Применение ИКТ в управлении образованием как компонент развития единого образовательного пространства
Применение ИКТ в управлении образованием как компонент развития единого образовательного пространства
Аннотация
Курилова Е.В. Применение ИКТ в управлении образованием как компонент развития единого образовательного пространства.
Материалы, представленные в работе, помогут педагогам понять не только цель создания единого информационного пространства учебного учреждения, но и задачи, которые стоят в настоящее время, как перед администрацией учебного учреждения в области информатизации образования, так и перед учителями.
Содержание
1. Введение
2. Назначение ЕИПУУ
3. Основные функции ЕИПУУ
4. Модель ЕИПУУ
5. Применение ИКТ в управлении образованием
6. Выводы
7. Литература
Введение
В настоящее время развитие информационных технологий оказывает большое влияние на сферу образования, поскольку эти технологии могут очень эффективно применяться не только в процессе передачи знаний, но и в управлении образовательным процессом.
Использование компьютерных технологий приводит к достижению качественно новых образовательных результатов, ускоряет процесс управленческой деятельности и, в целом, повышают ее эффективность. Происходит смена принципов, концепций, идей и целей образования.
Новые педагогические технологии подразумевают новые подходы к обучению, воспитанию и развитию учащихся. Особую актуальность приобретают задачи, направленные на подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества, на формирование способности к успешной социализации в этом обществе.
Для решения этих задач в настоящее время активно разрабатываются модели создания Единого Информационного Пространства Учебного Учреждения (ЕИПУУ).
Цель данной работы – познакомить педагогов с моделью единого информационного пространства учебного учреждения, с ее структурой и основными функциями.
Назначение ЕИПУУ
Информационное пространство – это совокупность следующих компонентов:
информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
средств информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающих им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий – программно-технических средств и организационно-нормативных документов.
Цели создания ЕИПУУ
Радикальное повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
Обеспечение эффективной управленческой деятельности.
Задачи
Обеспечить возможность для успешной социальной адаптации выпускника учебного учреждения к условиям быстро меняющегося мира.
Научить учащихся и педагогов ориентироваться в информационном пространстве, активно использовать современные информационные технологии в учебном процессе и в повседневной деятельности, сформировать информационную культуру.
Сформировать личность, конкурентоспособную и успешную в электронной информационной среде.
Создать условия для непрерывного самообразования педагогов и учащихся.
Создать условия для самореализации и развития творческого потенциала учащихся.
Сформировать у учащихся хорошо систематизированные межпредметные знания с целью освоения информационной картины мира.
Развить коммуникативные способности учащихся и педагогов.
Обеспечить в максимальной степени автоматизацию управления учебным процессом.
Создание единого информационно пространства учебного учреждения – процесс достаточно длительный и сложный, состоящий из нескольких направлений:
Массовое освоение информационно-коммуникационных технологий и соответствующих технических средств.
Создание компьютерных классов и автоматизированных рабочих мест.
Создание банка компьютерных программ, как образовательного назначения, так и для управления УО.
Создание баз данных.
Активное внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и в управление этим процессом.
Основные функции ЕИПУУ
Отечественные специалисты в области информатизации образования и педагоги-практики выделяют следующие основные функции единого информационного пространства учебного учреждения (Рис. 1): воспитательную, информационную, методическую, коммуникационную, техническую, образовательную, управленческую.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рис. 1. Функции ЕИПУУ
Управленческая функция
Деятельность руководителя образовательным учреждением требует от него решения поставленных временем задач, постоянного анализа текущего состояния дел. Следовательно, вся управленческая деятельность связана с информацией, информационными процессами.
Использование технических средств и компьютеров существенно сокращает сроки сбора и обработки информации, повышает оперативность и качество принимаемых управленческих решений.
В образовательном учреждении управление осуществляется:
учебно-воспитательным процессом;
кадрами;
материально-техническим обеспечением.
