Система словарной работы на уроках русского языка в 4 классе.


воробей
ворона
сорока
скворец
кречет
горихвостканарейка
тетерев
коростель
зарянкачибис
индюк
горлица
павлин
ласточка
снегирь
петух
куропатка
свиристель
дятел
соловей
Урок 1. По теме «Птицы». Исследование, наблюдение слов. Форма - работа группами. Запись голосов птиц: свиристель, дятел, перепёлка, зяблик. Изображения птиц: горлица, соловей, горихвост, павлин, канарейка, индюк.
Выпишите слова с сочетанием –оро-, -оло-. Назовите орфограмму. (Соловей, коростель, сорока, ворона, воробей).
Назовите и запишите слова с проверяемой безударной гласной (скворец -скворушка, снегирь - снег, петух - петь).
Запишите слова с парной согласной на конце (индюк, чибис, тетерев, горихвост, кречет).
Объясните, используя толковый словарь, значение слов: павлин, канарейка и индюк (Слайд 2).
Первое место по красоте среди птиц занимает павлин. Это слово родственно слову «павильон», которое во французском языке имеет значение «палатка, шатер». Распущенное павлинье надхвостье действительно похоже на красочный сказочный шатер.
Названия слов канарейка и индюк связаны с названием родины этих птиц. Канарейки водятся на Канарских островах, откуда еще в XVI веке их привезли в Европу. Родина индюка – Америка, которую первоначально ошибочно называли Индией: слово индюк имеет значение «индийский петух».
Рассматривание изображений птиц: горлица, соловей, горихвост (слайды 3,4,5). Соотнесите внешний вид и название этих птиц. Работа с использованием карточки для детей.
Название птицы горлица родственно слову «горло». У горлицы большой зоб, который отличает ее от других птиц.
Черно-рыжая манишка,
Подвижной с рыжинкой хвост…
На селе любой мальчишка
Сразу скажет: горихвост! – вы безошибочно соотнесли внешний вид и название этой птицы.
Цвет нежно-серый - издавна на Руси назывался «соловый» - и дал название птице «соловей».
Следующие птицы получили название за свое пение: свиристель, дятел, перепёлка, зяблик (Слайды 6,7,8,).
(Звучат голоса птиц – определите, которая из птиц издает такой звук).
В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «визг, свист». Название птицы «свиристель» и название музыкального инструмента «свирель» - родственные слова.
Название «дятел» состоит в родстве со словами «долбить, долото», но в нем произошли большие звуковые изменения.
А вот птицу перепелку раньше называли пелепелкой. Название птице тоже дали по крику, который она издает «Пел-пел-пел!».
Громко и звонко поет зяблик. Но только тучка наплывет на солнце, зяблик сразу сникает, насупливается, нос вешает. Сидит недовольный и уныло произносит:»Тр-р-р-р-рю!» Будто у него от холода зуб на зуб не попадает. Кто такого увидит – сразу подумает: «Ишь, зяблик какой! Чуть солнце за тучку, он уж и нахохлился, задрожал!»
Урок 1. По теме «Птицы».
Карточки для детей.
Первое место по красоте среди птиц занимает павлин. Это слово родственно слову «павильон», которое во французском языке имеет значение «палатка, шатер». Распущенное павлинье надхвостье действительно похоже на красочный сказочный шатер.
Названия слов канарейка и индюк связаны с названием родины этих птиц. Канарейки водятся на Канарских островах, откуда еще в XVI веке их привезли в Европу. Родина индюка – Америка, которую первоначально ошибочно называли Индией: слово индюк имеет значение «индийский петух».
Название птицы горлица родственно слову «горло». У горлицы большой зоб, который отличает ее от других птиц.
Черно-рыжая манишка,
Подвижной с рыжинкой хвост…
На селе любой мальчишка
Сразу скажет: горихвост!
Цвет нежно-серый - издавна на Руси назывался «соловый» - и дал название птице «соловей».
В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «визг, свист». Название птицы «свиристель» и название музыкального инструмента «свирель» - родственные слова.
Название «дятел» состоит в родстве со словами «долбить, долото», но в нем произошли большие звуковые изменения.
