Программа формирования информационной культуры участников образовательных отношений ИнфоМир


Администрация Лысковского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 2 г. ЛысковоПрограмма
формирования информационной культуры
участников образовательных отношений
«ИнфоМир»
Авторы-составители:
Баринова Елена Викторовна,
учитель начальных классов
Сабанова Елена Владимировна,
учитель начальных классов.
г. Лысково2016 г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………….3
1. Аналитико-прогностическое обоснование………………………………….6
1.1. Анализ исходного уровня информационной культуры……..……….7
1.2. Анализ УМК «Гармония»……………………………………………..10
2. Концепция программы……………………………………………………….19
3. Цель, задачи, ожидаемые результаты……………………………………….22
4.Содержание деятельности………………………….…………………………23
4.1.Направления деятельности………………………………………………23
4.2.Формы работы…………………………………………………………….27
4.3.Темы мероприятий по реализации программы……………………...…29
5. Механизм реализации………………………………………………………..34
5.1.Этапы реализации……………………………………………………….34
5.2.Внедрение результатов экспериментальной программы в практику образовательных организаций…………………………………………35
6.Ресурсное обеспечение реализации программы…………………………….40
6.1.Нормативно-правовое обеспечение……………………………………40
6.2.Материально-техническая база ………………………………………..40
7. Система внешних контактов…………………………………………………41
8. Система контроля и оценки результативности ………………………....….42
9. Критерии эффективности…………………………………………………….42
10. Основные результаты, полученные в ходе экспериментальной деятельности……………………………………………………………………..44
11. Литература…………………………………………………………………...45
Пояснительная записка
Сегодня происходит глобальная информатизация общества, когда человек имеет дело со всё большим объемом информации, которая год от года только возрастает. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. В период перехода к информационному обществу человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Информационная культура проявляется в следующих аспектах:
1)в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;
2)в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
3)в овладении основами аналитической переработки информации;
4)в умении работать с различной информацией;
5)в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности;
6)в конкретных навыках по использованию технических устройств.
Грамотный человек сегодня:
владеет навыками функционального чтения (т.е. умение читать текст с определенной целью);
владеет одним-двумя иностранными языками;
обладает компетентностью в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-технологий), имеет определенный уровень культуры в обращении с информацией.
Исходя из социального заказа государства, был введён федеральный государственный образовательный стандарт. В соответствии с ФГОС выпускник начальной школы должен:
•активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
•вводить текст с помощью клавиатуры;
•фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;
•готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
•уметь использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Ориентироваться в лавинообразном потоке информации человеку помогает глобальная сеть Интернет. Интернет – это возможность общения и передачи информации между людьми и компьютерами по всему миру. В Интернете имеется множество сайтов очень полезных и для родителей, и для учащихся: образовательные сайты для дистанционного обучения, информационно-справочные сайты для абитуриентов, информационные сайты по основным предметам программы основного общего и среднего полного образования, энциклопедии, словари, справочники, каталоги. Информации в Интернете действительно очень много, информации и для учащихся, и для родителей, и для учителей.
Многообразие информации, постоянно растущий объём информационных ресурсов, необходимость ориентироваться в их потоке, не теряться перед ускоряющимся обновлением в любой сфере требуют навыков поиска, отбора, переработки, хранения и использования разного рода информации, а также навыков продуктивного сетевого взаимодействия. Необходимо помочь школьникам подготовиться к жизни в современном информационном обществе.
Организация обучения в новых условиях требует комплексного подхода к применению технических, методических и информационных средств обеспечения учебных занятий. Использование новых технических устройств, информационных и коммуникационных технологий ведет к новому пониманию педагогического процесса, установлению новых учебно-воспитательных задач и способов их решения, изменению требований к современному учителю.
   Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационно-коммуникационной компетентности учителя, уровень которой определяется знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; умением использовать современные средства ИКТ в профессиональной деятельности.
Роль родителей в ориентации учащихся в этом огромном информационном потоке очень значима. Необходимо контролировать и направлять своих детей в этом огромном, бурном море информации. Следовательно, в формировании информационной культуры нуждаются не только дети, учителя, но и родители как полноправные участники образовательных отношений.
Аналитико-прогностическое обоснование
Новизна и значимость программы состоят в выявлении основных направлений работы по формированию информационной культуры всех участников образовательных отношений, разработке мероприятий, направленных на формирование информационной культуры учащихся, родителей, педагогов; в выявлении организационных форм и методов формирования информационной культуры младших школьников и остальных участников образовательных отношений; в разработке программы, содержащей практические задания и познавательные задачи, а также рекомендации по их выполнению; методических рекомендаций к организации практических работ, направленных на формирование информационной культуры всех участников образовательных отношений.
Разработанные материалы могут быть использованы в качестве методической работы с молодыми специалистами школы, методической поддержки педагогов и родителей.
Цель экспериментальной деятельности ОУ:
разработка системы учебных заданий, способствующих формированию информационной культуры младших школьников.