Производится диагностика:
качества обучения;
эффективности воспитательной работы;
здоровья и психологического состояния учащихся.
Для построения модели управления комплексной информатизацией учебного учреждения должны быть:
определены элементы, участвующие в процессе управления;
определены связи между этими элементами;
определены потоки информации;
разработан алгоритм построения модели;
разработан план технического оснащения всей структуры управления;
назначены соответствующие специалисты;
разработаны нормативно-методические материалы по подготовке и оформлению управленческих и иных документов.
Для обеспечения организационно-управленческого процесса должны быть организованы автоматизированные рабочие места (АРМ) директора, его заместителей, секретаря, психолога и др.
Образовательная функция
В центре единого пространства учебного учреждения должен находиться ученик. ЕИПУУ создается ради того, чтобы учащийся мог получать самые передовые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить.
Единое информационное пространство учебного учреждения должно обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы.
Но обеспечить высокий уровень преподавания в школе невозможно без высокопрофессиональных педагогических кадров. Поэтому большое значение приобретает непрерывное повышение профессионального уровня учителей, в том числе и в области компьютерных технологий.
Задачи образовательной функции:
1.Внедрение в учебный процесс ИКТ.
2.Поддержка профориентации и предпрофильной подготовки учащихся.
3. Обеспечение проектной и исследовательской деятельности.
4.Обучение и повышение квалификации преподавателей и администрации.
5.Поддержка дополнительного образования.
Для поддержки образовательной функции учебное учреждение должно быть обеспечено образовательными информационными ресурсами на различных носителях по разным предметам, в том числе материалами для непрерывного образования по информатике. Кроме того, должны быть созданы условия для их активного использования в учебной деятельности.
При обучении педагогов работе на компьютере следует учитывать, что методика преподавания должна существенно отличаться от методики обучения детей. Учителей необходимо обучать не только практическим навыкам работы на компьютере, но и новым методам преподавания учебных дисциплин с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Для выяснения готовности учителей к использованию ИКТ в образовательном процессе, изучения понимания учителем значимости процессов информатизации системы образования и их личного отношения к этим процессам можно провести в школе исследование.
Воспитательная функция
Так как человек живет и работает в обществе, то необходимо предоставить школьнику возможности поиска своего пути во взрослом мире. Не менее важно – подготовить его к пониманию необходимости управления изменениями в окружающем мире.
Единое Информационное Пространство Учебного Учреждения обеспечит:
Создание дополнительных условий для социализации учащихся.
Формирование критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способностей осуществлять выбор и нести за него ответственность.
Формирование творческих навыков.
Формирование навыков коллективной работы и совместного мышления, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Развитие инициативы.
Развитие коммуникативных способностей и навыков публичных выступлений.
Проведение культурно-просветительской работы (правовое, экономическое, эстетическое и др. воспитание).
Для поддержки воспитательной функции школа должна быть обеспечена разнообразными возможностями общения, в том числе внутришкольной локальной сетью и выходом в Интернет.
Сетевые технологии помогают сформировать инициативную, творческую личность, успешную не только в электронной информационной среде, но и в обычной жизни.
Информационная функция
Информационная функция ЕИПУУ предполагает:
создание банка педагогической информации;
формирование программно-методического фонда;
формирование фонда компьютерных программ;
формирование фонда библиотеки и медиатеки;
создание банка информации о здоровье учащихся;
и др.
В банке данных педагогической информации могут быть помещены описания:
образовательных технологий;
педагогических исследований;
инновационных образовательных проектов;
высших и средних учебных заведений.
Программно-методический фонд может содержать:
учебные планы и программы;
информационные источники, объединенные в предметные и тематические коллекции.
Предметные и тематические коллекции могут содержать, например, различные графические изображения, тексты разной структуры, в том числе и с гиперссылками, цифровые копии произведений искусства, художественных и научно-популярных фильмов и другие объекты.
