«Методы и приёмы организации самостоятельной работы учащихся, как один из путей формирования творческого мышления» Из опыта работы
«Методы и приёмы организации самостоятельной работы учащихся, как один из путей формирования творческого мышления»
Из опыта работы учителя начальных классов Кудиной Веры АлександровныСегодня, когда уровень развития ученика определяется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, я считаю, что деятельность учителя должна быть направлена на её организацию в обучении, начиная с начальной школы.
Самостоятельная работа - один из путей формирования творческого мышления! Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но основное значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах, особенно на первом году обучения, только начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем.
Для активизации познавательной деятельности, для формирования творческого мышления я стараюсь усилить роль и долю самостоятельной работы учащихся в учебно-воспитательном процессе. В результате у детей формируется потребность в знаниях, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, стремление найти свой подход к новой задаче, желание глубже понять не только усваемые знания, но и способы их добывания, критический подход к изучаемому материалу, к суждению других людей, способность высказывать свою точку зрения, независимую от других. С этой целью использую разнообразные приёмы.
Наиболее эффективным считаю самостоятельную работу творческого характера. Например, даю задание: расставить знаки, чтобы получилось верное равенство:
1 23 = 1
123 4 = 1
123 4 5 = 1
123 4 5 6 = 1
123 4 5 6 7 = 1
123 4 5 6 7 8 = 1
Задание такого характера способствует формированию самостоятельности учащихся в нахождении нового способа действий, в определении целей, планировании своей деятельности. Анализ двух вариантов решения одного задания позволяет развивать вариативное мышление учащихся.
На уроках русского языка практикую такой вид самостоятельной творческой работы, как диктант с элементами творчества. Его суть состоит в следующем: учащиеся дописывают текст, который я им диктую, дополняя предложения словами с соответствующими орфограммами.
Не менее полезным видом самостоятельной работы считаю составление орфографических таблиц по аналогии с таблицами, данными в учебнике. Например, на уроке "открытия» нового знания по теме "Падежные окончания имён существительных" сначала составляется таблица для Родительного падежа коллективно под руководством учителя. Затем учащимся предлагается самостоятельно составить таблицы для других падежей. После самостоятельной работы учащиеся сравнивают свои ответы по учебнику и делают выводы, совпало ли их «открытие» с принятым в науке. Так на уроке формируется интерес к самостоятельному «открытию» нового знания.
Для развития орфографической зоркости организую самостоятельную работу над ошибками. Дети ежедневно в тетрадях исправляют свои ошибки, отмеченные сигналами на полях. Учащиеся работают индивидуально на карточках с какографическим написанием, в парах при взаимопроверке тетрадей, индивидуально на карточках и перфокартах по разным темам.
Эти приёмы самостоятельной работы над ошибками активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют у них умения сознательно применять изученные правила.
При работе в парах с орфографическим лото у детей развивается мышление, внимание, речь, навык контроля и самоконтроля.
Использую в своей работе приём выборочного ответа: на индивидуальных карточках, в тестах.
Учу детей самостоятельно составлять алгоритмы и эффективно применять их на уроках русского языка, математики.
В результате учащиеся допускают в 1,5-2 раза меньше ошибок, чем при прежних методах обучения. Особенно благотворно влияет алгоритм на сознательность и обоснованность умственных действий.
У детей младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление. Их психика требует чего-то неожиданного, интересного. Осознание понятий рождается у них на основе конкретного материала.
Очень трудно даются малышам такие понятия, как «предложение», «звук», «слог», «слово». Для лучшего усвоения этих понятий включаю в урок различные приёмы самостоятельной работы со схемами: составление схемы слова, предложения; чтение по схеме; подбор слов, предложений, самостоятельное составление предложений по заданной схеме и т. д.
Одним из средств формирования способностей младших школьников к творчеству является игра. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания и помогает им усвоить любой учебный материал. Вот некоторые игры, которые я использую в период обучения грамоте:
«Помоги малышу найти свою маму»
На доске карточки с изображением взрослых животных. Детям раздают карточки с изображением животных - малышей и даю задание: составить схему (название малыша). Если схема составлена верно, значит, малыш нашёл свою маму.
«Наборщик»
Из разбросанных букв нужно составить новые слова. Сначала дети слова составляют, позже записывают, затем я усложняю задание, включая определённые условия (например, составить слова, состоящие из 1 слога, 2 слогов.; или, чтобы ударение падало на 1 слог, на 2 слог и т. д.).
«Магазин»
На доске картинки с изображением игрушек. Объясняю условия игры:
- Ребята, вы любите ходить в магазин игрушек? Сейчас каждый из вас сможет купить себе
самую любимую игрушку, если правильно назовет буквы на обратной стороне картинки.