Основные задачи экспериментальной деятельности ОУ:
- анализ и систематизация методов и приемов информационной обработки текстов на уроках в начальной школе в рамках УМК «Гармония»;
- изучение возможностей применения ИКТ-технологий для формирования информационной культуры младших школьников;
- апробация отдельных методов и приемов повышения уровня информационной культуры младших школьников;
- разработка отдельных модулей программы внеурочной деятельности, способствующей развитию информационной культуры младших школьников.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы: анализ и обобщение результатов, изложенных в научно-методической, психолого-педагогической литературе; изучение и обобщение опыта использования средств ИКТ в младших классах общеобразовательной школы; наблюдения, беседы с учащимися и учителями, тестирование и анкетирование учащихся по проблеме исследования; анализ результатов педагогического эксперимента.
Апробация и внедрение результатов. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась на базе начальной школы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя школа №2 г. Лысково Нижегородской области, работающей по УМК «Гармония».
Анализ исходного уровня информационной культуры 1.Анкетирование «Состав общеучебных умений, формируемых общеобразовательнымучебным заведением»
В анкетировании принимали участие 14 учителей начальных классов, которые определяли, на каком этапе обучения необходимо формировать то или иное умение, связанное с информационной компетентностью. Результаты показали, что основная нагрузка по формированию заявленных общеучебных умений, падает на 3-4 классы. В 1 классе учащиеся должны научиться подбирать книги по заданным признакам, осмысливать и на элементарном уровне редактировать ответы одноклассников, ориентироваться в книге по ее оглавлению, а также уметь поделиться впечатлениями о прочитанной книге. Во 2-м классе формируется более широкая группа умений, связанных с подготовкой и оформлением докладов, подбором книг по определенной тематике, написанием, писем, сочинений, составлением таблиц. В 3-м классе круг умений еще больше расширяется: у ребят формируются навыки конспектирования, составления докладов, простых и сложных планов, написания изложений, аналитической работы с текстом. В 4-м классе необходимо формировать навыки написания сочинений разных типов, составления сжатых изложений, характеристик, аннотаций, работы с книжными выставками, таблицами и схемами.
2.Методика «Перечень любимых занятий» (М. В. Матюхина)

3.Познавательная активность младшего школьника (А. А. Горчинская)
Степень выраженности познавательной активности по начальной школе составила: 7% - слабая, 56% - умеренная, 37% - выраженная.
4.Методика «Непроизвольное запоминание» (А. К. Дусавицкий) показала, что у 62% учащихся развлекательный тип интереса, у 15% познавательный, у 23% интерес к результату.
5.Оценка умения учащихся работать с компьютером, отношение к компьютерным технологиям.
Средний показатель активности в овладении компьютерными технологиями и использовании их составляет 10,1%.
6.Анкета для родителей.
Были получены следующие результаты:



Большинство педагогов оцениваютстепень использования Интернет-ресурсов как среднюю. Большинству педагогов знакомо понятие информационно-коммуникативные технологии.

На начало эксперимента все педагоги имеют навыки работы с компьютером, МФУ, проектором и цифровым фотоаппаратом. Практически никто не имеет навыков работы с планшетом, пока остается ниже среднего уровень знаний и практических навыков работы с интерактивной доской.
Несмотря на использование в своей работе Интернет-ресурсов, практически все педагоги хотели бы повысить уровень знаний о возможностях использования сети в профессиональных целях. Желали бы усовершенствовать навыки работы с интерактивной доской - 36%.
Анализ УМК «Гармония» МБОУ СОШ №2 г. Лысково.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метапредметные результаты должны отражать «использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета», «умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета».
Предметные результаты должны отражать:
«умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации» (литературное чтение на родном языке);
«приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности» (математика и информатика);
«освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
«приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач (технология).
Познавательные УУД УМК «Гармония», формируемые в курсе русского языка (с точки зрения формирования информационной культуры):
Выпускник научится:
находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определенных понятий, правил, закономерностей;
применять различные способы фиксации информации (словесный, схематичный), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, переводить её в словесную форму;
осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового материала по заданным критериям.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в курсе русского языка обеспечивается как общей направленностью работы на обучение общению в устной и письменной форме, в том числе пониманию мысли собеседника и стремлению предельно понятно донести свою, так и конкретными методическими решениями авторов учебника УМК «Гармония». Среди них обучение созданию текстов определённых жанров: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т. д.; общение авторов с ребёнком через письменный текст, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; организация партнёрства, делового сотрудничества детей при выполнении различных заданий.
Задания, направленные на формирование информационной культуры младших школьников:
задания на составление текста по картинкам;
выпиши слова-названия, слова-действия, слова-характеристики, слова с первым твердым согласным звуком и т.п.;
найди значение слова в толковом словаре, выпиши из орфографического словаря наречия;
есть ли в тексте приглашения, просьбы, сообщения;
озаглавь текст (подбери мудрое высказывание, подходящее к содержанию текста, найди в тексте слова, которыми можно его озаглавить и т.д.);
выпиши из текста предложения на определенную тему (в которых говорится о птицах, предложения не про кита и т.д.);
найди главную мысль текста;
расскажи об именах числительных; прочитай сообщение в учебнике и найди те сведения, которых в твоем рассказе не было.
Имеются алгоритмы написания письма, телеграммы, инструкции, записки, дневниковых записей, загадок.
