Сообщение по теме Профессиональная компетентность преподавателя


Министерство образования и науки РСО-АланияГБОУ СПО Северо-Кавказский лесной техникум
Рассмотрено на заседании цикловой комиссией общеобразовательных и естественно - научных дисциплин
Протокол № __ от « ____________» 201_ год
Председатель ________________ Черчесова А.О. «Утверждаю»
зам. директора по учебной работе

___ сентября 201_ года
______________ ____ Селимов Ш.А

Методическое сообщение
по теме:
«Профессиональная компетентность преподавателя»
Подготовила: Елоева А.Т.
Алагир 2013
Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений. Основными компонентами профессиональной компетентности преподавателя являются:
социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.
Профессиональная компетентность оценивается уровнем профессионально-педагогических умений. Можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:
гностические умения – познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;
идеологические умения – социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;
дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;
организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;
прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива;
рефлексивные умения – способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения;
организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;
конструктивные умения – интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тесто
Профессиональная компетентность преподавателя включает в себя предметную, психолого-педагогическую и методическую составляющие.
Предметная компетентность включает:
знания в области преподаваемой дисциплины;
ориентацию в современных исследованиях по преподаваемой дисциплине;
владение методиками преподавания дисциплины (умение ориентироваться в разнообразии различных методов и приемов обучения);
использование современных педагогических технологий обучения.
Психолого-педагогическую компетентность мы
рассматриваем как:
владение базовыми психолого-педагогическими знаниями и умениями, обусловливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач;
умение выявлять индивидуальные способности студентов и строить образовательный процесс с их учетом;
умение выявлять пробелы в знаниях и умениях студентов, реализовать индивидуальные способы работы по ликвидации пробелов;
умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения со студентами, коллегами, родителями;
умение создавать благоприятный микроклимат в педагогическом коллективе.
Методическая компетентность это:
умение планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал;
умение организовывать различные формы занятий;
умение реализовывать деятельностный подход к обучению и умение организовать учебную работу студентов;
умение применять инновационные технологии обучения;
квалифицированное применение здоровьесберегающих технологий обучения;
умение использовать приемы педагогической техники при формировании ключевых компетенций студентов;
умение организовывать самостоятельную работу на занятиях и во внеурочной деятельности.

Чтобы я посоветовала преподавателям для достижения успеха в своей деятельности?
Совет первый: Успешный преподаватель знает и любит свою дисциплину, любит свою работу.
Совет второй: Успешный преподаватель владеет разнообразными методами обучения.
Совет третий: Успешный преподаватель умеет вызвать и удержать интерес обучающихся, соизмеряет темп обучения с темпом усвоения знаний, управляет их вниманием.
Совет четвертый: Успешный преподаватель имеет четкую, заранее оговоренную систему контроля, объективно оценивает знания.
Совет пятый: Успешный преподаватель уважает обучающихся, умеет поставить себя на его место.
Совет шестой: Успешный преподаватель - человек разносторонний, обладает артистизмом и чувством юмора.
Совет седьмой: Успешный преподаватель имеет личную концепцию обучения и постоянно развивается.
Использованная литература:
1. Кушин В.С. Общие основы педагогики. - Р-н/Д.: Март, 2002.
2. Педагогическая энциклопедия. Т.3. Н-СН. - М.: Советская энциклопедия, 1996. - 879 с.