Организация индивидуального подхода к одаренным детям в образовательном процессе

МБУ ДО ДТ




















Семинар на тему:
«Организация индивидуального подхода к одаренным детям в образовательном процессе»




Место и время
проведения
МБУ ДО ДТ

Подготовила и провела методист
МБУ ДО ДТ
Гончар Э.Ю.













г. Новочеркасск, 2014г.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться. Осознавая это, в последние 10-15 лет наше общество постепенно начало осуществлять переход от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-ориентированной, “центростремительной” модели (центром же является ребенок).
До недавнего времени считалось, что проблемы одаренных детей в нашей стране нет: для рано раскрывшегося музыкального, художественного или математического дара существовали специализированные школы, те же дети, которые в них не попадали, какому-то избирательному педагогическому искусству воздействия не подлежали и обучались все “на равных”. Говорить о необходимости поддержки юных талантов не переставали, но самой поддержки в реальности тоже не было, если не брать во внимание исключительные случаи. Причина была даже не в том, что учителя и родители не хотели заниматься одаренными детьми, а в том, что не существовало и поныне не существует системы диагностики, культивирования, контроля и защиты, которая позволяла бы выделять одаренных детей и создавать условия для их развития, которая предусматривала бы объединение усилий педагогов, воспитателей, родителей (количественный аспект) и создавала бы соответствующий механизм реализации в рамках нашей образовательной системы (качественный аспект).
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Как правило, у одаренных детей проявляются:
высокая продуктивность мышления;
легкость ассоциирования;
способность к прогнозированию;
высокая концентрация внимания.
На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор. Ни на минуту не следует забывать, что одаренный ребенок неповторимая личность.
На практике, к сожалению, педагоги замечают чаще всего тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами, или же тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные же дети остаются, как правило, в стороне.
Одаренные дети представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой требуется индивидуализированное обучение. Необходимо уделять больше внимания развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной ответственности и качеств бескорыстного лидерства.
Личность многогранна, ее становление определяется множеством факторов, как внешних, так и внутренних. Все в своем развитии проходят некоторую последовательность постепенно усложняющихся этапов, но каждый со своей скоростью. Одаренные дети отличаются от обычных детей, но ведь они и между собой отличаются. Одаренность не однородная характеристика, как не двух одинаковых детей, так нет и двух одинаковых талантов. Само определение таланта уже противоречит унифицированности, ведь это создание чего-то нового, ранее никогда не существовавшего. Каждый одаренный ребенок уникален по-своему. Поэтому конкретный учебный план должен учитывать как особенности одаренных детей в целом, так и индивидуальность каждого маленького гения в отдельности. Они, возможно даже более чем их обычные сверстники, нуждаются в индивидуальном подходе.
Система свободных, не организуемых жестко занятий, представляется наиболее подходящей для обучения одаренных детей. Она дает каждому ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении. Таким требованиям наиболее отвечает коллективная форма организации обучения, когда дети являются субъектами педагогического процесса. Это вполне оправдано, так как одаренные дети могут оказаться умнее своего учителя, и поэтому жесткая регламентация учебного материала, назидательный тон, конформистские решения здесь не приемлемы.
Технология индивидуального подхода к одаренным детям, по мнению Ковальчук Я.И.заключает в себе:
1. Определить уровень развития ребенка, его качества, способности, личностные особенности.
2. Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.
3. Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение учебного материала, умений и навыков.
4. Определить способы оценки успехов ребенка.
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.
Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения.
Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка, как по положительному критерию, так и по отрицательному критерию: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения того или иного показателя еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так, высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» или как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
При выявлении одаренных детей, более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:
различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности и т.п.);
специальные психодиагностические тренинги;
экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;
проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности.
Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Последнее обстоятельство позволяет существенно расширить сферу используемых психодиагностических методов и учесть целый ряд дополнительных моментов:
На основании диагностических исследований педагог может разработать для каждого одаренного ребенка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сложность технологии индивидуального подхода к одаренным детям осложняется тем обстоятельством, что к ним не применимы определенные возрастные особенности, ведь каждый из них неповторим и находится на своей «возрастной» ступени, соответствующей уровню его развития. Но зато к ним применимы некоторые общие особенности, присущие одаренным детям:
Главное в обучении одаренных детей это все-таки педагог. Только личности может воспитать личность, а если последняя уже таковой является, каким же должен быть учитель малолетних гениев? Какие качества должны быть ему присущи?
Главная составляющая личности педагога - творчество, способность к нестандартным решениям, свободному варьированию форм, методов, способов обучения; для чего необходимо их совершенное знание.
Профессиональная компетентность. Все знать невозможно, но нужно к этому стремиться, нужно знать, где найти ответ на интересующий вопрос. Облегчает задачу то, что одаренным детям не нужно репродуктивное обучение, готовые ответы, необходимо заинтересовать их в поиске истины.
Чуткость, чувствительность к переживаниям и потребностям других, что имеет особое значение для одаренных детей, которые весьма ранимы и чувствительны.
Способность к индивидуализации обучения. Педагог должен уметь различать индивидуальные черты в способностях своих воспитанников и, соответственно им, видоизменять процесс обучения. Учитывать особенности каждого ребенка, ориентируясь на возможности группы в целом. Мобильно трансформировать потребности группы и каждого в цели, методы, формы учебного процесса.
По большому счету, педагог для одаренных должен быть весьма неординарной личностью, и если не одаренным, то с довольно высоким уровнем развития способностей.
Как видно, индивидуальный подход к одаренным детям необходимая составляющая их обучения. Они не такие как все, но и в одной группе они не однородны, у каждого свой уникальный набор способностей и уровень их развития, свой темп усвоения, свои склонности и интересы, но они более ранимы и чувствительны, поэтому для них особенно важен индивидуальный подход.
Наиболее подходящая для обучения одаренных детей - коллективная форма организации обучения, когда дети являются субъектами педагогического процесса. Система свободных, не организуемых жестко занятий дает каждому ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении. Важную роль в персонифицированном обучении играет педагог, обладающий творчеством, профессиональной компетентностью, ориентированный на индивидуализированную модель взаимодействия с детьми.
Важно помнить, что одаренность - «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку педагогу важно найти именно индивидуальный подход
Исходя из анализа литературы, можно выделить следующие психолого-педагогические условия индивидуального подхода к одаренным детям:
Обогатить окружающую среду ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создать условия для проявления творческой активности
Обеспечить благоприятную атмосферу, доброжелательность со стороны педагога, предоставить детям возможности активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем.
Не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно.
Обладает ли ваш ребенок артистическими способностями?
(Опросник для родителей)
По мнению вашего ребенка, отличаются ли слова “тон” и “нюанс”?
Может ли ваш ребенок жить в неуютной, скучной квартире и не придавать этому значения?
Он любит рисовать?
Он обращает внимание на то, кто как одет, предпочитая модную одежду той, которая ему нравиться?
Знакомы ли ему имена: Кандинский, Пикасо, Мане?
У него некрасивый почерк?
Он предпочитает одежду одной цветовой гаммы?
Ему нравиться ходить на экскурсии в музей?
Если вы возвращаетесь вечером домой, он может остановиться, чтобы полюбоваться закатом солнца?
Он чертит геометрические фигуры?
Вашего ребенка привлекают художественные салоны?
Он любит продолжительные прогулки?
Ему нравиться одиночество?
Он находит, что абсурдно, идя по улице, декламировать стихи?
Музыку он слушает лишь ради развлечения?
В его памяти остаются красивые пейзажи?
Он находит, что морские камешки красивы?
Любит ли он новые встречи и знакомства с новыми людьми?
Он читает вслух стихи, когда они соответствуют его душевному состоянию?
Пытался ли ваш ребенок разрисовать стены своей комнаты?
Он любит ходит в парикмахерскую, чтобы поменять прическу?
В его комнате всегда порядок?
Пробовал ли он сочинять детские песенки?
За каждый ответ, совпадающий с ключом, - 1 балл.
Ключ: «+» - 1,3,4,5,7,8,9,11,12,13,16,17,19,20,21,22,23.
«-» - 2,6,10,14,15,18.
Более 16 очков. У вашего ребенка есть чувство прекрасного, которое свойственно артистической натуре.
8-16 очков. Конечно, ваш ребенок иногда витает в облаках, хотя и понимает значение красоты в жизни человека. Он, скорее всего рационалист. Вам не стоит беспокоиться по этому поводу, так как ему всегда будет удаваться сочетать приятное с полезным.
Менее 4 очков. Такого человека, как ваш ребенок, не волнует красота восхода солнца и его заката. Об этом стоит задуматься. Возможно, в воспитании вы мало внимания уделили развитию чувств у ребенка.

Как развита фантазия у вашего ребенка.

