Тема урока: «Упражнение в правописании слов с буквой безударного гласного в корне».


Урок 41.
Тема: Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне.
Цель:
– развитие умений писать слова с буквами безударных гласных в корне слова, находить и объяснять все знакомые орфограммы.
Ход урока.
Ι. Актуализация знаний.
У: Урок начнем с чтения стихотворения С. Островского «Первородство» в сокращении(выразительно читает стих).
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
«Извини меня!» -
Это значит:
«Исключи меня из вины!»
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
«Защити меня!» -
Это значит:
«Укрой меня за щитом!»
Вслушайся! Вникни! Не позабудь:
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
Учитель: Ребята, о чем говорит поэт в этом стихотворении?- Поделитесь своими мыслями.
Ответ детей: В этом стихотворении говорится о русском языке.- Это стихотворение учит нас вслушиваться в слова и понимать их смысл.
Учитель: Молодцы! Вы правильно поняли смысл стихотворения. Нужно быть очень внимательными к звучащему и написанному слову.
На доске:
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
«Защити меня!» -
Это значит:
«Укрой меня за щитом!»
Учитель: Подумайте, можно ли по содержанию этого отрывка определить тему сегодняшнего урока?
Ответ детей: Да, возможно. Сегодня на уроке мы будем работать с однокорен. словами.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.
– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. ( Сегодня на уроке проверим свою орфографическую зоркость, умение правильно писать и объяснять слова.)
Учитель: Найдите родственные слова в тексте стихотворения и запомните их.
Ответ детей: Слова защити и за щитом.
Учитель: Ребята, а теперь сравните записанные слова.
Ответ детей: Одно слово с предлогом за, поэтому оно написано раздельно. Другое слов с приставкой за-, поэтому оно написано слитно.- Эти слова очень похожи по звучанию. Они близки по смыслу, у них общий корень щит.
Учитель: Спасибо, ребята! Вы дали правильные ответы. Попробуйте теперь сами образовать родственные слова с этим корнем. Мы вместе будем их записывать.
На доске: защитиза щитомзащитникзащитазащищатьзащитный
- Поставьте знаки ударения над словами. Выделите в них корень. Что заметили?
Ответы детей: В некоторых словах корни с безударной гласной, поэтому их можно написать неверно- А вот в корнях других слов – гласные ударные и поэтому они слышатся ясно.
Учитель: Вы очень наблюдательные и внимательные. Хорошо, что вы чувствуете в словах опасные места. Что же нужно делать, чтобы избежать ошибок?
Ответ детей: Нужно проверить безударную гласную в корне изменив форму слова или подобрав родственные слова так, чтобы безударная гласная стала ударной.
Учитель: Хорошо. Найдите и подчеркните среди родственных слов проверяемые слова.
ΙII. Развитие умений – применение знания.
Обобщение и систематизация изученного.
Учитель : Прочитайте пословицу : Один хорошо, а два лучше!
- объясните смысл этой пословицы.
- то есть если работать с кем-то сообща, то работа будет спорится. Вот и сегодня мы с вами постараемся поработать в группе и в паре дружно. Запишите пословицу.
- Какое словарное слово вы здесь заметили? – хорошо (ударение падает на 3 слог)
1.Работа с карточкой
Учитель: (работа в парах) Каждая пара называет словарное слово
Вставить безударную гласную в слове и проверить. Внимание, безударная гласная здесь не одна, а сколько? Значит сколько будем подбирать проверочных слов?
(колосок, 1 пр.слово – колос, колосья, голова – головы, головушка, волосок- волос, волосья, дорогой- дорог, дороже) Ребята, правильно оформите орфограммы. Ребята, как проверить написание безударной гласной?
Кто расскажет примеры слов с безударными гласными в корне
На берегу, растёт сосна,
А рядом с нею сосны.
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею звёзды.
На траве лежит роса,
А рядом с нею росы.
Вот по траве спешит коса,
А рядом с нею косы.
Следующее упражнение
Ты будь внимательным, мой друг:
В словах есть безударный звук.
