Программа дополнительного образования Клуб Умники и умницы
РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета
МКОУ СОШ п.Индустриальный
Протокол № 1 от 26 августа 2014 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
МКОУ СОШ п.Индустриальный
___________/ Артищева Ю.А./
28 августа 2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МКОУ СОШ п.Индустриальный
___________/Татарко Н.В./
Приказ № 130 от 30 августа
2014 г.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
клуба «Умники и умницы»
(для школьников 8 – 10 лет)
Срок реализации: 2012 – 2015 уч.гг.
Реализуется в МКОУ СОШ п.Индустриальный
Автор: Андреева Марина Петровна,
учитель начальных классов
высшей категории
МКОУ СОШ п.Индустриальный
2014 г.
Оглавление
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание
Календарно-тематическое планирование
Методические рекомендации
Литература
Пояснительная записка
Данная программа дополнительного образования составлена в соответствии с образовательными целями МКОУ СОШ п.Индустриальный, сформулированными в Уставе ОУ и Образовательной программе: формирование общей культуры личности обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа клуба «Умники и умницы» реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности МКОУ СОШ п.Индустриальный.
Цель общеинтеллектуального направления:
Формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания.
Задачи программы:
создание условий для всестороннего развития личности ребёнка;
развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности, нестандартные логические задачи;
обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами;
способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности
создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях;
создание условий для творческой самореализации личности
ребёнка, для укрепления психического и физического здоровья детей.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Помочь обучающимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.
Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.
В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня: игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «Кенгуру», игра-конкурс по информатике «КИТ», интеллектуальный марафон «Твои возможности» (в рамках ОС «Школа 2100»), международный конкурс по культуре и искусству «Золотое руно».
Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают обучающиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.
Одним из самых эффективных способов подготовки к олимпиаде, является анализ заданий, предложенных на предыдущих олимпиадах. Основу заданий для подготовки обучающихся к предметным олимпиадам составляют задания прошлых лет игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», математического конкурса-игры «Кенгуру», игры-конкурса по информатике «КИТ», интеллектуального марафона «Твои возможности» (в рамках ОС «Школа 2100»), международного конкурса по культуре и искусству «Золотое руно».
Занятия кружка «Умники и умницы» проводятся для обучающихся начальных классов МКОУ СОШ п.Индустриальный по 0,5 часа (1 раз в 2 недели) во 2 – 4 классах, по 17 часов в год, итого – 51 час. Данная программа реализуется для детей 8 – 10 лет.
Планируемые результаты:
Результаты первого уровня:
приобретение знаний об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий.
формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность;
Результаты второго уровня:
самостоятельное или во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым выполнение задания данного типа, для данного возраста;
умение высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать.
Результаты третьего уровня:
умение самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат,
увеличение числа обучающихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
повышение интереса обучающихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир, искусство.
Диагностический инструментарий: подведение итогов участия детей в предметных олимпиадах школьного, муниципального, всероссийского и международного уровней; анкетирование в рамках портфолио.
Учебно-тематический план
2 класс (17 часов)
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1-3
Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».
3
–
3
4-6
Решение задач для 2 класса игры-конкурса по информатике «КИТ».
3
–
3
7-8
Решение олимпиадных заданий для 2 класса по окружающему миру.
2
–
2
9-10
Решение олимпиадных заданий для 2 класса по литературному чтению
2
–
2
11-12
Выполнение заданий международной игры-конкурса «Золотое руно»
2
–
2
13-14
Решение нестандартных задач по математике для 2 класса
2
–
2
15-17
Анализ предметных олимпиад текущего года.
3
–
3
Итого
17
–
17
3 класс (17 часов)
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1-3
Выполнение заданий предметных олимпиад всероссийского уровня
2
–
2
4-5
Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».
3
-
3
6-9
Решение заданий для 3 класса интеллектуального марафона «Твои возможности». Поиск информации в разных источниках
4
–
4
10-11
Решение задач для 3 класса игры-конкурса по информатике «КИТ».
2
–
2
12-13
Выполнение заданий для 3 класса международной игры-конкурса «Золотое руно»
2
–
2
14-16
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике для 3 класса игры-конкурса «Кенгуру»
3
–
3
17
Анализ предметных олимпиад текущего года.