Познавательные УУД УМК «Гармония», формируемые в курсе литературного чтения (с точки зрения формирования информационной культуры):
Выпускник научится:
применять различные способы чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, выборочное);
полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя,
при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
выделять основные элементы сюжета, определять их роль в развитии действия;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики художественного, научно-популярного, учебного текстов;
высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке;
пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
выделять в тексте опорные (ключевые) слова.
Задания, направленные на формирование информационной культуры мл. школьников:
расскажи, о чем текст (определение темы, передача сюжета);
озаглавь стихотворение, рассказ и т.п. выбери заголовок, который больше подходит произведению, проверь название по содержанию учебника;
подбери к рисункам строчки из стихотворения; к какой части произведения относится рисунок;
выбери и прочитай только те побасёнки, в которых высмеивается лень;
найди и прочитай главную мысль произведения;
найди в произведении слова, характеризующие героя;
объясни значения слов. Если не знаешь, спроси у взрослых или в словаре (Интернете);
подготовь сообщение об одном из полезных растений, для этого можешь использовать книги, журналы, Интернет;
расскажи о герое, опираясь на текст;
расскажи об одной из книг. Что можно о ней узнать до чтения?
найди в тексте опорные слова;
найди в тексте все, что относится к поведению и внешности героя;
найди в тексте ответ на вопрос;
составь план произведения.
Познавательные УУД УМК «Гармония», формируемые в курсе математики (с точки зрения формирования информационной культуры):
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
читать несложные готовые таблицы;
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы, диаграммы, схемы);
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Задания, направленные на формирование информационной культуры мл. школьников:
выбери рисунок, соответствующий выражению;
сравни решения, найди ошибку;
перевести текстовую информацию в графическую (обозначь каждую книгу кругом и покажи на рисунке, сколько книг на полке);
сравни свое решение с рассуждениями Миши и Маши;
запиши ответ на вопрос в виде выражения;
по какому принципу сгруппированы предметы? (выведение правил, закономерностей);
докажи, верно ли утверждение;
выбери величины, которые можно сравнить;
выбери схему, соответствующую решению задачи;
дополни условие задачи и запиши ее решение.
Познавательные УУД УМК «Гармония», формируемые в курсе окружающего мира (с точки зрения формирования информационной культуры):
Выпускник научится:
осуществлятьпоиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
пониматьинформацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлятьинформацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизироватьинформацию, переводить еѐ из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные.
Задания, направленные на формирование информационной культуры мл. школьников:
рассказ по рисункам;
расшифруй условные знаки;
найди в стихотворении волшебное слово;
приготовь сообщение о любом растении;
прочитай текст, найди на фотографиях водоемы, о которых в нем говорится;
ответь на вопросы по тексту;
узнай у родителей, что им известно о дальних предках семьи;
что из жизни твоих далеких ровесников тебя интересует? Какими источниками информации ты воспользуешься, чтобы узнать об этом?
какую информацию ты получил из иллюстраций?
найди в дополнительной литературе сведения о животных, обитающих в горах;
найди на физической карте России, какими полезными ископаемыми богата наша страна;
отгадай кроссворд.
Проблемы, выявленные в ходе анализа УМК:
Не в полной мере прослеживаются межпредметные связи.
Нет алгоритмов написания сообщения, доклада, хотя задания на подобный вид работы имеются.
В связи с переходом на новый УМК «Школа России» необходимо синтезировать методы, приёмы, задания, направленные на формирование информационной культуры младших школьников, применяемые в УМК «Гармония» и УМК «Школа России».
Концепция программы
Школа нуждается в развитии информационной образовательной среды.
Схема 1. Компоненты информационно-образовательной среды

Принципы организации информационного образования
Принцип культурологического подхода:
- означает неразрывность информации и культуры, неотъемлемость информационной культуры от общей культуры человека;
- обеспечивает мировоззренческие установки и ценностные ориентации личности по отношению к информации как к элементу культуры;
- препятствует дегуманизации и замене духовных ценностей достижениями, вызванными к жизни беспрецедентным ростом и развитием информационно-коммуникационных технологий.
Принцип системного подхода:
- означает целостность характеристики сложного, многогранного феномена информационной культуры, представляющего сплав знания разнообразных информационных ресурсов, правил поиска и переработки информации с помощью  современных информационно-коммуникационных технологий, умений оценки и интерпретации информации, самостоятельного создания информационных продуктов.
Принцип деятельностного подхода:
- означает, что формирование информационной культуры личности ведется с позиций деятельности конкретного человека, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной или досуговой деятельности.
Принцип технологического подхода:
- означает, что формирование информационной культуры личности – это образовательная технология, включающая определенную совокупность форм, методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата.
Принцип интегративности:
- означает органичное взаимодействие образовательных и библиотечно-информационных учреждений при формировании информационной культуры личности;
- обеспечивает достижение синтеза различных наук (культурологии, педагогики, логики, информатики, документоведения, семиотики, библиотечного дела и библиографии и других) для формирования информационной культуры личности.
Принцип непрерывности:
- означает использование возможностей всех звеньев системы непрерывного образования (дошкольного, общего среднего, среднего специального, высшего, послевузовского) для формирования информационной культуры личности;
- обеспечивает воплощение в жизнь одной из ключевых идей современности - «образование в течение всей жизни».
