Профессиональная компетентность преподавателя и её составляющие.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
ГККП «Высшая техническая школа, города Кокшетау»
при акимате Акмолинской области
Профессиональная компетентность преподавателя.
Гаврилова Елена Петровна,
председатель учебно-методического объединения
естественно-математических дисциплин
Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.
Компетентность – обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на высоком уровне. Компетентность – индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.
Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Под специальной компетентностью педагога понимается владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие. Сформированность педагогической деятельности определяется совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, которыми должен владеть учитель.
Социальная компетентность представляет собой владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения. Социальные навыки позволяют человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Социальная компетентность педагога предполагает принятие им социальной ответственности за результаты своего профессионального труда.
Личностная компетентность педагога – это владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, а также средствами противостояния профессиональной деформации личности.
Индивидуальная компетентность педагога определяется как владение приемами самореализации развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту. Также индивидуальная компетентность специалиста предполагает способность к индивидуальному самосохранению, умение организовывать свой труд рационально, без перегрузок времени и сил и без излишней утомляемости.
О профессиональной компетентности педагога можно судить как по процессу его труда, так и по результатам труда.
Профессионально компетентный труд педагога – труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность преподавателя; в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности студентов.
При аттестации педагогов определяются:
Уровень соответствия компетентности преподавателя квалификационным требованиям для установления и подтверждения соответствующей категории;Расширение мотивационной сферы деятельности педагогического работника для проектирования личностных достижений.
При подготовке к аттестации рекомендую педагогам заполнить таблицу, где наглядно можно определить уровень соответствия преподавателей категории:Министерство образования и науки Республики Казахстан
ГККП «Высшая техническая школа, город Кокшетау»
при акимате Акмолинской области
Обоснование аттестации
на подтверждение (присвоение) __________ категории
______________________________________
(фамилия имя отчество преподавателя)
преподавателя (мастера производственного обучения) ________________________________________________________
(наименование дисциплины)
__________ категория действительная до ______ 20____ года
Достижения
(результаты участия преподавателя и студентов в научно-практических конференциях, педагогических ярмарках, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах за период предшествующий аттестации (4-5 лет))
Год Уровень
Городской Областной Республиканский Международный
20__ г 20__ г Публикации
Год Уровень
Областной Республиканский Международный
20__ г 20__ г Курсы
Тема курса (по сертификату) Кем выдан сертификат Регистрационный номер Дата выдачи
Награды
Год Уровень
Областной Республиканский Международный
20__ г 20__ г Цифровые образовательные ресурсы
№ п/п Наименование дисциплины Специальность
Расмотрено на заседании
учебно-методического объединения
_______________________________
(наименование УМО)
протокол № ____ от ___ ____________ 20___ года
Председатель _________ И.Фамилия