Ответьте на вопросы и подсчитайте баллы. В скобках после вопроса указаны баллы: первый – за ответ «да», второй – за ответ «нет»
Увлекается ли ваш ребенок рисованием? (2, 1)
Часто ли он грустит? (1, 2)
Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям для украшения? (1, 0)
Проявляет ли он инициативу в учебе? (2, 1)
Размашистый ли у него почерк? (1, 0)
Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус? (2, 1)
Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигурки “от скуки” (0, 1)
Любит ли он импровизировать под музыку танцы и стихи? (1, 0)
Он пишет длинные сочинения по литературе? (2, 1)
Ему снятся необыкновенные сны? (1, 0)
Он легко ориентируется в обстановке, знакомой только по описанию? (1, 0)
Плачет ли он под впечатлением просмотренного фильма или прочитанной книги? (1, 0)
Посчитайте полученные очки. Если ваш ребенок набрал:
14-16 очков: У него буйная фантазия. Если ее умело направлять, то жизнь ребенка станет гораздо богаче и принесет много радости и ему, и окружающим его людям.
9-12 очков: Фантазия ребенка не из самых слабых, однако, нуждается в тренировке и доразвитии.
5-8 очков: Скорее всего, ваш ребенок реалист, он не витает в облаках. В определенной степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Вы можете ему помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии.

Анкетирование родителей по опроснику Дж. Гилфорда

Цель: определение родителями творческого потенциала ребенка.
1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?
2. Меняет ли он свои наклонности?
3. Любит ли рисовать абстрактные картинки?
4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
5. Любит ли фантастические истории?
6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
7. Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?
8. Сделал ли когда-нибудь то чего не знал, или то, чего не существует?
9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
10. Боится ли темноты?
11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?
13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
14. Был ли удачен этот замысел?
15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
17. Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?
18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?
19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?
23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?
Результаты:
От 20 до 23 очков - ребенок очень сообразителен, способен творчески относиться к окружающему и следует помогать ему в этом.
От 15 до 19 - ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь, когда чем-либо заинтересован.
От 9 до 14 - большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи, однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.
От 4 до 8 - ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении для него важной цели.
Менее 4 очков - ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.
Наблюдение (проводится педагогом)
Преимущество метода наблюдения в том, что ребенок в момент его изучения находится в естественных условиях, он осуществляет деятельность, диктуемую его внутренней мотивацией. Только во время наблюдении можно фиксировать такие важные показатели творческого развития как наличие у ребенка желания творческой деятельности, частоту и настойчивость творческих занятий, победу мотива спонтанной творческой деятельности над мотивом выполнения чьих-то заданий и другие.
Наблюдение отличается от простого созерцания тем, что это осознанная, целенаправленная, специально инструментированная деятельность педагога. Последнее может быть достигнуто путем создания стандартизированного бланка наблюдений.
Преимущество использования бланков заключается в том, что в наблюдении могут участвовать педагоги, не имеющие специального опыта диагностической работы. На бланке указаны качества или признаки поведения, представляющие собой параметры творческого развития личности. Если в диагностической работе участвует группа педагогов (а в таком случае получаются более достоверные результаты), технология работы с бланками для фиксации наблюдений представляет собой следующее.
Например:
Время наблюдения: начало, середина и конец учебного года;
Количество фиксаций: три раза;
Число участников наблюдения: пять независимых характеристик.
Это значит, что пять педагогов после трех занятий, идущих одно за другим (в начале, середине и конце года) заполняют независимо друг от друга, на основе своих собственных наблюдений, бланки на каждого ребенка. Таким образом, по каждому интересующему нас параметру в течение одного среза мы имеем 15 показателей. Самая простая, количественная обработка данных заключается в том, что степень выраженности каждого качества переводится в баллы в числовом выражении и определяется средняя величина. Сопоставление этих величин в начале, середине и конце года дают представление о динамике развития качества. Более сложная, качественная, обработка данных проводится психологами с учетом особенностей личности и педагогической позиции педагогов, участвующих в диагностике, а также в сопоставлении данных наблюдения с данными, полученными иными методами.
Бланк наблюдений состоит из трех частей: параметры творческого развития; признаки, которые можно наблюдать и фиксировать; шкала оценки. Так как любая оценка является относительной, то есть данные конкретного испытуемого всегда соотносятся с фоновыми данными (данные других испытуемых, сходных по большинству параметров, кроме изучаемого, полученные тем же методом), то вы сами можете создать шкалу оценки.
Например:
Часто – иногда – никогда.
Низкий уровень – средний – высокий – очень высокий.
(Можно пользоваться привычной пятибалльной системой оценки).
Что касается параметров и признаков, то лучше создавать бланки наблюдений, где указан набор конкретных признаков. Если же в бланках указаны лишь параметры, то возрастает значение количества участников наблюдения, а также их теоретическая подготовка, в течение которой организатору всего исследования необходимо убедиться, что все участники адекватно понимают термины.
Стандартизированный бланк наблюдений может выглядеть следующим образом

Фамилия, имя ребенка Класс (творческое объединение)
. .