Цель, задачи, ожидаемые результаты
Целью программы является создание условий, способствующих формированию информационной культуры участников образовательных отношений.
Задачи:
изучить уровень информационной культуры всех участников образовательных отношений;
проанализировать влияние УМК на формирование информационной культуры младших школьников;
разработать программы внеурочной деятельности, способствующие формированию информационной культуры;
систематизировать работу с родителями по формированию информационной культуры;
систематизировать работу по формированию информационной культуры педагогов.
Ожидаемые результаты:
повышение уровня информационной культуры всех участников образовательных отношений;
выявление эффективности преподаваемого УМК на формирование информационной культуры;
разработка и апробация программ внеурочной деятельности по формированию информационной культуры;
система работы с родителями по формированию информационной культуры;
система работы по формированию информационной культуры педагогов.
Содержание деятельности
Направления деятельности

Развитие аппаратного и информационного компонентов информационно-образовательной среды предполагает оснащение каждого кабинета информационными цифровыми технологиями (компьютерами, проекционным оборудованием, акустическими системами, интерактивными досками, полиграфическим оборудованием и др.), подключение к локальной сети, создание сайтов педагогами, создание сайтов классов, развитие библиотечной системы школы, активное использование Дневник.ру педагогами, родителями и учащимися, пополнение базы учебно-методических материалов.Библиотека оказывает помощь образовательному процессу в самостоятельном изучении материала, использовании рукописных текстов, олимпиадных работ, аудио-видеокассет, дисков, материалов из области межпредметных связей, составление аннотации на имеющиеся документы, выпуск школьных тематических сборников через создание информационно-библиографического пространства, используя различные источники информации и применяя традиционные и нетрадиционные формы работы:презентации выставок по темам;интеграционные научные конференции;обзоры; лекции и другие наглядные, устные, печатные, комплексные средства.Библиотека принимает активное участие в процессе формирования информационной культуры родителей учащихся. Проводятся дни семейной информации, тематические консультации. Создаются родительские лектории, организуются семинары по формированию информационной культуры у детей и т.п.

Работа с педагогическим составом направлена на организацию творческих лабораторий учителей, в рамках которых формируются различные группы учителей с разной степенью освоения ИКТ. Так как основными компонентами ИКТ являются технический, программный, методический и информационный, то степень компетентности различных категорий учителей существенно отличается друг от друга. При подготовке специалистов можно выделить три уровня освоения ИКТ - это первичный, средний и продвинутый. Уровни определяются глубиной овладения пользователем компьютерной техникой и программным обеспечением. Предполагается практическое совершенствование навыков пользователя, формирование готовности использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности. На первичном уровне освоения информационной компетентности преподавателя стоят следующее задачи: 
- способности понимать суть обработки информации; 
- находить информацию в различных источниках; 
- пользоваться автоматизированными системами поиска и обработки информации; 
- интерпретировать информацию; 
- конвертировать визуальную информацию в вербальную знаковую систему; - широко использовать моделирование для изучения различных объектов и явлений; 
- производить анализ информационных моделей. 
Однако в методическом плане основной целью подготовки преподавателя является формирование готовности и способности педагога использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности на уроке и во внеучебной работе. 
Работа с учащимися призвана помочь детям:
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
вводить текст с помощью клавиатуры;
фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;
готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
уметь использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
В дальнейшем это работает на:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, избирательного отношения к полученной информации;
выработку навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Велика роль родителей в формировании информационной культуры ребенка. Если они понимают это значение и создают домашнюю среду для ее формирования, то происходит качественный скачок в развитии общей культуры и ребенка, и самих родителей.Работа с родителями должна быть построена так, чтобы они моглипомочь детям в формировании у них информационной культуры, могли контролировать и направлять своих детей в огромном море информации.
Формы работы
Формы работы с учащимися
Виды деятельности Формы работы
урочная Библиотечные уроки
- беседы различного характера,- уроки-проекты,
- библиографические обзоры,- игры - литературно-музыкальные композиции,- литературные часы с применением мультимедийного проектора - просмотры видеофильмов, которые позволяют увидеть разницу между собственным восприятием книги и взглядом другого человека (режиссера), познакомить с лучшими экранизациями художественных произведений,- викторины,- театрализованные праздники,
- читательские конференции.
Уроки информатики
- исследование,
- беседа с сопровождением средств мультимедиа,
- практикум,
- игра,
- интегрированный урок
Уроки по другим предметным областям
- ролевые игры,
- мозговой штурм,
- творческие задания,
- проекты,
- исследования,
- экскурсии
внеклассная - экскурсии,
- олимпиады,
- конкурсы,
- классные часы
внеурочная Детское объединение «Благо Дарю»
(практикумы, демонстрации, КТД, беседы, игры, викторины, акции, исследования, проекты, творческие мастерские, планирование, анализ, рефлексия).
Детское объединение «Оч.умелые Байтики»
1.Демонстрационная - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
2.Фронтальная - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
3.Самостоятельная - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
4.Творческий проект – выполнение работы в микрогруппах на протяжении нескольких занятий
5.Работа консультантов – ученик контролирует работу всей группы кружка.