Новые учебно-методические материалы (комплексы) ориентированны на достижение качественно новых образовательных результатов.
Фонд компьютерных программ должен содержать программные средства для поддержки учебного процесса, внеклассной работы, для обеспечения работы администрации учебного учреждения.
Методическая функция
Одним из первых определение методики дал более двухсот лет тому назад Н.И.Новиков: «Одну из важнейших частей сей науки составило бы точнейшее показание, как надлежит располагать ученье по различию наук и знаний, кои должно доставлять юношеству, по различию учащихся, их способностей, склонностей и будущего их определения. Сия часть педагогики научала бы нас образу ученья, употреблению наблюдений и выводимых из них правил. Она предначертала бы нам, как на ландкарте, путь, по которому можно идти при наставлении юношества, дабы могли мы по оному достигать наших предметов».
Из определения Новикова следует, что методика намечает путь, по которому следует идти при «наставлении юношества».
Методическая функция предполагает:
разработку методических материалов для поддержки учебно-воспитательного процесса;
создание информационно-педагогических модулей на различных носителях;
разработку педагогических проектов с использованием ИКТ.
Формирование учебно-методических материалов нового поколения, ориентированных на достижение качественно новых образовательных результатов, невозможно без использования ИКТ.
Разрабатываемые методики должны ориентироваться как на использование существующих нецифровых учебно-методических комплексов и учебников с поддержкой цифровыми ресурсами, так и на использование мультимедийных учебников, полностью обеспечивающих потребности организации учебного процесса по выбранному предмету (предметной области, теме).
Цифровые учебно-методические материалы могут быть использованы учителем и учащимися на уроке, учеником для самостоятельной работы вне урока, а также учителем для подготовки к уроку.
Современные методики должны быть рассчитаны на коммуникативное, интенсивное и деятельностное обучение.
Коммуникационная функция
Большое значение в настоящее время имеет формирование у школьников коммуникативной культуры, которая поможет им общаться и выполнять совместную работу, устанавливать психологический контакт с другими людьми.
В основе коммуникации лежат общепринятые нравственные требования к общению: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность, которые особенно важны для успеха совместной работы.
Работая вместе, формулируя новые гипотезы и теории, участвуя в критическом обсуждении идей других людей, учащиеся переходят на более глубокие уровни понимания проблемы, осваивают приемы рефлексии.
В настоящее время большую роль не только в передаче информации, но и в общении играют сетевые технологии. Организация локальной сети и использование возможностей Интернета являются обязательными компонентами модели информатизации учебного учреждения.
Локальная сеть образовательного учреждения позволяет совместно использовать общие аппаратные средства и информационную систему учреждения, осуществлять оперативный обмен данными.
Подключение к Интернету дает возможность всем участникам образовательного процесса не только пользоваться услугами электронной почты, World Wide Web (WWW) и скачивать файловые архивы, но и участвовать в телеконференциях и форумах. Интерактивное общение в Интернете позволяет обмениваться текстовыми, звуковыми сообщениями, видеоизображениями в реальном режиме времени.
Благодаря сетевым связям формируются новые социальные объединения. Учителя и ученики создают сетевые сообщества, работающие над коллективными проектами. Новая среда, в основе которой лежит коллективная познавательная, творческая и учебная деятельность, учит думать по-новому, воспитывает толерантность и критическое и мышление.
Техническая функция
Для создания Единого Информационного Пространства Учебного Учреждения необходимо:
создание рабочих мест, оснащенных современным мультимедийным оборудованием, как для учащихся, так и для сотрудников учебного учреждения;
организация локальной сети;
доступ к Интернету с любого компьютера;
создание системы технического обслуживания, ремонта и модернизации средств вычислительной и мультимедийной техники.
Компьютерные классы предназначены для проведения занятий по информатике и ИКТ, а также по другим предметам с использованием информационных технологий.