Поставь его под ударенье,
Потом пиши стихотворенье.
Нора, жара, дома, сосна
Вода, мосты, трава, глазок,
Гроза, дворы, роса, каток(катит), осы,
Коса, моря, совы.
(выходят по цепочке)
2. Наблюдение и анализ языкового материала.
Учитель: Я довольна вашими ответами и прошу снова вернуться к тексту стихотворения.- Какое слово показалось вам странным и непонятным?
(Ученики снова читают стихотворение и находят словосочетание под сирым кустом).
Учитель: Это действительно необычное слово, поскольку оно устаревшее и в современном русском языке практически не употребляется. Ребята! Подскажите, что нужно делать в случаях, когда значение слова или его написание вы не знаете?
Ответы детей: Нужно посмотреть в словаре.
Учитель: Найдем объяснение этому слову в «Толковом словаре русского языка» Ожегова. Что оно означает?
Ответы детей: «Сирый» - бедный, одинокий.
Учитель: Продолжите ряд родственных слов.
На доске и в тетрадях:
Сирота, сиротливый, сиротка, сиротинушка.
Учитель: В этих словах по 2 безударные гласные в корне. Одну из них мы можем проверить словом сиротка. А гласную и в этих словах можно проверить лишь, словом сирый. Вот как нам пригодилась знание значения устаревшего слова сирый.- Запишем такое предложение. Сиротливо в лесу холодной зимой.
Учитель: Объясните, почему человек испытывает чувство сиротства в зимнем лесу.- Объясните встретившиеся орфограммы.
Хорошо, сейчас поработаем в группах, кто вперед справится с заданием. Я вам даю корень слова, а вы должны подобрать как можно больше однокоренных слов и правильно их записать.(Приложение)закончили работу на счет три. Первая группа – представляй свою группу слов. Как же пишется безударная гласная в однокоренных словах: одинаково или по-разному? (безуд.гл.в корне пишутся одинаково)
Работа по варианту Эстафета
ОТ каждого варианта к доске по одному человеку.
1в.
Река
Зерно
Следы
Листок
2в.
Кормушка
Озеро
Пчела
цветок
достали сигнальные карточки. Показали ребята – согласны или нет.
2 .работа с учебником. Развитие умений разграничивать слова, разные в написании, но одинаковые в произношении (П. омофоны).
Упр. 118.с.99( Омофоны – слова, одинаково звучащие, но не связанные общим значением мир-вселенная, согласие)
– Обсудите в группах, о каких словах идёт речь. Выпишите их в словосочетаниях.
– Поласкать (котёнка), полоскать (бельё) – эти слова звучат одинаково, пишутся по-разному. Проверочные слова: ласка, полощут.
Сделайте вывод: как отличить слова, которые слышатся одинаково? (В тексте, где понятен смысл, можно подобрать проверочное слово и выбрать нужную букву.)
2. Упражнение «Различай на слух!»
– Какие слова произносятся одинаково? Как вы напишете эти слова? Почему?
Гири брат мой поднимает, К старости наш дедушка
Свою силу развивает, Очень поседел.
И на крыше мой флажок Он в саду на брёвнышко
Развевает ветерок. Сел и посидел.
– Что мы сейчас делали? Различали слова
ΙV. Итог урока.
На слайде (доске) появляется запись.
– Прочитайте записку, которую написала дочка маме.
Мама, я пошла примирять платье.
– Когда она возвратилась домой, мама, смеясь, спросила её:
– С кем же твоё платье поссорилось?
– Какая ошибка была в записке? (Примирять – мир, а надо примерять – примерка.)
– Чего не знает девочка?
Учитель: Закончить урок я хотела бы тоже стихотворением, но особым:Если буква гласнаяВызвала сомнение,Ты ее немедленно Поставь под ударение.
Учитель: В чем особенность этого четверостишья? Ответ детей: Это рифмованное правило проверки безударных гласных.
Рефлексия карточки со шкалой
- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
V. Домашнее задание. Упр. 5, с. 102.