Программа психологического кружка для младших школьников «Учимся мыслить вместе».
Программа психологического кружка для младших школьников
«Учимся мыслить вместе».
Цель программы: развитие детской одаренности в условиях массовой школы посредством специальных психологических занятий, направленных на активизацию психосоциальной, когнитивной, креативной и личностной сферы ребенка.
Задачи программы:
1.Развитие когнитивных и творческих способностей младших школьников.
2. Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
3. Развитие навыков социального взаимодействия и коммуникативных навыков младших школьников.
Основные разделы программы.
1.Подпрограмма «Диагностическая работа». Она включает в себя диагностическое обследование, направленное на изучение интеллектуально-творческого потенциала школьников, их познавательной, мотивационной и креативной сферы в процессе реализации программы по развитию детской одаренности.
2.Подпрограмма «Коррекционно-развивающая работа». Проведение психологических занятий, направленных на активизацию психосоциальной, когнитивной, креативной и личностной сферы учащихся.
Общая характеристика содержания подпрограмм.
Подпрограмма «Диагностическая работа».
Эта составная часть программы включает в себя проведение психологического обследования, основанного на использовании следующего диагностического инструментария:
Когнитивная сфера:
- методика «Корректурная проба».
- методика «Заучивание 10 слов».
- методика «Исключение слов».
- методика «Распознавание эмоций».
Креативная сфера:
- методика «Эскизы».
- методика «Использование предметов».
- методика «Интерпретация рисунка».
Мотивационная сфера:
- методика «Определение мотивов учения».
Подпрограмма «Коррекционно-развивающая работа».
Главное содержание работы - проведение занятий с элементами тренинга. Занятия группируются в отдельные блоки:
Занятия по повышению мотивации к исследовательской деятельности;
Занятия по развитию коммуникативных навыков и навыков социального взаимодействия учащихся.
Занятия по развитию творческого мышления и профилактике школьной тревожности у младших школьников;
Занятия по развитию когнитивных способностей учащихся;
Занятия по развитию исследовательских способностей младших школьников.
Программа психологического кружка может быть использована для учащихся 2-3 классов, рассчитана на 18 часов.
Календарно-тематическое планирование.
2 класс.
Содержание работы
Количество
часов
Сроки проведения
Диагностическая работа
Входная диагностика
2
Начало учебного года (1 четверть).
Итоговая диагностика
2
Конец учебного года ( 4 четверть).
Коррекционно-развивающая работа
Занятия по повышению мотивации к исследовательской деятельности.
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
3
1
1
1
1 раз в неделю в течение 1 четверти.
Занятия по развитию коммуникативных навыков и навыков социального взаимодействия.
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
3
1
1
1
1 раз неделю в течение 1 четверти.
Занятия по развитию творческого мышления и профилактике школьной тревожности младших школьников.
Занятие 1
Занятие 2
2
1
1
1 раз в неделю в течение 2 четверти.
Занятия по развитию когнитивных способностей учащихся.
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
3
1
1
1
1 раз в неделю в течение 2 четверти.
Занятия по развитию исследовательских способностей младших школьников.
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
3
1
1
1
1 раз в неделю в течение 3 четверти.
Итого
18
Коррекционно-развивающая работа.
Занятия по повышению
мотивации к исследовательской деятельности.
Цель занятий: повысить уровень исследовательской мотивации и творческой направленности личности, помочь младшему школьнику обрести более глубокое и целостное восприятие.
Занятие 1.
1 Знакомство.
2 Визуализация «Световой поток».
3 Творческая игра «Волшебный мир».
Детям необходимо придумать и нарисовать место, где есть такие целебные силы, которые избавят от болезней.
Дети выступают в роли исследователей, рассказывают, какое место им представилось, объясняют, почему именно это место лучшее для исцеления.
Рефлексия.
Занятие 2.
1 Визуализация «Полет на ковре-самолете».
2 Игра-дискуссия «Рисуем вместе».
Детям предлагается совместно нарисовать картину, пользуясь отдельными линиями, нарисованными заранее ведущим на листе ватмана, превратив ее изображение мира.
Затем дети должны подготовить рассказ о получившемся мире.
Вопросы для обсуждения:
Каков тот мир, который получился?
Кто какой вклад внес?
Не было ли разногласий?
3 Мозговой штурм «Какие бывают миры?»
Занятие 3.
1 Мозговой штурм «Как изучать мир».
В процессе работы решаем вопросы: «Как нам узнавать о мире?», «Как исследовать мир?»