Признак
Степень выраженности


часто
иногда
никогда




































Дата наблюдения Время .. Педагог.


Ниже предлагается несколько подходов к выделению параметров и признаков творческого развития личности, на основании которых можно конструировать бланки наблюдений.
Классификация творческих способностей по А.И.Луку.
Зоркость в поисках. В потоке внешних раздражителей человек обычно воспринимает лишь то, что укладывается в его «координационную сетку» уже имеющихся знаний и представлений. Остальное он неосознанно отбрасывает. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - нечто большее, чем просто наблюдательность.
Способ кодирования информации нервной системой. Мозг облекает любую мысль в ту или иную форму. Способ кодирования накладывает печать на форму внешнего выражения результатов, а если смотреть шире – на выбор содержательной области мышления.
Способность к свертыванию мыслительных операций заключается в том, что длинная цепь рассуждений, понятий заменяется одной обобщающей операцией, тем самым мышление переходит на более высокий уровень абстрагирования, использования все более емких в информационном отношении символов.
Способность к переносу – способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, способность к выработке обобщенных стратегий.
Боковое мышление – способность увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию.
Цельность восприятия – способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. В процессе творческой работы необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более общие картины.
Готовность памяти – способность вспомнить о свойствах объекта и соотнести эти знания с задачей. Имеет в виду скоростной момент извлечения информации из памяти.
Сближение понятий – легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, «смысловые расстояния» между ними.
Гибкость мышления. Быстрый и легкий переход от одного класса явлений к другому. «Смысловые расстояния» – переменная величина, на которую влияет функциональная фиксированность человека; способность к преодолению фиксированность – одно их проявлений гибкости мышления.
Гибкость интеллекта – способность вовремя отказаться от ложной гипотезы.
Способность к оценочным действиям, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки.
Способность к «сцеплению» – то есть объединение воспринимаемых раздражителей, быстрое соотнесение новых сведений с прежним личным опытом.
Легкость генерирования идей. Чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие.
Беглость речи. Легкость необходима, чтобы облечь новую идею в слова. При этом важна осмысленность.
Способность к доведению до конца. Это не просто настойчивость, собранность и волевой настрой, а способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального смысла.
Письменный опрос педагога по методике А.И Савенкова
Опросник№1
Эта шкала поможет педагогу оценить степень развитости определенных черт личности детей.
Перед вами список черт (качеств), степень выраженности которых Вы будете оценивать у каждого ребенка по следующей уровневой системе:
Низкий уровень - если данная черта не проявляется совсем.
Уровень ниже среднего - если данная черта проявляется, но достаточно редко.
Средний уровень - если данная черта в равной степени как проявляется, так и не проявляется.
Уровень выше среднего - если данная черта проявляется часто, но не всегда.
Высокий уровень - если данная черта проявляется всегда.
1. Самооценка
Реальная оценка своих личностных качеств и способностей. Ребенок знает свои "сильные" и "слабые" стороны, учитывает их в своей деятельности и общении с другими людьми.
Например: - Я не буду рисовать трактор, потому что я не умею рисовать машины.
2. Эгоцентризм.
Направленность на себя. Ребенок смотрит на мир только сквозь призму своего мнения и практически не способен встать на позицию другого человека.
Например: - Я буду играть в мяч, потому что я так хочу.
3. Демонстративность.
Желание всегда быть в центре внимания. Ребенок стремиться любой ценой привлечь к себе внимание взрослых и сверстников.
Например: - Посмотрите, что я сделал и какой я.
4. Эмоциональность.
Восприимчивость, "чувствительность" сензитивность к явлениям окружающего мира
Выражается в экспрессивных реакциях ребенка или, наоборот, в излишней тревожности.
Например: - Как вы могли не полить цветы, ведь они теперь умрут от жажды!
5. Произвольность поведения.
Умение подчинять свои желания, мысли, поведение, внимание требованиям необходимости. Ребенок контролирует свои желания и свое поведение в соответствии со сложившимися обстоятельствами или моральными нормами.
Например: - Я не буду шуметь, так как это мешает другим людям.
6. Способность к оценке.
Критичность мышления ко всему происходящему. Выражается в способности ребенка отличать положительные и отрицательные стороны деятельности и поведении других людей.
Например: Мне нравится машина, которую сделал Сережа, потому что у нее ровные колеса и кузов с кабиной подходят друг к другу по размеру.
Опросник №2.
Эта шкала поможет педагогу оценить степень развитости основных интеллектуальных и творческих способностей детей.
Перед вами список качеств, степень выраженности которых Вы будете оценивать у каждого ребенка по следующей уровневой системе:
Низкий уровень - если данное качество не проявляется совсем.
Уровень ниже среднего - если данное качество проявляется, но достаточно редко.
Средний уровень - если данное качество в равной степени как проявляется, так и не проявляется.
Уровень выше среднего - если данное качество проявляется часто, но не всегда.
Высокий уровень - если качество проявляется всегда.
1. Память.
Способность ребенка быстро запоминать и удерживать долгое время в памяти различную информацию (либо слуховую, либо зрительную, либо двигательную). "Маленький компьютер"
Например: - Эта птичка похожа на ту, которую мы видели здесь прошлой зимой.
2. Внимание.
Способность ребенка быстро концентрироваться, "настраиваться" на деятельность и долгое время ею заниматься не отвлекаясь. "Крайне сосредоточенный".
Например: Ребенок бегает на перемене, но звенит звонок, и он уже готов заниматься долго, не отвлекаясь.
3. Способность к анализу и синтезу.
Способность ребенка быстро "раскладывать" предложенную информацию (предмет) на составляющие ее части или, наоборот, из нескольких частей собирать целое (делать вывод). "Маленький ученый".
Например: - На улице весна, потому что тает снег, прилетают птицы, греет солнце.
- На улице тает снег, греет солнце, прилетают птицы - значит, наступила весна.
4. Продуктивность мышления.
Способность ребенка на поставленную перед ним проблему находить большое количество решений. "Генератор идей".
Например: - На что похож круг? На яблоко, на солнце, на тарелку и т.д.
5. Перфекционизм (старательность)
Стремление ребенка доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким стандартам. "Очень старательный".
Например: Ребенок учится писать. Он будет настолько долго и тщательно выводить буквы по несколько раз, что даже ваша похвала его не остановит.
6. Гибкость мышления.
Способность ребенка быстро изменять свое поведение, вносить коррективы в свою деятельность в зависимости от изменившихся обстоятельств, объединять в своей деятельности знания и умения из различных областей жизни. "Ловкий и изворотливый менеджер".
Например: Ребенок рисует хвост кошки. Краска растекается и грозит испортить рисунок. Он ловко "превращает" расплывшийся хвост в корень дерева.
7. Оригинальность мышления.
Способность ребенка выдвигать новые, нестандартные идеи, видеть "необычное" в обычном, действовать "не как все". "Оригинал".
Батарея тестов для изучения творческого мышления
Большинство современных тестов являются модификацией тестов Гилфорда и Торренса.
1) Беглость (легкость, продуктивность) этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
2) Гибкость фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
3) Оригинальность фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
4) Точность фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Показатель каждого теста отражает два или три упомянутых фактора. Более того, если показатели надежности тестов творческого мышления достаточно велики и равны 0,80,9, а коэффициент надежности, определенный методом взаимозаменяемых форм, равен 0,70,9 (8), то с факторным анализом дело обстоит сложнее.
Факторный анализ выполнения тестов Торренса не подтверждает интерпретацию этих показателей на основе единичных конструктов. Взаимокорреляции разных показателей единичного теста были выше взаимокорреляции аналогичного показателя (например, беглости) по разным тестам. Два показателя оригинальности, полученные в батарее образного творческого мышления (9), дают корреляцию на уровне 0,30 и 0,40 друг с другом и еще ниже с показателями оригинальности тестов вербальной и образной батарей. Отсюда, по мнению А. Анастази, нецелесообразно рассматривать один и тот же показатель из различных тестов как меру одного и того же свойства личности.
Необходимо отметить несколько моментов, связанных с процедурой проведения тестов. Тесты можно проводить как индивидуально, так и в группе. Для того чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называют занятиями. Часто эти занятия проводятся в игровой форме.
В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, испытуемых просят предложить как можно больше разнообразных ответов на наши вопросы, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой.
Время проведения процедуры около 40 минут.
Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).
Следует отметить, что субтест 3 (слова или выражение) имеет две модификации, одна модификация слова предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация выражение предназначена для детей 915 лет.
Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)
Задача
Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.
Инструкция для испытуемого
Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?
Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста 3 мин. При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.
Оценивание
Результаты выполнения теста оценивались в баллах.
Имеются три показателя.
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.
Б = n.
Б беглость,
n число уместных ответов.
Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.
