Рабочая учебная программа по природоведению специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Администрация МО ГО «Долинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Стародубское
Долинского района Сахалинской области
РАССМОТРЕНО
Зам. директора по МР
____________И.В. Шабалина
Протокол МС №____
от «___»____________ 2016 г. СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________Л.В. Бараш«___»_________ 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________И.Б. Бушаева
Пр. от «___»_____ 2016 г.
№ _______-ОД
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Природоведение. 5 класс
(наименование учебного предмета)
Основное общее образование
(уровень образования)
1 год реализации (2016-2017 учебный год)
(срок реализации программы)
Составлена на основе: Примерной программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой
Губиной Ариной Игоревной, учителя без категории
кем (Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу)
с. Стародубское
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 29/2065 от 10.04.2002;
Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Обучение осуществляется на основе учебника «Природоведение. 5 класс » учебник общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.– М.: Просвещение, 2016.
Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и реализует требования адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Естествознание» обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Цель:
усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Задачи:
• овладеть элементарными знаниями о живой и неживой природе;
• понять тесную взаимосвязи между живой и неживой природой;
• сформировать специальные и общеучебные умения и навыки;
• воспитать бережное отношение к природе, ее ресурсам, познакомиться с основными направлениями природоохранительной работы;
• воспитать социально значимые качества личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Место предмета в базисном учебном плане
Примерная программа рассчитана на 64 часа в год.
Изучение «Природоведения» в 5 классе по учебному плану ребёнка-инвалида отводится 68 часов, 2 часа в неделю.
Исходя из особенностей учащихся с интеллектуальными нарушениями, целесообразно было увеличить количество часов по следующим разделам:
Раздел 3. Добавлен 1 час на изучение темы «Вода в природе»;
Раздел 4. Добавлен 1 час на экскурсию;
Раздел 5. Добавлен 1 час на экскурсию;
Раздел 6. Добавлен 1 час на контрольную работу.
Коррекционно-развивающие задачи по природоведению
Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.
Корректировать познавательную возможность и интересы.
Формировать элементарные представления об окружающем мире; о живой и неживой природе; о сезонных изменениях; о жизни животных и растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы.
Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через экскурсии, беседы.
Познакомить с расположением РФ на географической карте; ее столицей, особенностями, с занятиями населения, с ее природой и природными богатствами.
Тематический план
№ п/п Название раздела Кол-во часов по авторской программа Кол-во часов по рабочей программе Лабораторные и практические работы
1. Введение 1 1 2. Вселенная 4 4 1
3. Наш дом — Земля 13 14 8
4. Растительный мир Земли 12 12+1(экскурсия) 9
5. Животный мир Земли 12 12+1(экскурсия) 8
6. Человек 8 8+1(к/р) 5
7. Есть на Земле страна — Россия 14 14 8
Всего: 64 часов 68 часов 7
Содержание учебного материала
(68 ч в год, 2 ч в неделю)
Введение (1 ч)
Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.
1. Вселенная (4 ч)
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.
Практические работы
Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.
Межпредметные связи: «Живой мир», математика, изобразительная деятельность, пропедевтика истории в 6 классе.
2. Наш дом — Земля (14 ч)
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле.
Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение для жизни на Земле.
Поверхность суши. Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва (охрана почвы). Свойства почвы.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи.
Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения.
Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
Экскурсия (в планетарий, музей космоса, обсерваторию) или наблюдение за звездным небом. Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности земли, водоемы).
Практические работы
Зарисовка форм поверхности суши.
Составление таблицы «Полезные ископаемые».
Заполнение схемы «Воды суши».
Нахождение на карте морей и океанов*.
Зарисовка форм поверхности своей местности.
Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши.
Изготовление плакатов на тему «Охрана воды, воздуха, почвы»*.
Опыты: свойства почвы, состояние воды, свойства полезных ископаемых.
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, изобразительная деятельность.
3. Растительный мир Земли (12 ч + 1 ч экскурсия)
Разнообразие растительного мира. Части растения.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Деревья, кустарники, травы. Части растения.
Дикорастущие и культурные растения.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.
Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания.
Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение.
Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга).Практические работы
Зарисовки деревьев, кустарников, трав.
Выделение составных частей (органов) растений*.
Изготовление гербариев отдельных растений*.
Сезонные наблюдения за растениями.