2 Игра-инсценировка «Волшебное пространство».
Задание детям: «Представьте себе, что вы - первобытные люди. Общаться еще не можете, предметы никак не называете. Вам надо научиться общаться и обозначать предметы.
Обсуждение.
Занятия по развитию
коммуникативных навыков и навыков социального взаимодействия.
Цель занятий: развивать у младших школьников коммуникативные навыки, снять напряжение учащихся, повысить их сплоченность, способствовать выравниванию эмоционального состояния детей.
Занятие 1.
1 Упражнение «Конверт откровений».
2 Упражнение «Молекула».
3 Упражнение «Пианино».
4 Упражнение «Ассоциации».
5 Упражнение «Воображаемые подарки».
Рефлексия.
Занятие 2.
1 Упражнение «Нетрадиционное приветствие».
2 Упражнение «Качества человека, помогающие и мешающие в жизни».
3 Упражнение «Что было бы»
Участникам предлагается ответить на вопрос: «Что было бы, если бы нас окружали только хорошие люди? Почему?»
4 Упражнение «Замечательные качества».
Занятие 3.
1 Упражнение «Футболка с надписью». Обсудить, о чем в основном говорят надписи на футболках, что мы можем сообщить о себе другим людям.
2 Упражнение «Психологический портрет».
3 Упражнение «Скульпторы».
4 Упражнение «Мне нравиться в тебе»
Занятия по развитию творческого мышления
и профилактике школьной тревожности у младших школьников.
Цель: развивать творческое мышление, формировать способности понимать предметы и явления, устанавливать логические связи; снижение тревожности и агрессивности младших школьников.
Занятие 1.
Цель: создать в группе атмосферу доброжелательности, развивать творческое мышление учащихся, развивать слуховое восприятие, создать условия для снятия эмоционального напряжения у младших школьников.
Упражнение 1 «Нетрадиционный способ приветствия».
Участники группы, хаотично перемещаясь по комнате и, встречаясь друг с другом, здороваются предложенным образом: кивком головы, ладошками, пяточками, плечом.
Упражнение 2 «Линейка, постройся!»
Дети должны построиться по определенному признаку, который называет ведущий:
-от самого веселого к самому грустному;
-от самого сытого к самому голодному;
-от самого смелого к самому робкому;
Упражнение 3 «Телеграмма».
Необходимо учащихся разделить на несколько подгрупп. Подгруппам предлагается послать друг другу телеграммы. Объединяют эти послания начальные буквы слов, например, БТЛВДКМПЗХЛ ( подбор букв может быть самым разнообразным).
Каждой группе необходимо составить такой текст телеграммы, в котором каждое слово последовательно начиналось бы с предложенной буквы. Первое слово начинается на «Б», второе на «Т» и т. д. Для связи слов можно вставлять предлоги и знаки препинания в неограниченном количестве.
Упражнение 4 «Мои фантазии».
Каждая из команд должна придумать слово, которого нет в языке, и описать, что оно может обозначать.
Упражнение 5 «Художники».
Каждой команде предлагается набор карандашей и лист бумаги. Каждый ребенок произвольно разрисовывает свой угол ватмана (листа). Затем лист переворачивается на 90% и ребенку предлагается дорисовать рисунок, сделанный предыдущим художником. После этого лист снова переворачивается, и повторяют то же самое задание. Таким образом, необходимо «заполнить» весь лист. Затем группа придумывает название картины и демонстрирует ее остальным.
Упражнение 6 «У тебя все получится!»
Ведущий предлагает каждому участнику поддержать своего соседа справа, ведь всем необходимо, чтобы рядом были те, кто может помочь и делом, и добрым словом. Каждый по очереди поворачивается к своему соседу справа и, пожав ему руку, говорит: «Я верю, у тебя все получится!».
Занятие 2
Цель: продолжать развивать творческое мышление, тренировать навыки уверенного поведения, развивать наблюдательность и сосредоточенность младших школьников.
Упражнение 1 «Здравствуйте».
Участники встают в два круга: внешний и внутренний – лицом друг к другу.
Участники здороваются друг с другом, но каждый раз в новой паре это нужно сделать каким-либо новым способом.
Упражнение 2 «Знаменитости».
Каждый задумывает человека, которого, по его мнению, все участники игры знают. Это может быть писатель, поэт, певец, учитель, ученик и т. д. Имя задуманного человека необходимо написать на листе бумаги, который прикрепляется на спину соседа справа. Затем участники по очереди отгадывают «свое» имя, задавая остальным вопросы-предположения, на которые можно ответить лишь «да» или «нет».
