Метапредметный подход в преподавании физики


Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода.Примечательно, что, двигаясь на полном ходу в будущее – модернизацию процесса обучения, мы, все равно, действуем с оглядкой на прошлое. Метапредметность была чрезвычайно популярна в начале прошлого века.
Метапредметное обучение разделялось на ступени; так на первой ступени – с детьми гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения проводили экскурсии, диспуты, диалоги, дискуссии.(слад 1)
Сегодня мы говорили лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах обучения в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД)
Метапредметы – учебные предметы, предполагающие работу с материалом нескольких учебных предметов сразу,это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит интеграция учебного материала .слайд№3
В рамках метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации)
В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.
На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем.
Каким же образом можно реализовать метопредметность на нашей дисциплине:
Слайд№7
В природе физические, химические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном процессе все эти явления изучаются раздельно, тем самым их связи разрываются, поэтому в школе обязательно должно быть предусмотрено осуществление метапредметных связей.
Уроки:
Домашние задания по другим предметам. Учащимся предлагают домашние задания по повторению ранее изучаемого материала по смежным предметам, необходимого для понимания вопросов, которые будут рассмотрены на следующем уроке. Задание должно быть конкретным. Организация такого повторения имеет свою специфику. Так, давая задание, нужно предварительно объяснить, как работать с опорным материалом (прочитать и усвоить, сравнить с тем явлением как описано и рассказано в учебнике, выписать в тетрадь определение, дать ответы на вопросы). Например:
- Перед изучением теплоты сгорания топлива по «Физике» предлагают домашнее задание: повторить по учебнику «Химия» об энергетике процесса горения.
- При объяснении природы тока в электролитах привлекают знания учащихся об электролитической диссоциации и электролизе из курса «Химия».
- После объяснения условия плавания тел в жидкости, школьникам в качестве упражнения предлагают задание: объяснить роль плавательного пузыря у рыб с точки зрения физики. Сведения, полученные на уроках по другим учебным предметам, чаще всего используются в качестве опорных знаний, либо для выдвижения проблемы, либо для углубления, расширения и закрепления знаний.
В любом из этих случаев, используемый материал необходимо повторить, пользуясь, по возможности, теми формулировками и обозначениями, которые были введены в смежном курсе. Если же обозначения иные, то необходимо показать идентичность.
2 обладают большой возможностью систематизации знаний и навыков в отработке программного материала.
3 метапредметные семинары.
«Тепловые двигатели и охрана природы».
Подготовку семинаров ведут, как правило, учителя нескольких предметов (физика, химия, биология, астрономия и др.) (двигатели ветряные, электрические, водородные). Семинары готовят учащиеся  разбившись на группы, команды, поэтому - 2 урока).
Некоторые учителя дают контрольную работу с включением одного вопроса из другой области.
4. при обсуждении понятия пространства учащиеся задаются вопросом почему в одном разделе физики пространство такое, а другом - такое и как оно связано с понятием которое используется в геометрии и химии. 
ВнеурочкаНа что хватит вашей фантазии
Качественные задачи,астрономические наблюдения,эксперементальные задачи,научно –практические конеренции,проблемный эксперемент,проектная деятельность.
Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том ,что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения