сплошными обязательными,б) выборочными обязательными,в) выборочными на добровольной основе,г) все ответы а) – в) неверны.Крайне нежелательно использовать дистрактор типа г). В этом случае получается, что к заданию не приводится правильный ответ. Следует заменить дистрактор.
Не стоит писать в вопросе слова типа: «сформулируйте», «укажите», «сообщите», если это и так предполагается самим вопросом. Например: Напишите, как звали первооткрывателя Америки? Слово «напишите» - лишнее. Повторяющиеся фразы в каждом варианте ответа нужно включать в текст вопроса.
Точное время для ответов на подготовленный тест определяется экспериментально. Для этого в группе, состоящей минимум из трех человек (сильный, средний и слабый студент), проводится апробация теста. Примерно можно придерживаться такой нормы: на одно задание должно быть затрачено не более двух минут. Засекается время, необходимое для опроса каждого студента, и затем подсчитываются средние затраты времени на одного обучающегося. Это время и принимается расчетным. В целом, оптимальным временем для выполнения теста следует считать время от начала процедуры тестирования до момента наступления утомления (в среднем это время составляет 40 - 50 минут).
С начала XXI века в педагогических инновациях появилось отдельное направление – компьютерное тестирование,Преимущества компьютерного тестирования. Быстрое получение результатов тестирования, высокая скорость обработки данных, точность регистрации подсчета ответов и результатов.Объективная оценка знаний студентов (исключение ошибок при проверке и субьективного личного отношения преподавателя к студенту). Экономия времени преподавателя, которое он может использовать для решения других профессиональных задач (проверка осуществляется автоматически компьютером). Удобная форма проверки знаний студентов, пропустивших занятия.Создание автоматического отчета результатов тестирования позволяет быстро проанализировать качество обученности по различным темам. Фиксация и долгосрочное сохранение результатов тестирования обучающихся.
Минусами компьютерного тестирования могу быть: зависимость результатов тестов от уровня владения студента компьютером (студент может волноваться, что нажмет не те кнопки, от волнения забыть изученный материал).сложно осуществлять работу над ошибками, поскольку не все тесты могут указать, где конкретно ошибся студент и над чем стоит поработать дополнительно, что прояснить. отсутствие обратной связи - компьютер не может ни оценочно, ни эмоционально реагировать на неудачные ответы. возможность технической ошибки, некорректность формулировки отдельных тестовых заданий;существует потенциальная угроза «взлома» базы тестовых заданий.проблема шпаргалок и «списывания».
Проблема списывания и шпаргалок Отношение к списыванию весьма отличается в разных странах. В США о списывающих студентах докладывают их коллеги. Во Франции студент, пойманный на списывании, отчисляется из учебного заведения и теряет право сдавать любые экзамены (даже на водительские права) в течение пяти лет. Только в России списывание считается среди студентов чуть ли не доблестью. Повсеместное и массовое распространение списывания ставит под вопрос саму целесообразность проведения зачетов и экзаменов в тестовой форме.
Проблема списывания и шпаргалокЭкзаменационное мошенничество деморализует даже добросовестных студентов, подрывая мотивацию к систематической работе. В самом деле, зачем напрягаться и что-то там учить, когда можно легко и просто списать? Нетрудно предугадать, что результаты такого тестирования во многом недостоверны.
ВАЖНО! ОГРАНИЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ Время, отводимое на компьютерный тест, должно быть строго ограничено. По окончании заданного времени компьютер прервет опрос и выдаст результат. Предполагалось, что ограничение времени в определенной степени решает проблему шпаргалок и «списывания», так как у обучающихся исчезает время на общение друг с другом и пользование дополнительными источниками, но такая проблема существует и здесь многое зависит от преподавателя, от его ответственного и добросовестного отношения к контролю учебных достижений студента.
К недостаткам любой тестовой системы контроля можно отнести: трудоемкость составления тестов преподавателем.если преподаватель допускает ошибку при составлении ключей к тестам, студенты могут быть оценены необъективно.в тестировании присутствует элемент случайности. Например, студент, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста.очень часто очевидность приводимых неверных ответов столь явственна, что студенту не составляет труда угадать правильный ответ методом исключения неверных вариантов.другим отрицательным аспектом тестирования является возможность запоминания правильных ответов в случае повторного тестирования (при относительно небольшой базе предлагаемых вопросов).
Подводя итог, хочется сказать, что существует много мнений "за" и "против" использования тестов. Одни рассматривают тесты как средство преобразования учебного процесса в сторону снижения трудоемкости и становятся энтузиастами этого метода. Другие отказываются от тестирования, мотивируя это тем, что многие тесты несовершенны, а результаты тестирования искажены и недостоверны. Успешное и эффективное применение методов тестирования целиком зависит от двух основных факторов: - во-первых — это отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. - во-вторых, это качество тестовых заданий. К сожалению, некоторые преподаватели считают, что если придумать вопрос и пять ответов к нему, то тест готов. Подобный подход, а также отсутствие учета целого ряда особенностей при составлении тестовых заданий приводят к ошибкам. При этом достоверность информации по успеваемости, полученной на основании этих тестов, значительно снижается. Встречаются варианты, которые наряду с ошибками в фактическом материале содержат неоднозначное толкование вопросов и предлагаемых ответов, повторяющиеся или однотипные вопросы, некорректные формулировки.
Указанные минусы тестирования как метода педагогического контроля, вызывают много споров и находятся в процессе дискуссионного обсуждения. В любом случае всеобъемлющим инструментом контроля знаний тестирование стать не может. Многие проблемы тестирования недостаточно проработаны и эффективно исследуются в последнее время, поэтому абсолютизировать возможности тестовой формы контроля знаний не следует, такая технология может быть только сопутствующей формой измерения качества обученности студентов, которую целесообразно использовать в учебном процессе и которая должна обязательно сочетаться с другими традиционными формами и методами проверки и контроля знаний обучающихся.
Спасибо за внимание!