Постепенно усложняю задание: прочитать слова, предложение, текст.
«Третий — лишний»
Игра рассчитана на развитие мышления. На начальном этапе даю картинки, затем слова. Говорю детям: «Эти слова всё время ссорятся. Найдите, кто из них лишний»
Игры — классификации
Дети должны разделить слова на две группы («два королевства», «две страны» и т. д.). Учащиеся работают на индивидуальных карточках, закрашивая слова каждой группы в свой цвет.
Иногда организую игру в форме лото. Слова написаны на отдельных карточках, например, одним цветом - названия животных, другим - их жилище. Дети работают в парах, они делят между собой зверей и читают слова, а дальше действуют как в лото: карточку со словам медведь надо закрыть карточкой со словом берлога и т. д.
Игра очень важна в процессе обучения. Очевидно, что обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность, лучше всего создаёт игровая среда. Игра включает в себя компоненты структуры самодетерминированной деятельности. Игровые действия ребёнка, сопровождаются высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, является наиболее мощным стимулятором его активности в познании.
Кроме того, игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Поэтому обучение математике я провожу через игру, игровые упражнения, игровые моменты.
«Составь букет»
У детей цветы, на обратной стороне каждого цветочка написан пример. Даю задание: собрать букет из цветов с ответом 7. Дети работают самостоятельно, затем результат проверяется.
«Строим дом»
Я читаю:
Сегодня будем строить дом
На радость новосёлам,
Чтоб каждый становился в нём
Счастливым и весёлым.
После этих слов из различных геометрических фигур, на обороте которых записано задание (например, примеры с окошечком; продолжи ряд чисел и т. д.), учащиеся у себя на партах строят дом.
Аналогично провожу игру «конструкторы».
«Художники»
Дети раскрашивают рисунок на индивидуальной карточке в соответствии с цифрой (на уроках обучения грамоте - с буквой), с ответом и т. д.
«Весёлый счёт»
Дети работают самостоятельно на индивидуальных карточках. На начальном этапе задание такое: «Соедини последовательно точки обозначенными цифрами, и ты узнаешь, на чём мы отправимся в путешествие (или что выросло в саду и т. п.); затем предлагается сначала самим записать по порядку номера отмеченных точек, а затем соединить их линиями и т. д.
Игра помогает совершенствовать знания детей по нумерации чисел, способствует развитию концентрированности внимания, так как в течение достаточно продолжительного времени требует от ребёнка необходимости оставаться сосредоточенным на одном деле. У детей развивается мелкая моторика рук, речь, мышление.
Уроки математики имеют большие возможности в развитии у учащихся умение осуществлять анализ, сравнение, обобщение.
Для самостоятельной работы применяю карточки «Нарисуй недостающую фигуру». В качестве основы использую линии, геометрические фигуры, изображение живых существ, цифр (букв), различных знаков.
Включаю в урок развивающие задания:
Найти и записать номера двух одинаковых фигур.
Установи правило, по которому написаны выражения, и впиши недостающиезнаки.
Раздели на группы.
Восстанови запись решения, примера, задачи и т. д.
Большие затруднения у младших школьников вызывает самостоятельная работа над задачей, поэтому подготовку к ней начинаю в 1 классе. При знакомстве с понятием «задача», учу детей «конструировать», используя её части («условия», «вопрос», «решение», «ответ»).Далее даю памятку «Как решить задачу». Сначала учимся решать коллективно, затем самостоятельно. Всегда при знакомстве с новым типом задач, обращаю внимание детей на её особенности. После решения задачи вновь задаю вопрос о её особенностях, обобщая ход решения.
Для того чтобы научить ребёнка устанавливать взаимосвязь между искомым и данными, предлагаю задачи с лишними и недостающими данными, а также не решаемые задачи. Проявление сообразительности при выполнении подобных заданий способствует формированию такого качества, как гибкость мышления, которое играет важную роль при решении новых для субъекта задач.
На уроках закрепления, повторения использую различные виды самостоятельной работы над уже решённой задачей:
Изменение условия задачи так, чтобы она решалась другим действием (в 2 действия и т. д.).
Постановка всех возможных вопросов.
Решение задач другими способами или с помощью других средств - другим методом: графическим, алгебраическим и т. д.
Составление обратных задач.
Учу анализировать содержание задачи и делать обоснованный выбор: например, выбери среди данных задач ту, которая соответствует теме урока (рисунку, схеме, решению) и так далее.
Включение в содержание урока валеологических задач обеспечивает эмоциональный подъём детей; снижает уровень тревожности (так как ученик выполняет личностно - значимое для него задание, поэтому возникает меньше затруднений при их решении); «разгружает» мозг за счёт работы правого полушария, отвечающего за образное мышление; облегчает процесс запоминания материала; формирует познавательный интерес к учёбе.