6. Дидактические игры
летняя оздоровительная Лагерь «СОВА» (союз одарённых, весёлых, активных) – лагерь интеллектуальной направленности в форме игры-путешествия, сюжетно-ролевой игры для начальной школы.
Лагерь «СКиФ» (союз клавиатуры и фантазии) для 5-9 классов.
Формы работы с родителями
Проведение опроса с целью изучения потребностей родителей.
Дни семейной информации.
Тематические консультации.
Лектории.
Семинары.
Конкурсы.
Формы работы с педагогами
Консультации
Практикумы
Семинары
Круглые столы
Конкурсы
Мастер-классы
Проекты
Темы мероприятий по реализации программы
№ Направления деятельности Темы мероприятий
1 Работа с учащимися Сетевое взаимодействие участников образовательного пространства
Информационная безопасность при работе в сети интернет.
Поиск информации в сети Интернет. Сетевое взаимодействие
«Книжкин дом» (для младшего школьного возраста) 
 1.«Будем знакомы!». Знакомство с библиотекой.
Экскурсия по библиотеке.2. «Ты и твоя книга». Книга и ее создатели. Структура
книги. Периодические издания. 3.«Наши помощники». Словари, энциклопедии,
справочники.4. HYPERLINK "http://odub.tomsk.ru/portals/0/infor/%D0%9A%D0%9D%D0%98%D0%96%D0%9A%D0%98%D0%9D%20%D0%94%D0%9E%D0%9C%20%D0%92%20%D0%9A%D0%9E%D0%9C%D0%9F%D0%AC%D0%AE%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%95.pptx"«Книжкин дом» в компьютере». Электронный
каталог.5. «Книгочей». Итоговое занятие.6. HYPERLINK "http://odub.tomsk.ru/portals/0/%D0%A2%D1%8B%20%D0%B8%20%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%8F%20%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0.%20%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B5%D0%B5%20%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8.%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8..pptx"«Ты и твоя книга». Книга и ее создатели. Структура
книги. Периодические издания.7. Сафари-тур «Охотники в лабиринтах информации»
8. Уроки-игры: «Журнальный калейдоскоп»,«В некотором царстве, библиотечном государстве», «Журнальная карусель», «Мир без границ. Вокруг света с журналом», «Вести со всей планеты: о периодических изданиях для младших школьников», «Почтовый дилижанс: периодические издания для детей»,«Что? Где? Когда?: библиографическая игра», «Словари, словарики: для младших школьников», «Почему мы так говорим: библиографическая игра», «Веселое путешествие маленького человечка в книжном государстве: библиографическая игра», «О чем поведал мне словарь», «Знатоки русских слов».
9. Уроки-практикумы : «К знаниям через книгу и компьютер», «Что нам читать: знакомство с электронным каталогом», «С книгой по пути», «Отдыхаем летом с книгой и Интернетом: обзор детских сайтов», «Самые умные книжки на свете», «История книги и библиотеки»
10. Уроки-путешествия: «Энциклопедии и справочники о природе: для младших школьников», «Путешествие маленького человека, книжное царство – государство»
11. Уроки-презентации: «Знакомство с тематическим электронным каталогом «Что нам читать?»
12. Уроки-викторины: «Великий, могучий, русский язык»
13. Уроки-дискуссии:
«Для чего я читаю»  
«Методы самостоятельной работы с литературой»
«Твое здоровье и компьютер»
14. Экскурсии:
«Будем знакомы»
«С книгой поведешься, ума наберешься»
«Путешествие в библиотечный город»,
«Юный читатель – это твоя библиотека»,
«В гостях у королевы книги» и др.
15. Викторина «Угадай сказочного героя»
16.Оформляются выставки с «чудо-книжками» 
«Волшебный мир информации» (для среднего школьного возраста) 
1. «Информация от «А» до «Я». Основные библиографические и информационные понятия.
2. «Путешествие в страну СПА». Выбор книг в библиотеке (каталоги, картотеки, открытый доступ, выставки и др.)3. «Виртуальные миры, или Мой любимый Интернет». Электронные каталоги, БД, Интернет.4. «Книга в твоих руках». Записи о прочитанном. Дневник чтения, отзывов.5. "Безопасный Интернет". Правила безопасного поведения в Интернете.6. «Компьютерный марафон». Итоговое практическое занятие.
7.Квест-игра «Спутники любознательных» и «Станция справочная»
8. Конкурсе знатоков «Экологический калейдоскоп
цикл встреч «Библиотечные открытия».
9. Библиомаркетинг «На острове Периодики»
10. Справочная квест-игра «Что? Где? Когда?» 