А вот птицу перепелку раньше называли пелепелкой. Название птице тоже дали по крику, который она издает «Пел-пел-пел!».
Громко и звонко поет зяблик. Но только тучка наплывет на солнце, зяблик сразу сникает, насупливается, нос вешает. Сидит недовольный и уныло произносит:»Тр-р-р-р-рю!» Будто у него от холода зуб на зуб не попадает. Кто такого увидит – сразу подумает: «Ишь, зяблик какой! Чуть солнце за тучку, он уж и нахохлился, задрожал!»
Урок 2. По теме «Птицы». Повторение. Кроссворд. Форма - работа группами.
Птица, поющая всегда на заре.
Черно-рыжая манишка,
Подвижной с рыжинкой хвост…
На селе любой мальчишка
Сразу скажет…
Птица, издающая звук, будто у нее от холода зуб на зуб не попадает.
Птичка, отличающаяся от других большим зобом, горлом.
Название этой птицы родственное слову «свирель».
Название этой птицы родственно словам «долото, долбить», но в нем произошли большие звуковые изменения.
Название этой птице дала родина Канарские острова.
Название этой птицы дословно переводится «индийский петух».
Название этой птицы родственно французскому слову «павильон, палатка, шатёр».
6
3 7
1 9 2 5 8 4 Взаимопроверка.
Обменяйтесь кроссвордами.
Проверьте слова, сверяя записи по карточкам на стенде.
Урок 3. Исследование. Записи голосов птиц: кречет, коростель, чибис, чиж, синица, дрозд, тетерев, грач, чайка, гагара, скворец. Классическая музыка в размере 2/4, в среднем темпе. Форма - работа группами.
Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
Слушание голосов птиц.
«Кре-кре!» - это кречет подает о себе знак.
А коростель кричит: «Корст-корст!», по-другому его зовут еще дергач.
«Чиви-чиви! Чиби-чиби!» зовет кого-то чибис.
«Чи-чи! Чи-чи!» - вторит ему чиж.
«Синь-синь!» - посвистывает синица.
«Дро-тро! Дро-тро!» - возмущается дрозд.
«Те-тер! Те-тер!» - называет себя тетерев.
«Гра-гра!» - представляется грач.
«Чай-чай-чай!» - так кричат чайки.
«Га-га! Га-га!» - поддакивает им гагара.
«Сквор-сквор!» - поют скворцы.
Упражнение в каллиграфии. Письмо под ритмичную музыку прямых коротких палочек. Запись по палочкам каллиграфическим почерком названий птиц кречет, коростель, чибис, чиж, синица, дрозд, тетерев, грач, чайка, гагара, скворец.Развитие речи. Работа с текстом. Даны два текста группам детей: «Грач-храбрец» и «Длиннохвостые разбойники». По истечении пяти минут каждая группа зачитывает свои коллективные работы.
Грач-храбрец.
Расположи части так, чтобы получился связный рассказ.
Но тут произошло неожиданное. Снизу навстречу хищнику ринулся грач-храбрец. Противники на мгновение сцепились и тотчас же разошлись, готовые к новой атаке. В воздухе закружились перья.
Лесной пират не выдержал натиска, стал трусливо отступать.
Солнце разорвало тучи и бросило на мокрую землю горячие лучи. Широкая луговина так и засверкала.
Голуби то вдруг рассыпались по небу, словно гонимые ветром снежные хлопья, то собирались вместе, кружась и кувыркаясь в воздухе. Один голубь оторвался от стаи и стал набирать высоту. Но вдруг с птицей что-то случилось. Она замерла на месте, будто натолкнулась на невидимую преграду. Оказывается, одинокого голубка преследовал ястреб. Еще бы немного, и ястреб ударил добычу.
(А.Дорохов)
Какая часть является вступлением?
Прочитайте заключительную часть.
В какой последовательности развивались события, о которых говорится в основной части?
Пользуясь текстом, напишите ответы на вопросы:
1. Что произошло с одним из голубей?
2. Как сражался грач-храбрец с ястребом?