Большое значение для организации такого класса имеет выбор помещения и расположение компьютеров в нем, так, чтобы солнечный свет не создавал бликов на экранах монитора.
Класс должен иметь паспорт с перечнем оборудования, порошковые огнетушители, инструкцию по технике безопасности и журнал проведения инструктажа, заключение санэпидстанции и внутренний акт о готовности класса к работе.
Необходимо обеспечить охрану класса: поставить решетки на окнах, металлические двери, провести сигнализацию.
Компьютеризированные рабочие места – это рабочие места, с установленными компьютерами с подключенной периферией, с установленным программным обеспечением, выходом во внутришкольную сеть и Интернет. На рабочем месте пользователь должен иметь возможность осуществлять поиск информации, создавать мультимедиа-документы, веб-страницы, осуществлять подготовку проектов и т.д.
Локальная вычислительная сеть образовательного учреждения объединяет компьютеры, установленные в одном помещении (например, в компьютерном классе) или в разных кабинетах одного учебного учреждения.
Локальная сеть дает возможность обеспечить:
взаимосвязь между рабочими местами;
доступ к общим информационным ресурсам школы;
подключение к сети периферийных устройств.
Модель ЕИПУУ
Информатизация учебного учреждения – процесс построения информационной инфраструктуры учебного учреждения, включение учебного учреждения в информационную инфраструктуру общества, освоение и использование ею в полной мере его информационных ресурсов.
Структурная составляющая
Структура рабочих мест, входящих в состав ЕИПУУ представлена на рисунке 2.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рис. 2. Информационно-структурная модель учебного учреждения
Техническая составляющая
В структурную модель учебного учреждения входят:
компьютерные классы и предметные кабинеты;
кабинеты администрации школы, учительская;
специальные кабинеты (медицинский пункт, кабинет психологов и т.п.);
библиотека и медиатека;
актовый зал;
сетевой центр (серверная);
школьные лаборатории (издательский центр, радиостудия, видеостудия, фотостудия).
Обеспечение компьютерных классов:
компьютер учителя, компьютеры учеников (12-15);
сканер, принтер лазерный, принтер струйный цветной;
мультимедийный проектор, экран.
Обеспечение предметных кабинетов:
компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран;
телевизор, видеомагнитофон, аудиомагнитофон, музыкальный комплекс, синтезатор, микрофон;
графопроектор, графический планшет, интерактивная доскау.
АРМ учителя: компьютер, принтер, сканер.
Обеспечение школьных лабораторий
Компьютеры с возможностью обработки видеоизображения.
Цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат, телевизор, видеомагнитофон, Web-камера, DVD-writer, микрофон.
Принтеры с повышенным качеством печати, ризограф, сканер.
Множительная техника.
Устройства для резки бумаги, брошюровки и ламинирования.
Лингафонный кабинет
Компьютеры, наушники, микрофоны.
Специальные технические средства: графический планшет и ризограф
Рассмотрим современные технические средства обучения, которые являются важной составляющей единого информационного пространства учебного учреждения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рис. 3. Графический планшет
Графические планшеты применяются для создания изображений на компьютере способом, максимально приближённым к тому, как создаются изображения на бумаге. Кроме того, их удобно использовать для переноса (отрисовки) уже готовых изображений в компьютер.
Рис. 4. Ризограф
Преимущества ризографов: экономичность, быстрая окупаемость, высокая производительность, надежность. С увеличением тиража себестоимость одного оттиска ризографа уменьшается.
Скорость печать: 60–130 отпечатков в минуту.
Можно использовать как сетевой принтер.
Специальные технические средства: интерактивная доска
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 5. Интерактивная доска
Данный программно-технический комплекс предоставляет возможность каждому присутствующему в аудитории работать с ACTIVboard в интерактивном режиме.