11. Урок информкультуры «В мире периодики»
12. Виртуальный слайд-обзор «Хит-парад молодежной
периодики».«В стране по имени «Поиск» (для старшего школьного возраста) 1. Библиотеки древние и современные.2. Помощник в выборе литературы - библиография.3. Справочно-поисковый аппарат библиотеки.4. HYPERLINK "http://odub.tomsk.ru/portals/0/%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B5.-1.pptx"«Медиатека в библиотеке». Нетрадиционные
носители информации.5. Как читать книги. Методы самостоятельной работы с
литературой. Планы, конспекты, тезисы, рефераты,
составление списка литературы и др.6. «Искусство чтения». Методы рационального чтения
7. Фестивали – «Весь мир – библиотека!» «Читающий край»;
8. Конкурсы творческих работ – «С книгой по жизни»,
виртуальной рекламы «Читаем с умом»;
9. Конкурсы читательских пристрастий – «Лидер
чтения года», «Твой выбор, читатель!»;
10. Креатив-конкурсы – «Молодое лицо читающей
страны»
11. Фотоконкурс «Фотография с любимой книгой»
12. Акции – «Как пройти в библиотеку»,
«С книгой – в будущее»,
«Подарите книгу детям»,
«Признание в любви любимому писателю»,
«Вы еще не читаете – тогда мы идем к вам!»,
«Запиши в библиотеку друга»,
«Давайте читать вместе!»;
13. Дни открытых дверей:
Библиотека – это здорово!..»,
«Библиотека знакомая и незнакомая»,
«Для вас открыты наши двери и сердца!»,
«Да что может быть прекраснее, чем наша
библиотека?!!»;
14. Культурно-досуговые программы:
«Воскресенье в библиотеке»,
«Библионочь»,
«Библиотечная продленка»;
Литературные брейн-ринги:
«В кругу любимых книг»,
«Писатели нашего детства
2 Работа с родителями 1. Сетевое взаимодействие участников образовательного пространства
2. Библиотека как информационно-поисковая система.
3. Интернет: поисковые системы и сервисы.
4.Адресный поиск и алгоритм его выполнения.
5.Фактографический поиск и алгоритм его выполнения.
6 .Тематический поиск и алгоритм его выполнения.
7. Информационная безопасность при работе в сети интернет.
8. Сетевое взаимодействие
9.Акции:«Чтение в подарок маме», «Чтение с пеленок», «Первые книжки» (в роддомах всем новорожденным оформляют читательский билет, а родителям вручаются наборы литературы, буклетов, памяток и списков);
10. Конкурс – «Папа, мама, книга, я: вместе – книжная семья»;
11. Час размышления для родителей – «Что читают наши дети?»;
12.Родительский час – «Будет в семье лад, коль книге рад»;
13.Семейный праздник – «Возьмите книгу в круг семьи»; кружок семейного чтения – «Почитай-ка»;
14. Вечер-встреча с книгой – «Что читали мои родители»; викторина – «Тема семьи в художественных произведениях»;
15.Комплексные формы – «Бенефис семьи», «День семейного чтения»
16.Консультации:
«Таинственная паутина»;
«Информационные ресурсы общества и
информационная культура личности»
«Значение информации в жизни человека».
Технологии подготовки и оформления результатов работ учащихся
Технология подготовки исследовательских и проектных работ.
Технология подготовки выступления, доклада, сочинения.
3 Работа с педагогами Сетевое взаимодействие участников образовательного пространства
Организация учебного процесса с использованием открытого информационного пространства.
Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения.
Информационно-образовательная среда, её безопасность.
Первичные документальные потоки как составная часть информационных ресурсов общества.
Информационные ресурсы Интернета: сайты для школьников и родителей. Электронные библиотеки
Аналитико-синтетическая переработка источников информации
Аналитико-синтетическая переработка информации: сущность, назначение, виды.
Учебный текст как объект аналитико-синтетической переработки.
Библиографическое описание.
Аннотирование, реферирование, составление обзоров.
     
Механизм реализации
Этапы реализации
Подготовительный этап (2012г. - 2013г.) - изучение специальной литературы и педагогического опыта по проблеме; анализ основных направлений использования средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе младших классов общеобразовательной школы; анализ существующих подходов к подготовке и поддержки в аспекте формирования информационной культуры всех участников образовательных отношений; анализ направлений, форм, методов, приёмов по формированию ИК всех участников образовательных отношений; апробация программ внеурочной деятельности.
Основной этап (2014-2016) – реализация программы формирования информационной культуры участников образовательных отношений «ИнфоМир»
Завершающий этап (2016) – анализ результатов реализации программы, внесение корректив, распространение опыта.
Внедрение результатов экспериментальной деятельности в практику образовательных организаций.
Таблица 1.
Представление результатов экспериментальной деятельности на конференциях и семинарах
Дата Название мероприятия Тема выступления Ф.И.О. учителя
Март 2012 г Районный конкурс детских проектов «Дебют в науке» Социальный проект «Я помогаю школе»
Максимова Анастасия, Шилыганова Наталья, Мурадалиева Маргарита,ученицы 4 класса, руководитель Родина Г.Е., победители в номинации «Мы дети Земли»
Январь 2013г РМО учителей начальных классов Коллекция электронных образовательных ресурсов для начальной школы
Баринова Е.В.,учитель нач. классов МБОУ средней школы №2 г. Лысково
Январь 2013г РМО учителей начальных классов Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе
Баринова Е.В.,учитель нач. классов МБОУ средней школы №2 г. Лысково
Март
2013г. РМО учителей начальных классов Уроки с использованием интерактивной доски. Родина Г.Е.,учитель нач. классов МБОУ средней школы №2 г. Лысково
Март 2013г Районный конкурс детских проектов «Дебют в науке» Проект «Фиалка»
Проект «Озеро Светлояр- жемчужина России»
Социальный проект Улыбка детства.
