Интегрированный урок как основная форма организации литературного образования в школе
Интегрированный урок как основная форма организации литературного образования в школе
Горбунова О.А., учитель русского языка
и литературы МОУ «Лицей № 26»
г.о.Саранск Республики Мордовия
Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизни, но и должны научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.
Методика интегрированного обучения, как и вся дидактика, в настоящее время переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы. Настоящее время требует перемены мышления во многих областях жизни, внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных уроков по разным предметам, в результате которых формируется деятельный подход в обучении, о котором много говорится.
Методика интегрированного обучения имеет цели: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться жить в ладу с самим собой.
Такие цели обучения приводят к формированию у детей критического мышления, не в смысле критиковать, а в смысле среди множества решений выбрать наиболее оптимальное. Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти свое место в жизни, критическое мышление помогает как никакое другое.
Задача интегрированных уроков – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитию логического мышления; формирование познавательной компетенции учащихся; дать возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики и объективно оценивать достижения учащихся.
Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе русского языка и литературы. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют новых подходов в организации учебного процесса. В практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе. Проблема межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире.
Основные свойства интегрированного урока – синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.
Ученики часто не в состоянии применить знания одной из дисциплин к знаниям другой, например, взаимосвязь географии и химии, литературы и истории и другие.
Интегрированные уроки эффективны независимо от того, изучают ли ученики новый или обобщают уже пройденный. На этих уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.
В последнее время сокращается количество часов, отведенных на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки вносят весомый вклад в решение и этой проблемы.
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры, поэтому интеграция - инновационное средство формирования познавательной компетенции учащихся.
Как известно, новое - это хорошо забытое старое.
Еще И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой - объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.
К.Д. Ушинский путём интеграции письма и чтения, разработал и внедрил аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Более того, в интеграции изначально состояла новизна и сущность этого метода, так как он, по замыслу автора, позволял приспособить и слить в единое целое отдельные элемент двух видов речевой деятельности – письмо и чтение.
Блестящим примером проведения интегрированных уроков был опыт В.О.Сухомлинского, его «уроки мышления в природе», которые он проводил в Павлышской школе для шестилетних детей Это - интеграция основных видов познавательной деятельности (наблюдения, мышления, речи) с целью обучения, воспитания и развития детей.
В 70-е годы встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся, о преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, к использованию их в дифференцированном обучении. Во второй половине 80-х годов интегративные подходы в отечественном образовании вновь начинают играть доминирующую роль. Остро встаёт вопрос о создании интегрированных курсов.
Более точно и объёмно дано определение интеграции в работе Кульневича С. В., Лакоценина Т.Т.
«Анализ современного урока»: «Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно,
в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области».
Есть три уровня интеграции:
- внутрипредметная - интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов;
- межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин, что и должен использовать педагог при подготовке интегрированного урока;
- транспредметная - синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Интегрированный урок - это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.Педагогическая и методическая технология интегрированных уроков может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных (по Бабанскому) схем-моделей - проявление творческой активности учителя.
Закономерности интегрированного урока:
- весь урок подчинен авторскому замыслу;
- урок объединяется основной мыслью (стержень урока);
- урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого; этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости;
- отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу; цепочка сведений организована как "данное" и "новое" и отражает не только структурную, но и смысловую связанность; связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очередность действий, во втором - выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).
Признаки интегрированного урока:
1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;
2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы; б) повышения интереса учащихся к предметам; в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов; г) экономии учебного времени и т. п.;
3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.
Педагоги-практики предлагают в рамках разных типов занятий следующие формы проведения интегрированных занятий:
- занятие-путешествие
- занятие-исследование
- занятие-экскурсия
- проблемное занятие
- деловая или ролевая игра
- защита творческих работ, проектов
- игра(конкурс, викторина, КВН)
- диспут
- смотр знаний и умений
- творческий отчёт и другие.
Интегрированный урок требует тщательного планирования, т.к обучающимся предстоит создать обобщённую картину по отдельно взятой теме, что требует определённых интеллектуальных усилий. Работа над уроком состоит из трёх основных этапов:
I Подготовительный этап - определяются цели и задачи урока, обосновывается необходимостью интеграции с другими школьными предметами. Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей. Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, законов, теорий в различных курсах учебных дисциплин. И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. Обучающиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио - и видеоматериалы, готовят презентации по конкретному вопросу данной темы, получают индивидуальные задания.
II Основной этап - организация и проведение урока в рамках предложенных типов. (урок-игра, урок с элементами анализа и сопоставления различных источников информации, урок-решение проблемных ситуаций, урок-размышление, урок-дискуссия, урок -конференция, урок-презентация, урок-портрет, урок -экскурсия)
III Заключительный этап - Учитель совместно с учениками подводит итоги урока, намечает вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме, организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем.
Роль учителя на интегрированном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех областей знаний, полученных ими как на уроках предметов школьного курса, так и в результате кропотливой работы с дополнительными источниками информации.
Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит взаимодействие двух и боле учебных дисциплин, и ребёнок здесь выполняет новую, более активную и значимую для самого себя роль, повышающая его самооценку и понимание необходимости пополнения багажа знаний за пределами материала учебника.
При анализе интегрированного урока можно воспользоваться следующей схемой:
1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).