Используя электронный карандаш, заменяющий “мышь” можно управлять компьютером. Щелкнув карандашом по какому-либо экранному элементу можно запустить приложение Windows, просмотреть содержимое CD-ROM компьютера, или начать сеанс работы в Интернет, выбрать любую информацию, например, из WEB-страницы или жесткого диска.
Электронным карандашом можно делать надписи, пометки, обращать внимание присутствующих на наиболее важные и значительные блоки информации, показываемой на ACTIVboard.
Можно вызывать, редактировать, и пролистывать в любом порядке страницы подготовленных заранее (или созданных в интерактивном режиме) файлов выступления, которые в тот же момент увидят все присутствующие.
Осуществлять дистанционное управление ос помощью Панели с радио-портом.
Можно пересылать по электронной почте другим пользователям информацию, представленную на доске.
Использование интерактивной доски в сфере образования позволяет поднять процесс обучения на новый уровень.
Информационная составляющая
Состав информационного блока
программное обеспечение;
содержательное наполнение баз данных (в том числе сетевых);
методическая поддержка (для структурирования и актуализации учебных материалов).
Состав фонда компьютерных программ:
системное программное обеспечение, в том числе и сетевое;
мультимедийные образовательные программы;
программные средства, позволяющие создавать информационно-образовательные модули для поддержки учебного процесса и воспитательной работы (офисные и специализированные программы);
средства, обеспечивающие организацию и управление учебным процессом (программное обеспечение для методистов, учителей, школьных администраторов).
Базы данных для АРМ директора, его заместителей, секретаря, бухгалтера, психолога и др. должны содержать следующую информацию:
Данные по кадрам, учащимся, родителям, выпускникам.
Документацию по успеваемости, контрольным работам, экзаменам.
Рабочую и отчетную статистику.
Расписание уроков, кружков, дополнительных занятий.
Аналитические материалы по проблемам учебно-воспитательной деятельности.
Нормативную базу (приказы, постановления, положения, инструктивные и информационные материалы, направляемые из вышестоящих инстанций).
Планы мероприятий, материалы педагогических советов, научных обществ и др.
Распорядительные документы по основным видам деятельности (приказы, решения педагогических советов, совета учреждения).
Ведомости материально-технического обеспечения.
Психологическая и интеллектуальная составляющие
Психологическая составляющая
Для успешного создания и функционирования ЕИПУУ нельзя не учитывать разнообразные психологические факторы:
Понимание участниками образовательного процесса необходимости применению ИКТ в обучении.
Готовность к изменению парадигмы образования, методических подходов и педагогических постулатов. Переход от философии «давать знания» к философии «учить добывать знания».
Учет взаимоотношений между преподавателями и учащимися в учебном заведении.
Учет возрастных особенностей учащихся при использовании ИКТ в учебном процессе и подборе обучающего программного обеспечения.
Интеллектуальная составляющая
При разработке программы построения информационного пространства школы необходимо учитывать:
приоритеты образовательного процесса, сложившиеся в учебном учреждении;
общий профессиональный уровень педагогического коллектива;
желание учителя совершенствоваться в повышении своего педагогического потенциала;
желание учителя участвовать в развитии информационного образовательного пространства учебного заведения.
Информационный центр школы (медиацентр)
При построении информационного пространства школы желательно создание информационного центра, который стал бы главным звеном ЕИПУУ, так как в нем можно сконцентрировать имеющееся технические и программные средства обучения для более эффективного их использования в информатизации образовательного и воспитательного процессов.
Основные направления деятельности центра
Обеспечение информационных потребностей.
Внедрение в учебный процесс средств ИКТ.
Создание банка педагогической информации.
Разработка методических материалов.
Подготовка к урокам.
Проектная и научно-исследовательская деятельность.
Профильная и предпрофильная подготовка учащихся.
Дистанционное образование.
Повышение квалификации учителей и администрации.
Развитие творческих способностей.
Создание условий социализации и коллективной деятельности.
Создание и обновление медиатеки.
