Программа учебного курса Куклы-обереги 
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1
Подгоренского муниципального района 
Воронежской области
Название программы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
«Куклы-обереги»
Направление                    художественно-эстетическое направление
              развития личности школьника
Класс,  возраст                      5-6  класс, 11-12 лет
Количество часов                           9 часов
                                                             Составитель:
                                                            учитель технологии
                                                       Подстрешная Ольга Васильевна 
        
       
 Пояснительная записка.
       Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план школы. Содержание программы  «Куклы-обереги» является продолжением изучения смежных предметных областей (технологии, изобразительного искусства, истории, краеведения) в освоении различных видов и техник искусства.
 Обучаемые, прошедшие полный курс обучения по программе, должны свободно ориентироваться в многообразии кукол-оберегов, в истории народного костюма, воплощать теоретические знания в прикладном творчестве: выполнять эскизы костюмов, изготавливать куклы, игрушки, вышивку и т.п. и как итог обучения – выставка кукол.     
       По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует формированию духовного мира детей, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса.         В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа. Эта деятельность способствует приобщению к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.        В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Если нам, живущим на Российской земле, не чтить и не любить то, что веками создавали предки, мы не получим и духовной подпитки, необходимой для передачи самобытной культуры России будущим поколениям. Рукоделие – это декоративно-прикладное искусство, которое является хранителем народной памяти, непосредственным носителем самобытной культуры и искусства предыдущих поколений, отражением народного опыта воспитания. Обращение к народному искусству – это возможность возрождения в человеке чувства своей земли, связи со своим народом. Обучение, построенное на основе программы, способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.
      Актуальность программы - декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».  
       Новизна и оригинальность данной программы заключается в том, что она предлагает познакомить детей с историей игрушки и костюма,  через изобразительное искусство и прикладное творчество, т.е. через изготовление куклы, украшений, аксессуаров и швейных изделий.        Программа рассчитана на детей в возрасте от 11-12 лет. Вся работа  тесно связана с народным искусством, поэтому обучающиеся знакомятся с историей игрушки, национальными традициями, народными промыслами.
          Цель программы- вызвать интерес и приобщить учащихся к истории куклы и народного костюма .
          Задачи:
 - знакомство с бытом, нравами и обычаями народов разных эпох;
 - освоение основ техники лоскутного шитья, вышивания, изготовления игрушки и сувениров, изготовления национальных кукол; 
– знакомство учащихся с традиционными народными ремеслами; - создание условий для осознанного профессионального самоопределения; 
- развитие фантазии и художественного вкуса; 
- приобретение технических знаний, умений и навыков (подготовка материала к работе, стежки и строчки); 
- формирование специальных знаний по предмету (основы конструирования и технологии швейных изделий, основы дизайна). Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач. 
1. Обучающие задачи:
 - приобретение  представлений об истории народного костюма и  назначении одежды, ее функциях; 
- усвоение элементарных знаний о быте и традициях ; 
- изучение видов головных уборов и обуви; 
- изучение традиций и народных примет;
- приобретение знаний о народной игрушке и способов ее изготовления;
-изучение русских народных промыслов.
 2. Воспитывающие задачи: 
- приобщение к народным и культурным ценностям; 
- помощь в осознании себя частью и носителем культуры своего народа;
 - воспитание аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать.
 3. Развивающие задачи: 
- совершенствование интеллектуального потенциала личности;
 - развитие образного мышления, художественного вкуса и чувства прекрасного; 
- помощь в выборе возможных профессий.
      Обучаемые знакомятся  с русскими обережными куклами,  видами ручных работ -  вышивку простыми швами, крестом изготовление сувениров, бисероплетение.
В конце учебного года, как итог, изготавливают куклу, несложной конструкции в стилизованном национальном костюме.
          Методы и формы обучения.
 Для реализации программы  используются следующие принципы обучения: 
· наглядность; 
· доступность; 
· работа от простого к сложному;
· систематичность и последовательность; 
· активность и самостоятельность;
· воспитание нравственных и эстетических чувств; 
· прочное усвоение знаний, умений и навыков;
· учёт индивидуальных способностей. 
 
                            Содержание программы.
1.Введение в программу. Вводное занятие. Правила техники безопасности.  ( 1 ч.)
Теоретические сведения: даются общие сведения о истории куклы, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о содержании  программы. 
2. Кукла-пеленашка. (1 ч.)
Теоретические сведения: даются общие сведения об изготовление куклы пеленашки..Практическая деятельность: изготовление куклы.
3. Кукла Подорожница.(1 ч.)
Теоретические сведения: даются общие сведения об изготовление куклы.
Практическая деятельность: изготовление куклы.
4. Кубышка-травница (1 ч.)
Теоретические сведения: даются общие сведения об изготовление куклы.
Практическая деятельность: изготовление куклы.
5. Куколка на счастье. (1 ч.)
Теоретические сведения: даются общие сведения об изготовление куклы.
Практическая деятельность: изготовление куклы.
6. Валдайский колокольчик. (1 ч.)
Теоретические сведения: даются общие сведения об изготовление куклы.
Практическая деятельность: изготовление куклы.
7. Кукла Желанница (1ч.)
Теоретические сведения: даются общие сведения об изготовление куклы.
Практическая деятельность: изготовление куклы.
8. Кукла Крупеничка.(1 ч.)
Теоретические сведения: даются общие сведения об изготовление куклы.
Практическая деятельность: изготовление куклы.
9. Итоговое занятие. Выставка работ.(1 ч.)
                                                Тематический план
№ Тема занятия Кол-во часов Теоретич. Практич.
1. Вводное занятие.  1 1 -
2. Кукла-пеленашка. 1 - 1
3. Подорожница1 - 1
4. Кубышка-травница1 - 1
5. Куколка на счастье 1 - 1
6. Валдайский колокольчик 1 - 1
7. Желанница1 - 1
8. Крупеничка1 - 1
9. Итоговое занятие. Выставка работ. 1 1 -
                                         Итого 9 2 7
     Контроль уровня обученности.
Учащиеся должны знать:
- историю куклы и народного костюма, функции и назначения;
 - овладеть основными приёмами и техникой различных видов рукоделия;
 - историю развития  вышивки, шитья, бисероплетения, аппликации; 
- соблюдать технику безопасности труда;
 - знать простейшие виды ручных швов, применять их в изготовлении изделий;
 - изготавливать простейшие народные игрушки;
 - уметь изготавливать несложные в исполнении сувениры; 
- изготавливать изделия с бисером несложной конструкции; 
- иметь начальное представление о конструировании и моделировании на примере кукольной одежды;
 - развивать самостоятельность и самоконтроль (доводить начатое дело до конца); - развивать общую координацию и мелкую моторику пальцев рук. 
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в особенностях русского народного костюма, знать и уважать традиции своего народа; 
- уметь изготавливать несложные в исполнении сувениры и куклы-обереги; 
- изготавливать изделия с бисером несложной конструкции; 
- должен уметь правильно выкраивать, соединять и оформлять изделие;
 - подбирать материал, соблюдать технику безопасности при работе с инструментами и приспособлениями; 
- самостоятельно изготавливать мягкую игрушку, создавая разнообразные выразительные образы. - проявлять аккуратность, бережливость, самостоятельность, фантазию, эстетический и художественный вкус; 
- развить личностные качества; - владеть основными навыками ручной работы6  пользоваться иглой, техникой  вышивки крестом, гладью, техникой бисерного низания;
- уметь самостоятельно изготавливать более сложные модели игрушек.
- активно участвовать в различных творческих конкурсах;
      Формы подведения итогов и оценка результатов.
 Для качественного усвоения программы с каждым обучающимся ведётся индивидуальная работа по обработке выполнения технических операций и приёмов. Каждая работа наглядно показывает возможность обучающегося. 
    В качестве формы контроля знаний применяется опрос. В конце учебного курса каждый обучаемый представляет свою творческую работу. Проводится защита творческих работ. Обучаемые представляют на выставку самодельных тряпичных кукол.
Список литературы
Основная литература: 
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения). 
2. Примерные программы по учебным предметам. Техноглогия. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения). · Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
 3. Сборник авторских программ дополнительного обр.детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервис школа, 2002. – 312с. · Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14
Список литературы для педагогов и детей: 
1. Технология. 9 класс: элективный курс «Традиции русской народной культуры» / авт.-сост. Е.А. Гурбина, М.В.Гурко, С.А.Левина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 171 с.
2. Технология. 6-8 классы. Русские традиции при изготовлении различных изделий: конспекты занятий / авт.-сост. И.Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007.- 107 с.
3. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с соленым тестом, аппликации из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / авт.-сост. Е.А.Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.: ил.
4..Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская Дополнительная литература: 5. Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).6. Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. Воронеж, 1994.
7. Шмойлов А.И. Весь мир в игрушке: Пособие для учителя. Воронеж, 1998.
8. Щербачев В. Куклы Горбачевой // Коммуна. 1994, 27 января.
9. Русский народный костюм: Из собрания Государственного музея этнографии народов СССР: Альбом / Авт.-составитель Л.Н.Молотова. Л., 1984.
 10. Люби и знай родной край. Учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч.ред. Б.Я.Табачников. Воронеж : Центр  духовного возрождения Черноземного края, 2008.-384с.
Интернет-ресурсы
http://www.ecorodinki.ru/voronezhskaya_oblast/karta/?site=rgrt3s58gg7k02mkk3pqq6elb0ЭкоРодники
http://zanimatika.narod.ru/RF36.htm Воронежские страницы. Интересное и познавательное о Воронежском крае
Традиции и обряды Воронежского края
http://readerlounge.blogspot.ru/2014/01/blog-post_4.html Читательская гостиная РГБ
http://www.okrae.odbvrn.ru/chtoby-deti-znat-mogli-o-delakh-rodnoi-zemli/chem-slavitsya-voronezhskii-krai Детям о Воронежском крае