Зарисовка растений в разные времена года.
Заполнение таблиц. Игры на классификацию растений по месту произрастания.
Уход за комнатными растениями.
Составление букетов из сухоцветов*.
Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь*.
Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород (в зависимости от местных условий).
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, русский язык, математика, чтение, изобразительная деятельность.
4. Животный мир Земли (12 ч + 1 ч экскурсия)
Разнообразие животного мира.
Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.
Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Охрана животных. Заповедники. Красная книга.
Практические работы
Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.
Упражнения в классификации животных (таблица, игры).
Изготовление кормушек, скворечников.
Наблюдение за животными живого уголка и домашними животными.
Сезонные наблюдения за животными.
Составление правил ухода за домашними животными.
Уход за животными живого уголка.
Составление рассказов о своих домашних животных*.
Экскурсии в зоопарк, зверинец, парк, живой уголок, на ферму (в зависимости от местных условий).
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, чтение, русский язык, математика, изобразительная деятельность.
Человек (8 ч + 1 ч к/р)
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. Д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
Практические работы
Составление распорядка дня.
Упражнение в оказании первой медицинской помощи (обработка ссадин, наложение пластыря, перевязывание мелких ран — порезов). Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела.
Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).
Составление схем, зарисовка по контуру, работа на магнитной доске (показ на таблицах и муляжах частей тела и важнейших органов).
Экскурсия в школьный медицинский кабинет, поликлинику, аптеку.
Межпредметные связи: физическая культура, домоводство, изобразительная деятельность.
Есть на Земле страна — Россия (14 ч)
Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты.
Население России. Городское и сельское население. Народы России.
Столица Москва.
Санкт-Петербург.
Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или другие города по усмотрению учителя).
Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.
Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края.
Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края.
Заповедники. Заказники. Охрана природы.
Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.
Экскурсии по городу, поселку, в краеведческий музей; знакомство с местными достопримечательностями, предприятиями.
Практические работы
Зарисовка Государственного флага России.
Подбор иллюстраций (население России, города, реки, озера, горы, изделия народных промыслов и т. Д.).
Изготовление альбома «Россия — наша Родина».
Нахождение России на политической карте*.
Зарисовка животных и растений своей местности.
Составление таблицы «Животные и растения нашей местности».
Составление рассказа о своем городе, поселке, селе*.
Изготовление альбома «Наш город (поселок)».
Межпредметные связи: чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• что изучает природоведение;
• основные свойства воды, воздуха и почвы;
• основные формы поверхности Земли;
• простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); • основные санитарно-гигиенические требования;
• название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;
• названия важнейших географических объектов
• правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
• демонстрировать простейшие опыты;
• проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдений;
• называть разнообразных представителей животного и растительного мира;
• ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;
• соблюдать правила элементарной гигиены;
• оказывать простейшую медицинскую помощь.
Перечень работ
Название практических, лабораторных, контрольных работ Дата
Пр/р № 1 «Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля» 08.09
Пр/р № 2 «Зарисовка форм поверхности суши» 06.10
Пр/р № 3 «Зарисовки деревьев, кустарников, трав» 13.12
Пр/р № 4 «Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей» 07.02
Пр/р № 5 «Составление распорядка дня» 21.03
Пр/р № 6 « Подбор иллюстраций (население России, города, реки, озера, горы, изделия народных промыслов и т. д.)» 30.05
Контрольная работа по теме: «Человек». 06.04
Фонд оценочных средств
Название практических работ Литература
Стр.
Пр/р № 1 «Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля» «Природоведение. 5 класс » учебник общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.– М.: Просвещение, 2016 4,5
Пр/р № 2 «Зарисовка форм поверхности суши» «Природоведение. 5 класс » учебник общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.– М.: Просвещение, 2016 20,21
Пр/р № 3 «Зарисовки деревьев, кустарников, трав» «Природоведение. 5 класс » учебник общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.– М.: Просвещение, 2016 53-63
Пр/р № 4 «Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей» «Природоведение. 5 класс » учебник общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.– М.: Просвещение, 2016 81-94
Пр/р № 5 «Составление распорядка дня» «Природоведение. 5 класс » учебник общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.– М.: Просвещение, 2016 129-131
Пр/р № 6 « Подбор иллюстраций (население России, города, реки, озера, горы, изделия народных промыслов и т. Д.)» «Природоведение. 5 класс » учебник общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.– М.: Просвещение, 2016 150-155
Контрольная работа по теме «Человек» «Природоведение. 5 класс » учебник общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.– М.: Просвещение, 2016 130
Календарно - тематическое планирование
Класс: 5
Учитель: Губина А.И.