Упражнение3 «Кастаньеты».
Участники садятся в круг. В кругу задается общий ритм: участники делают щелчок пальцами правой руки, затем левой руки и 2 раза хлопают одновременно обеими руками по коленям. Затем, поддерживая ритм, на щелчок правой руки ведущий называет имя «соседа» справа, на щелчок левой руки – имя «соседа» слева, на первый хлопок по коленям - свое имя, на второй хлопок имя того из участников, кому передает ход.
Упражнение 4 «Необычное путешествие».
«Сейчас каждый из нас отправится в необычное путешествие. Вы бросаете мяч любому из участников и говорите, куда его отправляете путешествовать. Путешествовать можно отправить в самые невероятные места, например, в стакан с водой, на луну, по радуге и т. д. Тот, кто получает мяч, не раздумывая должен назвать три вещи, которые взял бы с собой в необычное путешествие, а затем бросает мяч следующему ».
Упражнение 5 «Волшебное слово».
Когда мы волнуемся, в напряжении, мы можем произнести про себя волшебное слово и почувствуем себя намного увереннее и спокойнее. Волшебное слово может быть любым, например, покой, тишина или другие. Главное, чтобы слово помогало вам.
Вспомните или вообразите себе ситуацию, которая вызовет у вас волнение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно.
По окончании ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал, и просит рассказать, какие ситуации вспомнились.
Рефлексия.
Участникам в выражении 5+5+5=550 необходимо провести небольшую прямую линию так, чтобы оно стало равенством.
Занятия по развитию
когнитивных способностей учащихся.
Цель: развивать когнитивные способности младших школьников: внимание, память, восприятие.
Занятие 1.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
1 Словесная игра «Угадай по описанию».
Усложнение: загадывается предмет, не находящийся в комнате.
2 Дидактическая игра «Найди одинаковые предметы».
Каждому ребенку раздаются картинки с пятью предметами, два из них одинаковые. Их нужно отыскать ребенку.
Затем дети меняются карточками.
3 Игра «Делай по заданию».
Педагог называет детям различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т.д. Дети должны, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.
.4 Настольная игра «Лабиринты».
Детям дается карточка с изображением лабиринта (у каждого своя карточка). Необходимо выполнить задание, оно у каждого лабиринта свое.
5 Дидактическая игра «Что изменилось?».
Ребенок должен внимательно посмотреть на ряд предметов на картинке, рассказать, что за предметы он видит, назвать каждый предмет. Затем ему предъявляется другая картинка с изображением тех же предметов плюс еще один и предлагается ответить на вопрос: «Что появилось?». Можно предъявлять картинки наоборот и спрашивать: «Чего не стало?».
6 Дидактическая игра «Что не дорисовано?».
Детям даются картинки и достаточное время (1-2 минуты ) для того, чтобы ребенок смог найти недостающую деталь. Затем дети обмениваются картинками.
Занятие 2
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
. 1 Упражнение «Воспроизведи по памяти».
Детям последовательно показываются карточки с изображением геометрических фигур (время предъявления – 10 секунд). После демонстрации каждой карточки дети зарисовывают в тетрадь увиденные геометрические фигуры в том же порядке. Карточки предъявляются от простого к сложному.
2 Игра «Кто больше запомнит».
Участники игры садятся в круг. Первый называет любое слово. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова и добавляет свое и т.д. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов.
3 Игра «Двигательная память».
Взрослый в течение 15 секунд должен показывать детям танцевальные движения. Затем дети повторяют их как можно точнее.
. 4 Словесная игра «Цвета».
Участники игры располагаются в кругу. Ведущих предлагает всем участникам по очереди назвать по пять предметов одного цвета. Тот, кто за одну минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры.
5 Игра «Рисуем по памяти узоры».
На листе бумаги нарисован узор. Дети две минуты смотрят на этот узор. После этого рисунок убирается, и дети воспроизводят его по памяти в тетрадях.
Занятие 3.
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
1 Дидактическая игра «Разложи по порядку».
Детям раздаются серии карточек с рисунками. Надо выложить их перед собой в заданной логической последовательности.
2. Задание в тетрадях «Дорисуй до образа».
У каждого ребенка в тетради или на отдельной карточке простым карандашом нарисованы контуры. Ребенок должен придумать, кто или что из этого может получиться и дорисовать.
3. Слушаем музыку.
