Описание опыта работы «Формирование универсальных учебных действий в обучении английскому языку в начальной школе»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
Описание опыта работы
«Формирование универсальных учебных действий в обучении английскому языку в начальной школе»
Подготовила
Акопджанян Лусинэ Александровны
учитель английского языка
Георгиевск, 2014
Я работаю над методической темой: «Формирование универсальных учебных действий в обучении английскому языку в начальной школе». Универсальные учебные действия это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня это требование времени.
В соответствии с ФГОС на уроках английского языка я использую системно-деятельностный подход. При этом ребенок не просто получает знания от учителя, а учится добывать их сам. Он сам планирует, оценивает свою работу, взаимодействует с другими детьми. В условиях такого подхода каждое упражнение можно трансформировать так, что при выполнении упражнения у ребенка будут формироваться универсальные учебные действия (УУД), причем не просто какой-то один вид УУД, а целый комплекс УУД: познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных.
Формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий, и умения учиться в целом возможно только в процессе деятельности. Деятельностный характер соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД. Процесс усвоения младшими школьниками новой информации на уроках английского языка лучше всего осуществляется в игре. Грамотно организованная игровая деятельность на уроке позволяет развивать у младшего школьника все виды универсальных учебных действий.
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. Поэтому игра становится основой для развития у учащихся личностных, метапредметных, предметных результатов учебной деятельности.
Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры помогают оптимально и эффективно использовать каждую минуту урока английского языка, а именно:
оправдывают требование общаться на английском языке с учителем и одноклассниками;
позволяют найти способы сделать для учащихся коммуникативно-значимыми фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели;
психологически оправдывают и делают эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов;
позволяют активизировать резервные возможности обучаемых;
вносят разнообразие в учебный процесс.
Как известно, игра – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность. А если ребенок при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются, порой, более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми». Именно игра является одним из сильных мотивов при обучении иностранному языку.
Хотелось бы поделиться некоторыми игровыми приемами, которые я использую на уроках английского языка для формирования УУД в начальной школе.
Упражнение-игра «Узнай слово»,
Рассмотрим упражнение-игру «Узнай слово», которое я иногда даю детям при чтении художественной литературы на английском языке. Упражнение целесообразно использовать в третьих – четвёртых классах.
Всем детям дается одинаковый кусочек текста, в котором содержится 8-10 незнакомых слов. Каждый ребенок должен просмотреть текст и попытаться догадаться из контекста о значении незнакомых слов. Если слово все же незнакомое, его надо выписать в тетрадь. Таким образом, у каждого ребенка получается столбик незнакомых слов. Далее всех детей делю на команды по 4-5 человек. Команда собирается произвольным образом. Например, на столе обратной стороной лежат билетики с цифрами 1,2,3, или картинками трех видов, и тому подобное. Каждая команда садится вокруг стола в разных частях класса, и выбирает себе капитана. После этого команда должна обсудить списки своих незнакомых слов. Если в команде кто-то догадался о значении слова, то, вся команда записывает перевод этого слова себе в тетрадь. Таким образом, у каждой команды формируется список слов, которые не знают все члены команды. Затем капитан каждой команды выходит к своей части доски и записывает в столбик, сформированный общими усилиями, список неизвестных слов. Очень важно перед началом каждого этапа игры четко оговаривать, сколько времени дается на каждый этап. Далее начинается сама игра. Если слово выписано у всех трех команд, то одному из капитанов разрешается набрать это слово в электронном словаре. Слово, транскрипция и значение выводятся на электронную доску. Все ученики записывают к себе в тетрадь это слово. Если же слово записано у двух команд, а у третьей – нет, то третья команда должна назвать значение этого слова. При этом она получает одно очко. Если же никто из членов
команды не может назвать значение слова, значит, команда работала не внимательно, и получает минус одно очко. Проигравшие команды должны определить, кто из ее участников активнее всего работал, им дается возможность поставить оценку «отлично» одному или двум участникам команды.