2) Гибкость число классов (категорий) ответов.
Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной категории создание поделок и игрушек.
Категории ответов
1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).
2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).
3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).
4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).
5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).
6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).
7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).
8. Сдача в макулатуру.
9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).
10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).
11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).
12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).
Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.
Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке).
За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком.
За одну категорию начисляется 3 балла.
Г = 3 m.
Г показатель гибкости,
m число использованных категорий.
3) Оригинальность число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 3040 человек.
Один оригинальный ответ 5 баллов.
Все баллы за оригинальные ответы суммируются.
0р = 5 k.
0р показатель оригинальности,
k число оригинальных ответов.
Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае мы предлагаем проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе, отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а, следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.
Т1 = Б1 + Г1 + Ор1 = n + 3 m + 5 k.
Т1 суммарный показатель первого субтеста,
Б1 беглость по 1 субтесту,
Г1 гибкость по 1 субтесту,
Ор1 оригинальность по 1 субтесту,
n общее число уместных ответов,
m число категорий,
k число оригинальных ответов.
Субтест 2. Последствия ситуации
Задача
Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.
Инструкция для испытуемого
Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.
Время выполнения субтеста 3 минуты.
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах.
Имеются два показателя.
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) общее число приведенных последствий.
1 ответ (1 следствие) 1 балл.
Б = n.
2) Оригинальность число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке 3040 человек).
1 оригинальный ответ 5 баллов.
0р = 5 k.
0р показатель оригинальности,
k число оригинальных ответов.
Т2 = n + 5 k.
Т2 суммарный показатель второго субтеста.
Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.
Субтест 3а. Слова
Модификация для детей 58 лет.
Субтест проводится индивидуально.
Задача
Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.
Инструкция для испытуемого
1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка».
На ответ дается 2 минуты.
2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например «сумка».
На ответ дается 2 минуты.
Время выполнения всего субтеста 4 минуты.
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.
Имеются два показателя.
1) Беглость общее число приведенных слов.
1 слово 1 балл.
Б = n
Б показатель беглости,
n общее число слов.
Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.
2) Оригинальность число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 3040 человек.
1 оригинальное слово 5 баллов.
0р = 5 k.
Ор показатель оригинальности,
k число оригинальных слов.
Т3 = n + 5 k.
Т3 суммарный показатель третьего cубтеста (для детей 58 лет).
Субтест 3б. Выражение
Модификация для детей 915 лет
Задача
Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.
Инструкция для испытуемого
Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы).
Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм».
А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.
Время выполнения субтеста 5 минут.
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.
1) Беглость число придуманных предложений (n).
1 предложение 1 балл.
Б = n.
2) Гибкость число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело».
1 слово 0,1 балла.
Г = 0,1 m.
Г показатель гибкости,
m число слов, используемых один раз.
3) Оригинальность
Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 3040 человек.
Одно оригинальное предложение 5 баллов.
Ор = 5 k.
Ор показатель оригинальности,
k число оригинальных предложений.
Т3 = n + 0,1 m + 5 k.
Т3 суммарный показатель третьего субтеста (для детей 915 лет).
Субтест 4. Словесная ассоциация
Задача
Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
Инструкция для испытуемого
Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга
Время выполнения субтеста 3 минуты.
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.
1) Беглость суммарное число приведенных определений (n).
Одно определение 1 балл.
Б = n.
Б показатель беглости.
2) Гибкость число категорий ответов.
Одна категория 3 балла.
Г = 3 m.
Г показатель гибкости,
m число категорий ответов.
Категории ответов
1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).
2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).
3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).
4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).
5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).
6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).
7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).
8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).
9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).
10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).
11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).
12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).
Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз. Максимальный балл 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.
Г = 3 m.
Г показатель гибкости,
m число категорий.
3) Оригинальность число оригинальных определений.
Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 3040 человек.
Одно оригинальное определение 5 баллов.
0р = 5 k.
Ор показатель оригинальности,
k число оригинальных определений.
Т4 = n + 3 m + 5 k.
Т4 суммарный показатель четвертого субтеста.
Субтест 5. Составление изображений
Задача
Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.
Инструкция для испытуемого
Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
В первом квадрате нарисуй лицо, во втором дом, в третьем клоуна, а в четвертом то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.
Испытуемому предъявляется набор фигур, изображенный на рис. 1 Образец незаполненного тестового бланка приведен на рис. 2.
Время выполнения всех рисунков 8 минут. Длина стороны квадрата 8 см (для тестового бланка).
Оценивание
Оценивание производится по двум показателям.
1) Беглость гибкость. В данном показателе учитываются:
n1 число изображенных элементов (деталей);
n2 число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n2 изменяется от 0 до 4.
Одна деталь 0,1 балла.
Один класс фигур 1 балл.
n3 число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии).
Одна ошибка 0,1 балла.
Б4i=1 = (0,1n1i + n2i 0,1 n3i)
Б беглость,
i номер рисунка (от 1 до 4).
Баллы Б суммируются по четырем рисункам.
2) Оригинальность
k1 число оригинальных элементов рисунка.
Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга.
Один оригинальный элемент 3 балла.
В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.
k2 оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 3040 человек.
k2 может принимать значения 0 или 1.
За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку)
0р4i=1 = 5 k + k1i .
Ор оригинальность,
i номер рисунка (от 1 до 4).
Т5 = Б + 0р.
Т5 суммарный показатель пятого субтеста,
Б беглость,
0р оригинальность.
Субтест 6. Эскизы
Задача
Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.
Инструкция для испытуемого
Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.
Время выполнения задания 10 минут.
Тестовый бланк это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга 1,5 см.
На рис. 5 приводится образец тестового бланка для данного субтеста.
В качестве примера к субтесту предъявляется нарисованный человечек (рис. 3).
Оценивание
Проводится по трем показателям:
1) Беглость число адекватных задаче рисунков.
Один рисунок 1 балл.
Б = n
n число рисунков (изменяется от 0 до 20).
Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал круг.
2) Гибкость число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.
Одна категория 3 балла.
Г = 3m.
m число категорий.
Категории ответов
1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).
2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).
3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).
5. Игрушки, игры (любые).
6. Космос (ракета, спутник, космонавт).
7. Лицо (любое человеческое лицо).
8. Люди (человек).
9. Машины. Механизмы.
10. Посуда.
11. Предметы домашнего обихода.
12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).
13. Растения (любые деревья, травы, цветы).
14. Спортивные снаряды.
15. Съедобные продукты (еда).
16. Узоры, орнаменты.
17. Украшения (бусы, серьги, браслет).
Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.
3) Оригинальность
Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в 3040 человек).
Один оригинальный рисунок 5 баллов.
Ор = 5 k.
Ор показатель оригинальности,
k число оригинальных рисунков.
T6 = n + 3 m + 5 k.
Т6 суммарный показатель шестого субтеста.
При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись
У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках, и подписать названия к рисункам. В основном это относится к возрастной группе 57 лет.
Субтест 7. Спрятанная форма
Задача
Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.
Инструкция для испытуемого
Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?
Время выполнения субтеста 3 минуты.
Тестовые стимульные материалы (изображения) приведены на рисунках 4(1), 4(2), 4(3), 4(4): всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.
Оценивание
Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:
1) Беглость суммарное число ответов (n).
Один ответ 1 балл.
Б = n.
2) Оригинальность число оригинальных, редких ответов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 3040 человек.
Один оригинальный ответ 5 баллов.
0р = 5 k.
Ор оригинальность,
k число оригинальных, редких ответов.
T7 = n + 5 k.
Т7 суммарный показатель седьмого субтеста.