Дети прослушивают запись музыкального отрывка (Чайковский П.И. «Времена года») и рассказывают о своих впечатлениях. Можно зарисовать.
4 Дидактическая игра «Зашиваем ковер».
У каждого ребенка карточка-коврик с дырками и несколько «заплаток». Надо выбрать только те заплатки, которые могут закрыть дырки на ковре.
Занятия по развитию
исследовательских способностей учащихся.
Цель занятий – развитие у второклассников исследовательских способностей.
Занятие 1
Задачи:
-развивать у учащихся умение видеть проблемы;
-дать учащимся опыт исследования и решения проблемы данного типа;
-развивать навыки коммуникации: взаимопонимание, умения задавать уточняющие вопросы.
1 Упражнение « Притча о слоне».
Четверо слепых впервые в жизни встретились со слоном. Один из них дотронулся до хобота и сказал: «Слон похож на толстый канат». «Слон похож на столб»,- сказал другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: «Слон похож на огромную бочку». «Он похож на циновку», - потрогав слона за ухо сказал четвертый.
А) Коллективное обсуждение: в чем особенность данной проблемы, похожей на притчу о слепых и слоне.
Б) Рисунок данной проблемы. Каждый ребенок придумывает его сам и демонстрирует, комментируя остальным.
2 Упражнение «Ноль или буква «О»?
Взрослый рисует на доске фигуру, похожую на овал: о. И задает детям вопрос: «Как вы думаете, что это?» Дети предлагают разные варианты ответа, на все они без оценки принимаются взрослым. Затем ведущий справа от овала пишет «А», а слева «Б». Снова предлагает ответить на вопрос, что это за фигура стоит между буквами. Теперь практически все дети говорят , что это буква «О». Взрослый принимает ответ, а затем над овалом рисует цифру «1», а под ним – цифру «2». Он повторяет свой вопрос, и теперь большая часть детей говорит, что эта фигура – цифра «0».
Взрослый предлагает детям подумать и ответить на вопрос, какой вывод они могут сделать из этого примера?
3 Упражнение «Составь рассказ от имени другого».
Представьте, что вы на какое-то время стали школьной партой, лужей после дождя, зубной щеткой, человеком определенной профессии.
Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.
Хороший эффект дает письменное выполнение этого задания. Важно при выполнении данного упражнения, поощрять самые интересные, изобретательные ответы детей.
4 Упражнение «Несостоявшееся свидание».
Педагог зачитывает учащимся следующий текст.
Две подруги договорились в выходной день встретиться и сходить на каток. Их встреча должна была состояться в определенном месте в девять часов. Одна из них пришла на место встречи в девять часов утра и ждала свою подругу целый час. Озадаченная она позвонила своей подруге и разбудила своим звонком! Проснувшись, подруга сказала: «Я думала, что мы встретимся в ».
Педагог спрашивает: « Как вы думаете, что ответила подруга и по какой причине подруги не встретились?».
Важно подвести детей к выводу о том, что подруги по по-разному поняли слова «девять часов» и не уточнили их друг у друга.
5 упражнение « Когда начинается зима?»
Дети сидят за своими партами. Педагог задает вопрос: « Как вы думаете, когда начинается зима?» Дети высказывают свое мнение, педагог фиксирует их ответы на доске. Варианты могут быть самыми разными.
Например:
Когда выпадает снег.
Когда на улице становится холодно.
Когда кончается осень.
Когда надеваем шубу и меховую шапку.
Когда варианты исчерпаны, педагог просит еще раз прочитать все записанные варианты и выбрать для себя тот, который кажется самым верным.
Затем дети делятся на группы в соответствии с выбранным вариантом ответа. Каждая группа должна продумать аргументы в защиту своей позиции. На это группам дается 5 минут.
Далее педагог просит детей сесть в круг и провести групповое обсуждение проблемы.
Занятие 2
Задачи:
-Развивать у учащихся умения выдвигать гипотезы;
-формирование у детей оригинальности, гибкости и продуктивности мышления;
-развивать у учащихся такие личностные качества как решительность и смелость в отстаивании собственной точки зрения.
1 упражнение «Ситуация».
Задается определенная ситуация, участники игры должны придумать причины ее возникновения, а также развивать ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия.
Например: «Вернувшись из магазина, ты обнаружил, что дверь твоей квартиры распахнута»
«Я проснулся среди ночи и заметил какое-то существо в углу комнаты»
«Катя не успела выучить домашнее задание»
2 упражнение «Назови последствия события»
Что может произойти в следующих ситуациях?