Вот некоторые из них:
2класс
В течение суток сердце сокращается 8 часов, а отдыхает в 2 раза больше. Сколько отдыхает сердце в течение суток? Назовите факторы, неблагоприятные для его работы.
3класс
Скорость движения крови по капиллярам в 5 раз меньше скорости течения крови по аорте. С какой скоростью течёт кровь по капиллярам, если по аорте она течёт со скоростью50см/с? Как изменится скорость движения крови после физической работы?
4класс
В сутки через лёгкие человека проходит около 10000 литров воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают лёгкие за 1 неделю, за 1 месяц, за 1 год? Что мы называем «земными лёгкими» Земли?
Большими возможностями для организации самостоятельной работы обладают уроки чтения.
Для постижения идейно - художественной ценности произведения организовываю работу так, чтобы дети не только активно участвовали в разборе произведения, но и высказывали самостоятельные суждения («Я думаю…», «Я считаю…»)
Характер самостоятельной работы на уроке определяется содержанием учебного материала и дидактичной целью.
Для формирования сознательного (осознанного) чтения использую следующие упражнения:
1)Назови одним словом
(Дуб, сосна, липа, берёза, ель).
Исключи лишнее(Яблоко, груша, мандарин, огурец).
Путём перестановки букв составь слово (предложение, текст)
Ребусы.
Закончи рассказ.
6)Самостоятельное чтение с целью нахождения ответа на вопрос; с целью составлениявопросов, деление текста на части, составления текста.
Включаю в урок упражнения для развития выразительного чтения (с предварительной самостоятельной подготовкой):
Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости оттекста.
Чтение по ролям (сначала дети читают самостоятельно, делая пометкикарандашом, а затем в - слух).
Одним из видов самостоятельной работы в классе и дома является пересказ.
Выборочный (по вопросу или заданию); параллелизм — например, в сказке «Двамороза». Один рассказывает про Красного носа, другой - про Синего носа. Затем эти образысравниваются. Такой пересказ учит ребёнка анализировать текст, находить главное поопределённой теме.
Краткий пересказ. Начинаю подготовку к нему с первого класса. Учу заменятьсмысловые части текста одним предложениям, выделяя главное.
Пересказ с творческим заданием (например, от третьего лица, от лица одного из героеви т. д.). Обязательно с предварительной подготовкой.
Например, сказку «Серая Шейка» пересказать от лица зайца.
Пересказ с творческими дополнениями (с вымышленными эпизодами, описаниями,продолжение рассказа и так далее).
Например, Е.Шварц «Сказка о потерянном времени» - Что могло присниться мальчику? Расскажи.
Наивысшая степень самостоятельности проявляется в творческих работах поискового характера.
После прочтения рассказа Л.Н.Толстого «Куда девается вода из моря» даю задание - Попробуй рассказать о том, как появляются тучи. Объясни причины дождя. Напишите текст - рассуждение.
Для развития самостоятельности провожу работу на сравнение произведений разных жанров, разных авторов. После знакомства с рассказом Астафьева «Стрижонок Скрип» прошу сравнить с рассказом Д.Мамина - Сибиряка «Приёмыш». Что общего?
Даю задание - перечитать, подобрать и выписать в тетрадь по чтению в 2 колонки эпитеты для описания лебедей и стрижей.
Большую долю самостоятельности имеют литературные работы собственного (детского) сочинения: сказки, стихи, рассказы, загадки и так далее. Такая работа не только интересна; но и полезна для ребёнка, так как удовлетворяет возрастную потребность в интеллектуальной активности.
В своей работе я использую элементы развивающего обучения. Цель уроков — включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта учения. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиск выхода из состояния затруднения, которое испытывает ученик в момент столкновения с чем - то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. А для её создания я использую проблемные задания.
Например - Рассмотри дома клубень картофеля. Найти части растений. Чем клубень картофеля отличается от свёклы?
Творческие задания помогают организовать самостоятельную работу учащихся дома и на уроке. Дети рисуют плакаты по теме урока, готовят их защиту.
Развитие самостоятельности у детей процесс сложный, порой противоречивый. Тем не менее, мои наблюдения показали, что при систематическом выполнении самостоятельных работ учащихся на должном уровне качество и прочность знаний повышаются, развиваются познавательные процессы, мыслительная деятельность, умения и навыки младших школьников (по чтению к 4 классу качество улучшилось на 11%, по русскому - языку на 4%, по математике - на 9%).
Опыт ценен не только для учителей начальных классов, но и для родителей, а так же других учителей предметников.