Учебник: «Природоведение. 5 класс » учебник общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.– М.: Просвещение, 2016
Количество часов на 2016 - 2017 учебный год
Всего часов 68 часов
Часов в неделю 2 часа
Сводная ведомость часов за год
Учебные четверти Количество часов по рабочей программе
1 четверть 19 часов
2 четверть 13 часов
3 четверть 20 часов
4 четверть 16 часов
Год 68 часов
Календарно-тематическое планирование
№ Кол-во часов Название темы План Корректировка
1 Введение 1 Введение. Что такое природоведение 01.09 4 Вселенная 1 Небесные тела: планеты, звезды 06.09 2 Солнце. Солнечная система
Пр/р № 1 «Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля» 08.09 3 История исследования космоса 13.09 4 Современные достижения в области космонавтики 15.09 14 Наш дом - Земля 1 Планета Земля 20.09 2 Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле 22.09 3 Значение воздуха для жизни на Земле 27.09 4 Поверхность суши: равнины, холмы, овраги 29.09 5 Поверхность суши. Горы.
Пр/р № 2 «Зарисовка форм поверхности суши» 04.10 6 Почва (охрана почвы). Свойства почвы 06.10 7 Полезные ископаемые 11.10 8 Виды ископаемых: нефть, каменный уголь, газ, торф 13.10 9 Свойства воды 18.10 10 Вода в природе 20.10 11 Вода в природе: осадки, воды суши 25.10 12 Воды суши: ручьи, реки 27.10 13 Озера, болота, пруды, сезонные изменения 01.11 14 Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека 03.11 13 Растительный мир Земли 1 Разнообразие растительного мира. Части растения. 15.11 2 Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). 17.11 3 Экскурсия в парк, сад, лес, поле, (в зависимости от местных условий). 22.11 4 Части растения. 24.11 5 Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы. 29.11 6 Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. 01.12 7 Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. 06.12 8 Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. 08.12 9 Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.
Пр/р № 3 «Зарисовки деревьев, кустарников, трав» 13.12 10 Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания. 15.12 11 Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование. 20.12 12 Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. уход. Значение. 22.12 13 Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга. 27.12 13 Животный мир Земли 1 Разнообразие животного мира. 12.01 2 Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. 17.01 3 Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). 19.01 4 Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение.
Охрана. 24.01 5 Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. 26.01 6 Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. 31.01 7 Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. 02.02 8 Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.
Пр/р № 4 «Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей» 07.02 9 Экскурсия в зоопарк, парк, живой уголок, на ферму (в зависимости от местных условий). 09.02 10 Уход за животными в живом уголке или дома. Птицы живого уголка 14.02 11 Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания. 16.02 12 Собаки и домашние кошки. Правила ухода и содержания. 21.02 13 Охрана животных. Заповедники. Красная книга. 28.02 9 Человек 1 Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. 02.03 2 Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. 07.03 3 Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.). 09.03 4 Осанка (гигиена, костно-мышечная система). 14.03 5 Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. 16.03 6 Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Пр/р № 5 «Составление распорядка дня» 21.03 7 Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. 23.03 8 Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. 04.04 9 Контрольная работа по теме: «Человек». 06.04 14 Есть на Земле страна Россия 1 Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты 11.04 2 Население России. Городское и сельское население. 13.04 3 Народы России. 18.04 4 Столица Москва. 20.04 5 Санкт-Петербург. 25.04 6 Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. 27.04 7 Города: Новосибирск, Владивосток. 02.05 8 Золотое кольцо. 04.05 9 Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. 11.05 10 Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира. 16.05 11 Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. 18.05 12 Заповедники, заказники, охрана природы. 23.05 13 Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. 25.05 14 Занятия населения. Ведущие предприятия.
Пр/р № 6 « Подбор иллюстраций (население России, города, реки, озера, горы, изделия народных промыслов и т. д.)» 30.05 Всего: 68 часов
Список литературы
Для учащихся:
Учебник: «Природоведение. 5 класс » учебник общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.– М.: Просвещение, 2016.
Методические пособия для учителя:
Примерная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой.