Презентация по социальной педагогике на тему Формирование социальной компетентности безнадзорных подростков в образовательном учреждении
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БЕЗНАДЗОРНЫХ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Учитель биологи и географииМБОУ Школа №36 г.о СамарыГлухова Елена Владимировна Объект исследования: формирование социальной компетентности безнадзорных подростков.Предмет исследования – средства формирования социальной компетентности безнадзорных подростков.Цель исследования: теоретически обосновать проблему формирования социальной компетентности безнадзорных подростков в образовательном учреждении, подобрать средства и разработать систему социально-педагогической деятельности в формировании социальной компетентности безнадзорных подростков. База исследования:опыт социально-педагогической деятельности;МБОУ Школа № 36 г.о СамараВыборка составила 39 детей – учеников 7 классовв возрасте 13-14 лет. Безнадзорные дети – дети, имеющие жилье, но по разным причинам не имеющие достаточной заботы и попечения со стороны родителей. Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных их представителей, а также педагогов, воспитателей и других работников учебного, воспитательного и иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетними, либо вследствие самовольного ухода его из дома или организаций, осуществляющихфункции по защите прав ребенка ФАКТОРЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ Социальные Психолого-педагогические Клинические Социальные факторы: Ухудшение уровня жизни российских семей Рост безработицы, еще более ухудшающий материальное положение семей Увеличивающееся количество беженцев и переселенцев Увеличение числа разводов и неполных семей Конфликтная семья Насилие над детьми Проблема досуговой занятости Психолого-педагогические Психолого-педагогические факторы: Педагогическая запущенность детей Падение нравственных устоев семьи Нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей Нарушение прав детей в области образования, оздоровления Педагогическая безграмотность родителей Клинические факторы: Наследственные причины Психопатологические расстройства Социальная компетентностьподразумевает способность к межличностнымотношениям. Человек является социально-компетентным,если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации. Принципы социально-педагогической деятельностипо формированию социальной компетентности безнадзорных подростков: субъектности - требует стимулирование у подростков сознательного поведения в отношениях с другими людьми адекватности - требует соответствия содержания и средств воспитания, ситуации, в которой организуется воспитательный процесс индивидуализации предполагает индивидуальный подход к проблемам каждого конкретного подростка, выделение специальных задач, соответствующих формированию социальной компетентности подростка педагог Подросток Родители Целевая установка: совместная деятельность по формированию социальной компетентности подростков в образовательном учреждении учреждении Субъекты деятельности Модель системы социально-педагогической деятельности по формированию социальной компетентности безнадзорных подростковв образовательном учреждении Блок I «Мой внутренний мир» Блок II «Вежливый диалог» Задачи:Формировать у подростков знания конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;Формировать у подростков навыки конструктивного взаимодействия при «задевающем» поведении;Помочь подросткам в осознании личностных особенностей и установок, влияющих на коммуникативные процессы;Дать возможность подросткам глубже разобраться в своем внутреннем мире, в представлении о себе. Задачи:Формировать у подростков моральные представления;Научить подростков позитивно оценивать особенности своей личности, умение выделять свои достоинства;Воспитывать уверенность в себе, самостоятельность, интерес к социальной жизни;Развитие самооценки, личностных качеств для позитивной жизнедеятельности подростков. Средства социально-педагогической деятельности Беседы, дискуссии, упражнения и др. Беседы, дискуссии, игры, консультации, упражнения, физкультминутки и др. Сравнительные результаты исследования компонентов социально – психологической адаптации подростков по методикеК. Роджерса и Р.Даймонда (в %) Сравнительные результаты исследования общего уровня развития социальной компетентности подростков по шкале А.М. Прихожан (в %) Спасибо за внимание!