Например: Дворник взял метлу и
Варианты: Разбил окно
Поднял пыль столбом
Подмел так, что вокруг стало чисто.
Выпал первый снег и
Ученик второго класса получил двойку и
3 упражнение «Полезные предметы».
Ответьте на вопрос, при каких условиях каждый из этих предметов будет полезным? Можете ли вы придумать условия ,при которых будут полезными два или более из этих предметов:
Газета Стул
Трава Пень
Кукла Букет цветов
4упражнение «Найди объяснение».
Учащимся дается какая-либо ситуация.
Например: на детской игровой площадке лежат несколько кусочков угля, одна морковь и шарф. Никто ни клал их туда, и тем не менее имеется логическое объяснение, почему они там лежат. Учащимся необходимо объяснить данную ситуацию.
( Дети использовали эти предметы, когда лепили снеговика зимой. С приходом весны снеговик растаял, а уголь, морковка, шарф остались лежать).
Занятие 3
Задачи:
-развивать у детей умения классифицировать;
-изучить понятия «классификация», «систематизация», а также дать возможность различать их в конкретной проблемной ситуации;
-развивать навыки поведения в групповой дискуссии.
1 упражнение «Исключение лишнего слова».
Предлагается три слова, выбранных наугад. Необходимо оставить два слова для которых можно выделить общий признак. «Лишнее» слово надо исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения «лишнего» слова.
Например: «собака», «блин», «тарелка».
«дождь», «ветер», «стекло».
«стул», «пень», «квартира».
2 упражнение «Поиск аналогов».
Называется какой-либо предмет. Необходимо найти как можно больше предметов, сходных с ним по различным признакам. Можно систематизировать признаки на основе общего применения: материала, из которого изготовлены предметы, отнесение предметов к одному классу.
Например: «вертолет»
«кукла»
«земля»
«арбуз»
Пример по варианту «кукла» - мяч, мягкая игрушка (игрушки).
«кукла»- тарелка ,чашка (фарфор).
«кукла»- телефон, футляр (пластмасса).
3 упражнение « Закончи ряды»
Канцелярские товары – тетрадь, ручка, ластик, карандаш и др.
Мебель –
Транспорт-
Профессии-
Литература-
4 упражнение «Найди ошибку».
Предлагаем детям такую классификацию помещений:
Жилые, нежилые, большие, маленькие, деревянные, каменные, строящиеся, разрушающиеся, нарисованные, показываемые по телевизору..
Спросим у детей: не вызывает ли у них возражений данная классификация. Учащимся необходимо аргументировать свой ответ.
5 упражнение «Поиск противоположных предметов».
Предлагается слово, обозначающее предмет. Необходимо назвать как можно больше предметов, противоположных первому по назначению, внешнему виду, материалу.
Например: «школа»
«собака»
«дрова»
«город»
К слову «собака» подбираются такие слова как «человек» (противоположность по уровню интеллектуального развития»), «камень» (противоположность по критерию «живой -не живой» природы), «щенок»(противоположность по возрасту) и др.
Ответы детей должны быть обязательно дополнены обоснованием и аргументацией, почему они ответили так, а не иначе.
Календарно-тематическое планирование.
3 класс.
Содержание работы
Количество
часов
Сроки проведения
Диагностическая работа
Входная диагностика
2
Начало учебного года (1 четверть).
Итоговая диагностика
2
Конец учебного года ( 4 четверть).
Коррекционно-развивающая работа
Занятия по повышению мотивации к исследовательской деятельности.
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
3
1
1
1
1 раз в неделю в течение 1 четверти.
Занятия по развитию коммуникативных навыков и навыков социального взаимодействия.
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
3
1
1
1
1 раз неделю в течение 1 четверти.
Занятия по развитию творческого мышления и профилактике школьной тревожности младших школьников.
Занятие 1
Занятие 2
2
1
1
1 раз в неделю в течение 2 четверти.
Занятия по развитию когнитивных способностей учащихся.
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
3
1
1
1
1 раз в неделю в течение 2 четверти.
Занятия по развитию исследовательских способностей младших школьников.
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
3
1
1
1
1 раз в неделю в течение 3 четверти.
Итого
18
Коррекционно-развивающая работа.
Занятия по повышению
мотивации к исследовательской деятельности.
Цель занятий: повысить уровень исследовательской мотивации и творческой направленности личности, помочь младшему школьнику обрести более глубокое и целостное восприятие.