Цимбал Ирина, ученица 3 кл, руководитель Баринова Е.В. Победитель в номинации «Первые шаги в экологии».
Мариничва Евгения, ученица 3 кл, руководитель Баринова Е.В. Победитель в номинации «За любовь к родному краю»
Ефимова Ольга, Ермакова Карина, Юрасова Ангелина, ученицы 3 кл, руководитель Баринова Е.В. Участники в номинации «Мы –дети Земли»
Март 2013г Общешкольный родительский лекторий «Поколение КОМП» Баринова Е.В.,учитель нач. классов МБОУ средней школы №2 г. Лысково
Апрель-май 2013г Участие в апробации Всероссийского проекта «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального образования в соответствии ФГОС» Групповой проект «Что я знаю о планете Земля» Родина Г.Е., учитель нач. классов МБОУ средней школы №2 г. Лысково
2013 г.
Областной конкурс «Я - исследователь» г. Арзамас участие Социальный проект «Я помогаю школе»

Максимова Анастасия, Шилыганова Наталья, Мурадалиева Маргарита,ученицы 4 класса, руководитель Родина Г.Е., участники в номинации «Мы дети Земли»
29.10.13
ШМО начальных классов Использования ИКТ на уроках в начальной школе.
Приемы работы с учебно-познавательными (информативными) текстами
Сабанова Е.В.,учитель нач. классов МБОУ средней школы №2 г. Лысково
Баринова Е.В.,учитель нач. классов МБОУ средней школы №2 г. Лысково
28.01.14 НИРО
Семинар по итогам конкурса программ внеурочной деятельности на основе ИКТ Возможности освоения ИКТ-технологий младшими школьникамина примере программы внеурочной деятельности «Оч.умелые Байтики»
Особенности реализациипрограммы внеурочной деятельности «Благо Дарю» Сабанова Е.В.,учитель нач. классов МБОУ средней школы №2 г. Лысково
Баринова Е.В.,учитель нач. классов МБОУ средней школы №2 г. Лысково
Январь 2014г. РМО учителей начальных классов Групповой познавательный проект «Что мы знаем о Земле» Родина Г.Е., учитель нач. классов МБОУ средней школы №2 г. Лысково
24 апреля 2014 года
Фестиваль образовательных инноваций
г.Лысково Синтез социального проектирования и формирования ИКТ-компетенций младших школьников на примере программы внеурочной деятельности «БлагоДарю» Баринова Е.В.,учитель нач. классов МБОУ средней школы №2 г. Лысково
30 апреля 2014 года
ШМО учителей начальных классов Формы и методы работы с текстом, способствующие повышению информационной культуры младших школьников Шикова В.А., заместитель директора, руководитель экспериментальной площадки в ОО.
15 мая 2014 года
ШМО классных руководителей Организация внеурочной деятельности младших школьников (на примере реализации программы «БлагоДарю») Баринова Е.В.,учитель нач. классов МБОУ средней школы №2 г. Лысково
27.02. 14
Мастер –классы в рамках районного семинара «Использование ИКТ на уроках» на базе МБОУ средней школы №2
УМК «Гармония»
Урок окружающего мира в 4 кл. «Путешествие по природным сообществам»
Урок ИЗО в 4 кл. «Рисование птиц с натуры или по памяти».
Урок русского языка в 4 классе «Глагол»
Урок математики в 3 классе «Четырёхзначные числа».
Урок математики во2 классе «Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние» ( с применением интерактивной доски и системы голосования (пульты)
Баринова Е.В.
Баринова Е.В.
Сабанова Е.В.
Мокшанова М.А.
Родина Г.Е
Апрель 2014г Районный конкурс «Учитель года»
3 место Обобщение пед.опыта «Формирование информационной культуры младших школьников»
Мастер-класс со зрителями «Путешествие в прошлое России»
Мастер - класс «Смутное время» БариноваЕ.В.,
учитель нач. классов МБОУ средней школы №2 г. Лысково
22.04.15 Мастер –классы в рамках районного семинара «Итоги реализации ФГОС НОО» на базе МБОУ средней школы №2 Урок математики в 1 классе «Закрепление. Сложение и вычитание в пределах100»
Урок математики в 1 классе «Закрепление. Сложение и вычитание в пределах100»
Урок математики во 2 классе «Единицы времени» (с применением интерактивной доски и системы голосования (пульты)
Урок русского языка в 4 классе «Союзы и знаки препинания при однородных членах»
Урок математики в 4 классе «Площадь» (Эффективность использования на уроках мобильного компьютерного класса) Сабанова Е.В.
Баринова Е.В.
Родина Г.Е.
