Школа для родителей. Логопедический массаж в домашних условиях. 
    Государственное автономное учреждение Саратовской области«Марксовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»      Логопедический массаж в домашних условияхЛогопед   Е. Н. Елисеева2016 г.
"Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы."                      М.Е.ХватцевЛогопедический массаж-активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.
Показания к применению логопедического массажа      В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц:Дизартрия, т.к. имеются выраженные нарушения мышечного тонуса.Ринолалия. Для разминания послеоперационных рубцов.Нарушение голоса, обусловленные нарушением тонуса вокальных мышц.Заикание: 1)При невротической форме(для коррекции эмоциональной сферы.2)При неврозоподобной форме, если есть нарушения тонуса мышц(дизартрический компонент).3) Речевые судороги для снижения тонуса мышц.Для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста, если есть нарушения двигательных функций, неврологическая симптоматика.
Основные задачи логопедического массажа.Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;Уменьшение  проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;Снижение патологических двигательных проявлений аппарата(синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);Стимуляция проприоцептивных (кинестетических) ощущений;Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции. 
В логопедической практике применяют различные виды массажа:Лечебный классический массажТочечный массажАппаратный массажЗондовый массажСамомассаж
                            СамомассажИгры с массажными шарикамиХодит ежик по дорожке      По лесу, по лесу        И иголками своими     Колется, колетсяДети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.
Игры с прищепкамиВот проснулся ,       Встал гусенок,      Пальцы щиплет он спросонок:-Дай, хозяйка, корма мнеРаньше, чем моей родне.Гусенок.Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог- от большого пальца к мизинцу.
Игры с зубными щеткамиЯ возьму зубную щетку,       Чтоб погладить пальчики.      Станьте ловкими скорей,      Пальчики-удальчикиРастирают щеткой подушечки пальцев правой, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.
Игры с шестигранными карандашами Веселый карандашКарандаш в руках катаю,           Между пальчиков верчу,    Непременно каждый пальчик     Быть послушным научу!Дети крутят карандаш между ладонями.Пропускают карандаш между одним и двумя – тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и в левой руках.Крутят карандаш между ладонями.
                      Самомассаж головы1. « Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими. 2. « Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке. 
Самомассаж лица3. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.4. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам .5. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.6. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу. 7. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.8. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.9. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3 — 5 с.  10. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.11. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
Эмпирический опыт дает возможность утверждать, что применение массажа значительно сокращает время коррекционной работы.