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рис. 1. Стимульный материал к субтесту 5

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 2. Образец тестового бланка для субтеста 5

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 3. Образец тестового бланка для субтеста 6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 4(1). Стимульный материал к субтесту 7
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 4(2). Стимульный материал к субтесту 7

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 4(3). Стимульный материал к субтесту 7
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 4(4). Стимульный материал к субтесту 7
Опросник Г. Дэвиса (креативности)
Я думаю, что я аккуратен(тна).
Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
Я люблю быть лучшим(ей) во всем.
Если я имел(а) сладости, то стремился(лась) их сохранить все у себя.
Я очень волнуюсь, когда работа, которою я делаю, не лучшая, не может быть сделана мною наилучшим образом.
Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти всему причину.
В детстве я не был(а) особо популярен(а) среди детей.
Я иногда поступаю по–детски.
Когда я что-нибудь хочу сделать, то ничего не может меня остановить.
Я предпочитаю работать с другими, и не могу работать один.
Я знаю, когда я смогу сделать что-то по-настоящему стоящее.
Если я даже уверен(а), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
Я часто скучаю.
Я буду значимым и известным, когда вырасту.
Я люблю смотреть на красивые вещи.
Я предпочитаю знакомые игры, а не новые.
Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
Когда я играю, то стараюсь, как можно меньше рисковать.
Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.
Ключ. Креативность в случае положительных ответов на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае отрицательных ответов на вопросы 1, 3, 5, 11, 13, 14. 15, 18, 20, 21. За каждое совпадение с ключом – 1 балл. Чем больше сумма, тем выше креативность.
Значение утверждений:
1 – принятие беспорядка
2 – беспокойство о других
3 – стремление к риску
4 – желание выделиться
5 – альтруизм
6 – недовольство собой
7 – любопытство
8 – непопулярность
9 – регресс на детство
10 – отбрасывание давления
11 – любовь к одиночной работе
12 – самодостаточность
13 - независимость
14 – деловые ошибки
15 – отсутствие скуки
16 – чувство предназначенности
17 – чувство красоты
18 – потребность в активности
19 – спекулятивность
20 – стремление к риску
21 – потребность в активности
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагогу необходимо помнить, что это еще не реализованные возможности. Главная проблема – помощь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем, романизм и др.). Необходим такт, общение на равных, юмор, требовательность, избегание острой и частой критики, частый свободный выбор темы работы и творческий режим деятельности.
Опросник креативности Рензулли
1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.
2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.
6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.
8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.
10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.
Уровень креативности Рензулли
Уровень креативности
Сумма баллов

Очень высокий
40–34

Высокий
33–27

Нормальный, средний
26–21

Низкий
20–16

Очень низкий
15–10


Тест «Незаконченный рисунок».
Коломенский Я.Л. и Панько Е.А. предлагают в качестве исходного шаблона использовать 10 окружностей, расположенных в два ряда друг под другом на листе А4.
Цель: выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных способностей, активность процесса воображения.
Материалы: лист А4 со следующим шаблоном:
Карандаши цветные и простой, ластик.
Инструкция: « Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок. Давайте поможем ему дорисовать, когда закончите, то придумаете своему рисунку название, и подпишите его.»
Оценивание: задание оценивается по следующим показателям:
Беглость - количество задействованных элементов.
Разработанность - количество значимых деталей.
Название - 0 - обычное название.
1 - простое описание.
2 - описательное название.
3 - релевантное название.
Оригинальность:
0 б. - ребенок не дорисовывает шаблон, а рисует рядом что-то свое.
1 б. - Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение
отдельного предмета, но изображение контурное, лишено деталей.
2 б. - изображен объект, но с разнообразными деталями.
3 б. - изображен отдельный объект, но включен в воображаемый сюжет.
4 б. - изображается несколько объектов по воображаемому образцу.
5 б. - на основе шаблона рисуется картина и эта фигура, как один из второстепенных элементов включается в воплощаемый ребенком образ.
Тест «Нарисуй картинку» П. Торренса
Цель: выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных способностей.
Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с клейким слоем, лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.
Инструкция: «Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой капельки, которую вы приклеете в любую часть листа, а потом дорисуете ее цветными карандашами. Полученную картинку обязательно назовите» Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям:
Оригинальность: 0 б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.
1 б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар.
2 б. - нос, остров.
3 б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин,
ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.
4 б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.
5 б. - остальные рисунки.
Разработанность: один балл за каждую значимую деталь.
Название: 0 - обычное название.
1 - простое описание.
2 - описательное название.
3 - релевантное название.
Тест «Повторяющиеся фигуры» Дж. Гилфорда.
Цель: проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций, оригинальность мышления.
Материалы: лист А4 с нарисованными 25 парами параллельных линий.
Карандаши цветные и простой. Ластик.
Инструкция: За 10 минут придумайте и нарисуете как можно больше предметов из каждой пары параллельных линий, которые должны составлять основную часть вашей картинки, остальное дорисуйте карандашом и придумайте название к рисункам.
Оценивание: Выполненное задание оценивается по следующим показателям:
Беглость - количество заполненных пар параллельных линий.
Разработанность - количество деталей.
Название - 0 - обычное название.
1 - простое описание.
2 - описательное название.
3 - релевантное название.
Оригинальность - по 3-бальной системе.

Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 515