статья :Профессиональная компетентность преподавателя колледжа
«Профессиональная компетентность преподавателя колледжа»
С.В. Мысоваметодист
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Муромский медицинский колледж» г. Муром
Реальным шагом, направленным на согласование системы профессионального образования с потребностями экономики, стал запуск Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011г., одной из задач которой выступает переориентация системы профессионального образования под нужды ключевых отраслей промышленности и экономики страны.
Качество профессионального образования определяется тем, в какой мере формируются или закладываются в нем и через него черты личности гражданина и профессионала, каков уровень достигаемого через образование профессионализма.
Многие виды профессиональной деятельности, связанные с работой с людьми, моральной ответственностью, принятием решений, способных серьезно повлиять на жизнь и судьбу человека, могут рассматриваться как высокоответственные. В таких профессиях некомпетентность, эгоизм, равнодушие всегда приносят несчастье другим, наносят непоправимый вред, последствия которого могут проявиться много позднее.К таким профессиям относится и профессия медицинского работника.
Суть личности профессионала в центральном интересе, жизненной установке. Профессия-это судьба. Профессионализм как состояние души формирует стремление к расширению своих возможностей.Сила надежности профессионала достигается в первую очередь за счет самосовершенствования, саморегуляции, саморазвития.
Высококвалифицированный педагогический состав Муромского медицинского колледжа постоянно старается реализовывать свой богатый опыт, жизненный потенциал, профессиональные возможности, через передачу всего этого новому поколению - нашим студентам.
Как показывает практика, студенты высоко оценивают тех преподавателей, которые четко и методически правильно организуют учебный процесс, интересно и доходчиво излагают материал с конкретными примерами, умело увязывают теоретические вопросы с их практическим применением, строго и объективно контролируют знания студентов.
Каждый преподаватель, работая в группе студентов, должен иметь объективную информацию о ней, ее членах, лидерах, интеллектуальном потенциале, проблемах. Древняя мудрость гласит:ученик-это не сосуд, который нужно наполнить,а факел, который нужно зажечь. Преподаватели должны научить студента добывать знания самостоятельно,глубоко осмысливать накопленный материал и способствовать формированию их креативного мышления,творческого подхода к делу,творческого отношения-это ступени будущего профессионализма.
На лекционных занятиях студенты в основном получают материал в готовом виде, а в процессе практических занятий и самостоятельной работы они пополняют и расширяют имеющиеся знания. Преподавателю необходимо обращать внимание на развитие познавательного интереса у студентов к будущей профессии, на качество их теоретических знаний, практических умений и навыков, на формирование самоконтроля и саморегуляции, на эмоциональное состояние, на увлеченность проблемами, рассматриваемыми на занятиях (лекции, практические занятия, семинары).
Преподаватель должен обращать внимание на то, чтобы студент, осваивая дисциплину или профессиональный модуль, не просто становился обладателем чужих высказываний из теоретического материала, но умел и хотел размышлять над проблемой, развивал исследовательские навыки. Включенность студента в учебную деятельность связана с особенностями саморегуляции, его волевого поведения, обусловленного сочетанием нравственных и волевых качеств-целеустремленность, самообладание, самостоятельность, инициативность, дисциплинированность, организованность, старательность, энергичность.
Без любви к своей профессии, без уважительного отношения к студентам, без применения на практике новых методов, без постоянного и кропотливого труда невозможно добиться хороших результатов, поэтому только ответственный и постоянный труд при взаимодействии преподаватель-студент может дать хорошие плоды, в нашем колледже они имеются и преумножаются. С каждым годом растет количество победителей и призеров олимпиад, научно-практических конференций, спортивных соревнований муниципального, регионального, всероссийского, международного уровня:
2012-2013уч.г.-участие преподавателей колледжа в международной научно-практической конференции в количестве 5 человек с публикацией своих докладов,8 призовых мест в региональном смотре-конкурсе методических материалов преподавателей-пять из которых 1-е места, 1 место в международном конкурсе презентаций по английскому языку «Парад праздников», впервые на базе ГБОУ СПО ВО «ММК» проводится городская научно-практическая конференция с участием студентов и преподавателей не только нашего колледжа, но старшеклассников городских школ, студентов СПО и ВПО округа Муром, где 14 студентов заняли призовые места, работы были представлены с хорошей исследовательской базой, активное участие преподавателей и студентов в спортивных соревнованиях, именно в этом году дали старт ежегодной церемонии «Виват,медицина!»,где награждаются самые активные и лучшие педагоги и студенты колледжа.
2013-2014уч.г.-2 место в VIII Открытой международной научно-исследовательской конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия», участие во всероссийском конкурсе «Преподаватель года» и получение сертификата участника этапа Федерального округа всероссийского конкурса, признание колледжа лучшим в номинации «Колледж корпоративной культуры»,1 место во всероссийской молодежной научной конференции «Молодежь России 2014»,1 место во всероссийской дистанционной олимпиаде по химии, 1 место во всероссийской молодежной конференции «Научный потенциал молодежи - будущее России» в рамках Зворыкинских чтений, участие в I всероссийском Молодежно-образовательный форуме «Все в твоих руках» с публикацией доклада,участие в on-line конференции педагогического коллектива, организованной «Всероссийским учебно-научно-методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» Министерства здравоохранения РФ,1 место в региональной олимпиаде по математике, 8 призовых мест в региональном смотре-конкурсе методических работ преподавателей, среди которых четыре-1-е места,1 место в региональном конкурсе профессионального мастерства по специальности «Сестринское дело» медицинских колледжей Владимирской области, 3 место в региональном конкурсе знатоков ПМ «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»,1 место в областном фестивале студенческого творчества «Студенческая осень-2013», 2 место в областном фестивале студенческого творчества «Студенческая осень-2014»,постоянные спортивные победы колледжа.
В новом учебном году мы уже побывали на региональном конкурсе электронных образовательных ресурсов учреждений СПО Владимирской области, где были получены дипломы за активное использование инновационных технологий при обучении студентов медицинского колледжа. Студентке нашего колледжа была присвоена Президентская стипендия в соответствии с Приказом № 1015 от 15.08.2014г. «О назначении стипендий Правительства РФ», в 2015году студентка нашего колледжа стала победителем конкурса профессионального мастерства среди выпускников специальности «Лечебное дело» средних медицинских и фармацевтических образовательных учреждений Центрального федерального округа.
Хочется отметить, что поступить в наш колледж престижно и довольно непросто, каждый год абитуриентам приходится выдерживать конкуренцию до 2-3 человек на место, каждый год мы выполняем контрольные цифры приема. Практически все абитуриенты отмечают, что поступают именно в наш колледж с одобрения родителей, учитывая престиж данного учебного учреждения, стабильность и востребованность выпускников колледжа на рынке труда.
Важно, что все абитуриенты без исключения, отмечают важные качества, которыми должен обладать медицинский работник-ответственность, чуткость, сострадание, аккуратность, доброта.
Таким образом, профессиональное мастерство, с одной стороны, не может быть сведено лишь к овладению профессиональными технологиями. Оно непременно должно включать и обладание важными личностными качествами, обеспечивающими способность к овладению профессией, к осуществлению продуктивной профессиональной деятельности.
Творческий процесс профессионального труда преподавателя всегда эффективен и направлен, прежде всего, на результат-обучение и воспитание грамотного специалиста-профессионала своего дела.
Библиографический список:
-Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ.
-Толочек В.А.Современная психология труда.Питер, 2010г.
-Маркова А.К.Психология профессионализма.М.:РАГС,2012г.