2. Содержание и компоненты интеграции. Какие учебные дисциплины в нее входят? Каково сочетание старых, классических, и новых, основных и дополнительных, дисциплин в процессе интеграции?
3.Направление и объем интегрируемых предметов, в чем он выражается: в создании нового учебного предмета; в создании цикла (блока) периодически повторяемых уроков; создании единичных интегративных уроков?
4.Уровень (стадия) интеграции содержания в курсе или уроке: органически единая, целостная новая структура; параллельное существование в одном уроке или программе различных пластов материала; стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре?
5.Тема интегративного урока, проблема, цель. Уровень новизны. Достигнута ли систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгляда на предмет?
6.Деятельность учителя и учеников по подготовке к интегративному уроку. Спонтанно ли осуществляется это урок или является результатом тщательной подготовки ученика и учителя? Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнить до урока; ее цель, объем, характер? Облегчают ли эти уроки условия обучения учащихся или они затрудняют их жизнь?
7.Формы проведения интегративного урока, виды деятельности учителей и учеников. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?
8.Сотрудничество учителей на интегративном уровне. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то "одеяло" на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенных ими уроков? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?
9.Результаты деятельности учащихся на интегрированном уроке. Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; степень убежденности в итогах обсуждения проблемы; культура речи; эмоциональная вовлеченность.
Особенности интегрирования на уроках литературы.
Литература - один из предметов, который помогает учащимся почувствовать единство мира и человека.
Интеграция может осуществляться как со смежными, так и далекими от литературы предметами.
В последнее время много говорят о слиянии русского языка и литературы в единый предмет - русскую словесность. Нельзя, на мой взгляд, с этим согласиться. Цель обучения русскому языку - научить грамотно выражать свои мысли устно и письменно. Цель обучения литературе - воспитать внимательного читателя, побудить интерес к художественному слову. Если свести преподавание литературы к разбору текста произведения, исчезнет эмоциональный настрой. Поэтому целесообразно говорить о межпредметных связях русского языка и литературы. На уроках русского языка часто предлагаю для работы над грамматикой фрагменты текстов художественных произведений, попутно мы говорим об их авторе, содержании и т.п. На уроках литературы, анализируя художественные особенности произведения, не обойтись без грамматических категорий.
Художественная литература дает широкую возможность использовать музыкальные произведения. Иногда музыка может быть только фоном, как музыкальные пьески П.Чайковского «Времена года» при чтении стихотворений русских поэтов о природе или вальс А. Грибоедова при рассказе учителя о судьбе драматурга. Но может быть и своеобразным действующим лицом, как соната Бетховена при изучении повести А.Куприна «Гранатовый браслет», песни и романсы на стихи русских поэтов при изучении их творчества. Вряд ли можно говорить о произведениях А. Пушкина и ничего не сказать об операх, написанных по этим сюжетам замечательными русскими композиторами.
На уроках литературы репродукции картин русских живописцев не только помогут создать определенный настрой, стать своеобразным фоном при изучении, например, пейзажной лирики Фета или Тютчева, но дать представление о быте, нравах, обычаях. Например, при изучении творчества Н.Некрасова трудно обойтись без репродукций картин Крамского («Некрасов в период «Последних песен» и др.), Репина («Бурлаки на Волге»), Перова («Проводы покойника» и «Сельский крестный ход на Пасхе»). Читая и анализируя на уроке пьесы А.Н. Островского, использую репродукции картин Перова («Приезд гувернантки в купеческий дом», портреты купцов). Определенный настрой при чтении финальных страниц романа И.Тургенева «Отцы и дети» создает картина Перова «Старики родители на могиле сына». В приведенных примерах живопись служит не фоном, она существенно дополняет образ, созданный художником слова, поэтому ведем разговор о разных средствах выразительности.
Считаю, что литературу и русский язык невозможно изучать в отрыве от истории. Изучение каждого нового этапа в развитии литературы начинаю с рассказа об общественно-политической обстановке, культурной жизни России того времени. Часто прошу учеников по учебнику истории повторить соответствующий раздел и дать историческую справку на уроке литературы. При изучении глав романа Л.Толстого «Война и мир», посвященных Бородинскому сражению, используем воспоминания очевидцев или работы историков, а при изучении романа М.Шолохова «Тихий Дон» рассказываю о быте, нравах, положении в обществе казачества. Говоря об изменении лексического состава русского языка, грамматики, обязательно рассказываю об изменениях в жизни разных слоев российского общества.
Учитель русского языка и литературы может стать соавтором интегрированного урока с преподавателем учебной дисциплины, на первый взгляд, далекой от словесности. Однажды ученики 9 класса, изучающие на уроках информатики алгоритмы, предложили мне рассмотреть эту тему на примере русских народных сказок. Кому не знакомы слова: «Направо пойдешь…, налево пойдешь…». Желающие подготовили презентацию тему «Алгоритмы в русских народных сказках», другие перелистали знакомые с детства страницы и подобрали массу примеров. На этом уроке все мы открыли для себя много нового и интересного.
Понятно, что интегрированный урок требует от учителей и учеников большой подготовки, он не может выпадать из системы уроков по предметам, не должен идти в разрез с желанием учеников. Интегрированный урок также требует от учителя профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (вежлив, ласков, внимателен). Педагог больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная.
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.