Носкова Т.Л
Иванова С.В
Апрель 2015г . ГБОУ ДПО НИРО
Конкурс «Организация проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО, ее педагогические и социальные эффекты» Исследовательский проект «Молочные продукты- это вкусно и полезно»
Проект «Интересные места Нижегородской области»
Родина Г.Е., учитель нач. классов МБОУ средней школы №2 г. Лысково 2 место в номинации: «Исследовательский проект»
Баринова Е.В., учитель нач. классов МБОУ средней школы №2 г. Лысково участник конкурса в номинации: «Исследовательский проект»
Ресурсное обеспечение реализации программы Нормативно-правовое обеспечение
Программа выполнена с учётом  требований:
Федерального закона от 29 декабря 2012г №273-ФЗ;
ФГОС начального образования утвержденных приказом министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2009г №373
ООП НОО средней школы №2 г.Лысково утвержденного 22 июня 2015г приказ №179-о;
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 24 ноября 2015 года).
Материально-техническая база
Для работы используем:
28 классных комнат
актовый зал
спортивный зал
2 мастерские
школьную библиотеку
логопедический кабинет
кабинет психолога
лингафонный кабинет
мобильный класс (30+1)
систему голосования (30+1)
2 цифровых микроскопа
3 документ камеры
1 видеокамеру
1 цифровой фотоаппарат
Все кабинеты оснащены АМР, компьютерами со скоростью подключения к сети от 5 мбит/с и выше, проекторами и МФУ.
В 23-х кабинетах имеются интерактивные доски.
В школе подключена локальная сеть.
Система внешних контактов

Система контроля и оценки результативности
Уровень развития интереса к содержаниюи процессу учения. Методика «Перечень любимых занятий» (М. В. Матюхина).
Анкетирование.
Познавательная активность младшего школьника (А. А. Горчинская).
Напряженность познавательной потребности. Методика «Таинственное письмо» (А. М. Прихожан).
Типы познавательного интереса. Методика «Непроизвольное запоминание» (А. К. Дусавицкий).
Анкета для родителей учащихся.
Анкета для учителей.
Критерии эффективности реализации программы
Уровень информационной культуры всех участников образовательных отношений.
Информационные и библиографические умения.
Умение работать с научно – популярным текстом.
Перерабатывать информацию и создавать качественно новую в процессе самостоятельной работы с информацией.
Умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
Эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
Вести индивидуальные информационно-поисковые системы;
Адекватно отбирать и оценивать информацию;
Способность к информационному общению;
Компьютерная грамотность.
Основные результаты, полученные в ходе экспериментальной деятельности:
- апробированы методики выявления уровня сформированности информационной культуры младших школьников;
- проанализированы возможности УМК «Гармония» в плане формирования информационной культуры младших школьников;
- созданы пакеты заданий к текстам разных стилей, способствующие формированию навыков информационной обработки печатных текстов;
- проанализированы и приведены в систему приемы концентрации внимания при чтении текстов разных стилей и жанров;
- разработана и внедрена в практику работы школы программа внеурочной деятельности на основе ИКТ «БлагоДарю»;
- разработана программа внеурочной деятельности на основе ИКТ «Оч.умелые байтики».
Выводы и предложения по дальнейшей работе в рамках данного эксперимента.
Работа в рамках данного эксперимента показала актуальность проблемы формирования информационной культуры учащихся младшего школьного возраста, так как далеко не все могут ориентироваться в мощных информационных потоках, обрушивающихся на современных школьников. Кроме того, данные различных диагностик показывают серьезные затруднения учащихся при вычленении необходимой информации из текстов и неумение использовать возможности ИКТ-технологий в учебных целях. Экспериментальная работа позволила педагогам систематизировать имеющиеся в их арсенале приемы работы с информацией, разработать собственные пакеты заданий для работы с текстами разных стилей. Привлекла внимание к проблеме формирования информационной культуры младших школьников, подтолкнула к разработке двух программ внеурочной деятельности, направленных на формирование ИКТ-компетенций учащихся начальной школы, и двух программ летней оздоровительной деятельности для начальной и средней школы. Возникла необходимость в разработке программы по формированию информационной культуры всех участников образовательных отношений.
Литература
Гендина Н. И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учеб.-метод. пособие для вузов культуры и искусств/ М-во культуры Рос. Федерации. Кемер. гос. акад. — .Ч. 1 – 1999. – 253 с.
Гендина Н.И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности/ Н.И. Гендина, Н.И Колкова, Г.А Стародубова, Ю.В. Уленко. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 352 с.
Говорухина К.А. Глобальное информационное общество и новые аспекты изучения пропаганды в контексте информационной безопасности / К.А. Говорухина // Человек. Сообщество. Управление. – 2012.-№1. –С-. 26-31
Манахова И.В. Риски информационного образования / И.В. Манахова // Информационная безопасность регионов. -2012.- №2 (11).-С.47-51
Марданова Е.У. Формирование навыков использования информационной среды.// Начальная школа, 2009 №4.
Н.И. Гендина, И.Л.Скипор, Н.И. Колкова, Г.А.Стародубова  Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. - Москва, 2002 г. – 337 с.
Соколова Т.Е. Интеграция информатики и базовых учебных дисциплин в начальной школе // Информатика и образование. – 2005. - № 3. – С. 70 – 73.
Соколова Т.Е. Информационная культура школьника. Серия книг.- Самара: «Учебная литература»: «Федоров», 2007.
Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е.Н. Хохлова. – М.: Просвещение, 2011 – 175 с.