1
–
1
Итого
17
–
17
4 класс (17 часов)
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1-3
Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».
3
–
3
4-5
Выполнение заданий предметных олимпиад всероссийского уровня
2
-
2
6-9
Решение заданий для 4 класса интеллектуального марафона «Твои возможности». Поиск информации в разных источниках
4
–
4
10-11
Решение задач для 4 класса игры-конкурса по информатике «КИТ».
2
–
2
12-13
Выполнение заданий для 4 класса международной игры-конкурса «Золотое руно»
2
–
2
14-16
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике для 4 класса игры-конкурса «Кенгуру»
3
–
3
17
Анализ предметных олимпиад текущего года.
1
–
1
Итого
17
–
17
Содержание программы
(51 ч.)
Математика. Информатика (17 ч.)
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике для 3-4 классов конкурса-игры «Кенгуру». Решение задач по информатике для 2-4 классов игры-конкурса «КИТ». Анализ олимпиад по математике, информатике текущего года.
Русский язык (9 ч.)
Выполнение заданий по русскому языку для 2-4 классов игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». Анализ олимпиад по русскому языку текущего года.
Математика. Информатика. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир. Искусство (8 ч.)
Выполнение заданий для 3-4 классов интеллектуального марафона «Твои возможности». Анализ олимпиадных заданий марафона текущего года. Поиск информации в энциклопедиях, справочной литературе.
Искусство. Литературное чтение (8ч.)
Выполнение заданий для 3-4 классов международной игры «Золотое руно». Анализ заданий игры текущего года. Поиск информации в энциклопедиях, справочной литературе.
Окружающий мир (2 ч.)
Выполнение предметных олимпиадных заданий всероссийских предметных олимпиад
Анализ олимпиадных заданий по предметам текущего года (7 ч.)
Календарно-тематическое планирование
занятий кружка
«Умники и умницы» ( 4 класс)
№
Тема занятия
Дата
план
Дата
факт
1
Выполнение заданий предметных олимпиад всероссийского уровня (портал «Продлёнка»)
2
Выполнение заданий предметных олимпиад всероссийского уровня (портал «Продлёнка»)
3
Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».
4
Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».
5
Выполнение заданий по русскому языку для 34класса игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».
6
Решение заданий для 4 класса интеллектуального марафона «Твои возможности». Поиск информации в разных источниках
7
Решение заданий для 4 класса интеллектуального марафона «Твои возможности». Поиск информации в разных источниках
8
Решение заданий для 4 класса интеллектуального марафона «Твои возможности». Поиск информации в разных источниках
9
Решение заданий для 4 класса интеллектуального марафона «Твои возможности». Поиск информации в разных источниках
10
Решение задач для 4 класса игры-конкурса по информатике «КИТ».
11
Решение задач для 4 класса игры-конкурса по информатике «КИТ».
12
Выполнение заданий для 4 класса международной игры-конкурса «Золотое руно»
13
Выполнение заданий для 4 класса международной игры-конкурса «Золотое руно»
14
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике для 4 класса игры-конкурса «Кенгуру»
15
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике для 4 класса игры-конкурса «Кенгуру»
16
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике для 4 класса игры-конкурса «Кенгуру»
17
Анализ предметных олимпиад текущего года.
Итого
17
17
Методическое обеспечение программы (отдельная папка)
Список литературы:
1. Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.
2. Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 132 с.
3.Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2011 год. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. КИТ. Задачи прошлых лет. 2001 – 2011 год.
5.Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Портал Минобр.орг
7. http://www.prodlenka.org/ Дистанционный образовательный портал «Продлёнка»
8. Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2001 – 2011 год.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Соловьёв В.М. История России для детей и взрослых. – М.: ООО «Белый город», 2010. – 416 с.
10. Твои возможности.
11. Энциклопедия «Живой мир». – М.: РОСМЭН, 2009. – 128 с.
12. Энциклопедия «История России». – М.: РОСМЭН, 2009. – 96 с.
http://rm.kirov.ru/tasks.htm
7http://rm.kirov.ru/tasks.htm 715