Дети при этом учатся объективно оценивать вклад каждого участника в общий результат. На первый взгляд, упражнение направлено на узнавание и запоминание лексики, то есть на формирование предметных результатов. Однако в процессе игры дети должны распределить социальные роли и выделить ориентацию в межличностных отношениях. Это формирует и развивает личностные УУД. Кроме личностных УУД это упражнение формирует и развивает регулятивные УУД, поскольку в процессе его выполнения ребенок должен планировать, контролировать, и оценивать свои действия. Безусловно, игра развивает и познавательные УУД. Ведь речевая догадка предполагает анализ текста, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД развиваются, поскольку в процессе работы формируется социальная компетентность. Дети для успешной работы должны учитывать позиции других членов команды, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. Все эти навыки развивает данное упражнение. Таким образом, игра обеспечивает развитие всех типов УУД. Первый раз детям сложно выполнять это упражнение, но очень интересно. Оно занимает много времени, но я стараюсь выделить время для этого упражнения, поскольку я вижу, что помимо предметного результата достигается громадный метапредметный и личностный результат. На рис.1 приведена структурная схема, связывающая выполнение этапов этого упражнения через получаемые детьми навыками с развитием УУД. На схеме я попыталась выделить основные этапы выполнения упражнения-игры, и провести основные структурные связи через
приобретаемые навыки к формированию универсальных учебных действий. Схема показывает, что практически любой этап игры ведет к формированию и развитию УУД. Немалую роль в достижении такого результата играет использование деятельностного подхода, поскольку почти всю игру дети проводят сами. Учитель только помогает и направляет игру в нужном направлении, если произошел какой-нибудь сбой.
Рис.1 Структурная схема формирования УУД при выполнении упражнения «Узнай слово».
Игра «Учитель».
При использовании деятельностного подхода любое самое простое упражнений формирует целый комплекс УУД. Например, диктант можно организовать так, что его проводят сами ученики. Игра называется «Учитель». Проводится она в конце пройденной темы. Лексику, как правило, дети уже выучили на уроках с помощью различных игр с картинками, настольных игр или игр на электронной доске. Слов задается выучить немного. Для второго класса, например 5-6 знакомых слов. Поэтому страха перед диктантом у учеников нет. Возможно только формирование чувства успешности при написании такого диктанта, или желания улучшить свои результаты. Происходит это так: сначала вызываю троих учеников поучаствовать в соревновании, только по желанию. Желающих обычно вся группа. Диктую любых три слова. Если все трое написали правильно, то все трое получают «пятерки». Но здесь задача не только правильно написать, но и написать быстрее всех. Победитель, кто написал хотя бы два слова быстрее остальных, становится учителем, сам вызывает учеников, и сам диктует три-четыре слова. Затем определяет победителя, который, в свою очередь, становится учителем. Аналогично проводится игра в учителя, когда проходим цифры. Пример диктуется учеником-учителем на английском языке. Кто быстрее запишет пример, и даст ответ на английском, тот становится победителем.
Игра «Театр».
Есть еще один тип упражнений, который я использую в своей учебной деятельности – это театр или кукольный театр. При чтении или рассказе какого-либо диалога или текста, или даже простейшей фразы, я прошу детей, представить, что они на сцене и выступают перед зрителями. Во втором классе при отработке фраз «I like, I don’tlike» я использую игру по командам. Две команды встают друг напротив друга. Дети вытаскивают картинки с едой. Дети в первой команде говорят, что они любят еду, нарисованную на картинке, во второй команде – что не любят. Затем меняются ролями. Жюри (1-2 ребенка и учитель) решают, поверили они «артисту» или нет. Если поверили, то команда получает очко. Так набираются очки, и определяется команда – победитель.
В четвертом классе, работая над текстом «The Donkey’s Favourite Season», дети разыгрывают целый кукольный спектакль с помощью куклы-ослика и куклы-ведущей. Сказку «The Sun and theWind» разыгрывают дети-актеры, 2-3 команды по очереди. Выбирается лучшая команда, которую я потом приглашаю на урок во второй класс показать детям костюмированное выступление. Инсценируя сказки, диалоги, дети учатся само регуляции и прогнозированию результатов, а это значит, происходит формирование и развитие регулятивных учебных действий. Учащиеся должны слушать, и слышать других, обсуждать совместные действия, а это значит, развиваются коммуникативные УУД. Кроме того, в процессе инсценировки происходит нравственно-этическое оценивание содержания, что ведет к развитию личностных УУД. Творческая атмосфера урока позволяет заинтересовать ребят изучаемым материалом, что ведет к развитию познавательных УУД.
Из приведенных примеров упражнений видно, что при реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в начальной школе происходит формирование и развитие универсальных учебных действий при выполнении практически любого упражнения.
Список используемой литературы.
1. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования.-
М:Просвещение, 2011г.
2. Kostyuk E. The Primary English Teacher’s Handbook.- Obninsk: Titul, 2010.
Акопджанян Л.А.
Заголовок 115