Применение ИКТ в управлении образованием
В настоящее время невозможно обеспечить повышение качества и эффективности внутришкольного управления без использования средств ИКТ.
Информатизация управления образованием позволяет решить следующие задачи:
Организацию образовательного процесса на основе новых технологий обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.
Организацию повышения квалификации и методической поддержки учителей в области ИКТ и с использованием средств ИКТ.
Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями, с отделами образования и др.
Использование при управлении школой безбумажной технологии.
Безбумажные технологии позволят автоматизировать:
создание баз данных сотрудников и учащихся;
делопроизводство;
подготовку различных документов по учебно-воспитательному процессу (составление учебного плана, тарификации, создание отчетов и т. п.);
составление расписания;
мониторинг обученности учащихся с автоматическим расчетом различных коэффициентов, построением диаграмм, графиков;
информирование родителей об успеваимости учащихся и общешкольных мероприятиях с использованием Интернет.
Области применения:
построение единой информационной среды общеобразовательного учреждения (ОУ);
дистанционное обучение в рамках школьного учебного процесса;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Рабочее место директора – оперативный доступ ко всей информации о школе, управлении кадрами, формирование отчетных документов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Рабочее место завуча – управление внутренней организационной структурой школы, организация учебного процесса и контроль за его эффективностью
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Рабочее место учителя – широкий спектр мультимедийных наглядных пособий, создание собственных или использование готовых уроков, контроль знаний
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Рабочее место ученика – работа на уроке, после уроков в школе и дома: электронные уроки и репетиторы, библиотека, дневник успеваемости
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Рабочее место библиотекаря – Комплексная автоматизация деятельности школьной библиотеки: база данных абонентов школы, выдача и учет книг, поиск информации в литературном фонде
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Конструктор школьного сайта – простой и понятный инструментарий, позволяющий создать современный сайт с интерактивными компонентами
Выводы
Современные информационные технологии дают колоссальные возможности именно в сфере образования, поскольку могут очень эффективно применяться в процессе передачи знаний.
Информационное пространство нового учебного учреждения создает современную информационно образовательную среду как компонент современной педагогической системы и одновременно информационно-образовательное пространство региона, страны, мира.
Создание единого информационно пространства учебного учреждения – процесс достаточно длительный и сложный, состоящий из нескольких этапов:
массового освоения информационно-коммуникационных технологий и соответствующих технических средств;
создание компьютерных классов и автоматизированных рабочих мест;
создание банка компьютерных программ, как образовательного назначения, так и для управления УУ;
создание баз данных;
активное внедрение новых информационных технологий.
Начать процесс информатизации невозможно без предварительной детальной разработки модели единого информационного пространства.
Литература
1. Алфеева Е. Л. Модель информационной среды профессиональной деятельности в образовании // Информационные технологии, 2006, № 10. С. 6571.
2. Педагогические технологии: учебное пособие / Под общ. ред. В. С. Кукушина. Ростов н/Д: Издательский центр «Март»; Феникс, 2010. 333 с.
3. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 400 с.
4. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 2-е издание, дополненное. М: ИИО РАО, 2008. 274 с.
5. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.
Управленческая
Коммуникационная
Воспитательная
Информационная
Методическая
Образовательная
Техническая
Администрация
АРМ "Директор"
АРМ "Завуч"
Учебно-вспомогательныйперсонал
АРМ "Врач"
АРМ "Психолог"
Серверная
(сетевой центр, школьные серверы БД и БЗ)
Основная учебная среда
Компьютерный класс 1
Компьютерный класс 2
Предметный кабинет 1
Предметный кабинет 2
АРМ учителя 1
АРМ учителя 2
Актовый зал
Библиотека
Школьные
лаборатории
Видеостудия
Фотостудия
Школьный
издательский
центр
Медиатека
Радиостудия
Изображение:Graphics tablet.jpgОбразовательные решения