Занятие 1.
1 Знакомство.
2 Визуализация «Световой поток».
3 Творческая игра «Волшебный мир»..
Рефлексия.
Занятие 2.
1 Визуализация «Полет на ковре-самолете».
2 Игра-дискуссия «Рисуем вместе».
3 Мозговой штурм «Какие бывают миры?»
Занятие 3.
1 Мозговой штурм «Как изучать мир».
В процессе работы решаем вопросы: «Как нам узнавать о мире?», «Как исследовать мир?»
2 Игра-инсценировка «Волшебное пространство».
Занятия по развитию
коммуникативных навыков и навыков социального взаимодействия.
Цель занятий: развивать у младших школьников коммуникативные навыки, снять напряжение учащихся, повысить их сплоченность, способствовать выравниванию эмоционального состояния детей.
Занятие 1.
1 Упражнение «Конверт откровений».
2 Упражнение «Молекула».
3 Упражнение «Пианино».
4 Упражнение «Ассоциации».
5 Упражнение «Воображаемые подарки».
Рефлексия.
Занятие 2.
1 Упражнение «Нетрадиционное приветствие».
2 Упражнение «Качества человека, помогающие и мешающие в жизни».
3 Упражнение «Что было бы»
Участникам предлагается ответить на вопрос: «Что было бы, если бы нас окружали только хорошие люди? Почему?»
4 Упражнение «Замечательные качества».
Занятие 3.
1 Упражнение «Футболка с надписью». Обсудить, о чем в основном говорят надписи на футболках, что мы можем сообщить о себе другим людям.
2 Упражнение «Психологический портрет».
3 Упражнение «Скульпторы».
4 Упражнение «Мне нравиться в тебе»
Занятия по развитию творческого мышления
и профилактике школьной тревожности у младших школьников.
Цель: развивать творческое мышление, формировать способности понимать предметы и явления, устанавливать логические связи; снижение тревожности и агрессивности младших школьников.
Занятие 1.
Упражнение 1 «Нетрадиционный способ приветствия».
.
Упражнение 2 «Линейка, постройся!»
Упражнение 3 «Телеграмма».
Упражнение 4 «Мои фантазии».
Упражнение 5 «Художники».
Упражнение 6 «У тебя все получится!»
Занятие 2
.
Упражнение 1 «Здравствуйте».
Упражнение 2 «Знаменитости».
Упражнение3 «Кастаньеты».
Участники садятся в круг. В кругу задается общий ритм: участники делают щелчок Упражнение 4 «Необычное путешествие».
Упражнение 5 «Волшебное слово».
Рефлексия.
Занятия по развитию
когнитивных способностей учащихся.
Занятие 1.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
1 Словесная игра «Угадай по описанию».
.
2 Дидактическая игра «Найди одинаковые предметы».
3 Игра «Делай по заданию».
.4 Настольная игра «Лабиринты».
5 Дидактическая игра «Что изменилось?».
6 Дидактическая игра «Что не дорисовано?».
Занятие 2
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
1 Упражнение «Воспроизведи по памяти».
2 Игра «Кто больше запомнит».
3 Игра «Двигательная память».
4 Словесная игра «Цвета».
5 Игра «Рисуем по памяти узоры».
Занятие 3.
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
1 Дидактическая игра «Разложи по порядку».
2. Задание в тетрадях «Дорисуй до образа».
3. Слушаем музыку.
4 Дидактическая игра «Зашиваем ковер».
Занятия по развитию
исследовательских способностей учащихся.
Занятие 1
1 Упражнение « Притча о слоне».
2 Упражнение «Ноль или буква «О»?
3 Упражнение «Составь рассказ от имени другого».
4 Упражнение «Несостоявшееся свидание».
5 упражнение « Когда начинается зима?»
.
Занятие 2
.
1 упражнение «Ситуация».
2 упражнение «Назови последствия события»
3 упражнение «Полезные предметы».
4упражнение «Найди объяснение».
Занятие 3
1 упражнение «Исключение лишнего слова».
2 упражнение «Поиск аналогов».
3 упражнение « Закончи ряды»
4 упражнение «Найди ошибку».
5 упражнение «Поиск противоположных предметов».
Литература.
1.Игры – обучение, тренинг, досуг (под ред. В. В. Петрусинского). М., 1994 г.
2. Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 2003 г.
3. Чистякова М. И. Психогимнастика. М.,1990 г.
4. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Ось – 2000 г.
Заголовок 215