Урок 3. По теме «Птицы». Исследование.
Карточки для детей
Развитие речи. Работа с текстом.
Грач-храбрец.
Расположи части так, чтобы получился связный рассказ.
Но тут произошло неожиданное. Снизу навстречу хищнику ринулся грач-храбрец. Противники на мгновение сцепились и тотчас же разошлись, готовые к новой атаке. В воздухе закружились перья.
Лесной пират не выдержал натиска, стал трусливо отступать.
Солнце разорвало тучи и бросило на мокрую землю горячие лучи. Широкая луговина так и засверкала.
Голуби то вдруг рассыпались по небу, словно гонимые ветром снежные хлопья, то собирались вместе, кружась и кувыркаясь в воздухе. Один голубь оторвался от стаи и стал набирать высоту. Но вдруг с птицей что-то случилось. Она замерла на месте, будто натолкнулась на невидимую преграду. Оказывается, одинокого голубка преследовал ястреб. Еще бы немного, и ястреб ударил добычу.
(А.Дорохов)
Какая часть является вступлением?
Прочитайте заключительную часть.
В какой последовательности развивались события, о которых говорится в основной части?
Пользуясь текстом, напишите ответы на вопросы:
1. Что произошло с одним из голубей?
2. Как сражался грач-храбрец с ястребом?
Прочитайте текст с карандашом, подчеркивая словарные слова.
Длиннохвостые разбойники
Мы с сыном шли по лесной тропинке. Вдруг впереди нас застрекотали сороки. Мы вышли из кустов на лужайку. По лужку мечется заяц. Около него две сороки. Заяц на них так и наскакивает.
Отлетит сорока – вторая уже сзади подлетает. Глядим мы и ничего понять не можем. Стали мы подходить ближе. Заметил нас заяц, поскакал в лес. Сороки тоже прочь полетели. Вдруг видим: лежит в ямке маленький серый комочек. Да ведь это зайчонок!
Это зайчиха своего детёныша так храбро защищала. Неверно говорят, что заяц – трусишка.
(Г.Скребицкий)
Пользуясь текстом, напишите ответы на вопросы:
1. Какое происшествие увидели люди однажды в лесу?
2. Как защищала зайчиха своего детёныша?
Урок 4. Упражнения по теме «Птицы». Работа с текстами. Форма работы – парная.
1.Прочитайте текст с карандашом, подчеркивая словарные слова.
Русская осень
В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первые соловьи. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. Думаешь, что это пятна солнца, а это два жёлтых клёна стоят между ёлками. Тёплый красный свет идёт от осины. Березняки наполнены белым матовым и пронзительно-жёлтым светом. Замечаешь вдруг синий холод лесной речушки, никем не сорванный красный гриб, заросли ежевики, огонь рябины, серебристые ниточки паутины. Что ни шаг – новые краски.
(По В.Пескову)
Назовите эти орфограммы (10 слов).
Письменно ответьте на вопросы:
Какие праздники отмечает природа?
Как готовится природа к празднику осени?
Какими красками встречает нас осенний лес?
Проверка групповой работы. Представитель от каждой группы зачитывает по ответу на каждый вопрос.
2.Запишите с карточек названия птиц в два столбика: перелётные и зимующие.
Обменяйтесь в паре работами. Выполните взаимооценку.
3.Составьте группой свой текст-описание на тему «Птицы осенью» (3 предложения).
4.Прочитайте текст «Снегирь». Объясните название этой птицы.
Снегирь
Многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они снегири, потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание – жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно на юге? Но дело в том, что летом они живут гораздо севернее, где зимой очень сильные морозы. Вот и кажется снегирям наша зима тёплой.
Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.
Весной снегири будут уже далеко на севере – на родине. Совьют там гнёзда, выведут и вскормят птенцов. И лишь поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий посвист.
Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям, если они не вредные.
Запишите, начав предложение так: «Снегирь получил такое название, потому что…»
Урок 4. Упражнения по теме «Птицы».
Карточки для детей.
1.Прочитайте текст с карандашом, подчеркивая словарные слова.
Русская осень
В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первые соловьи. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. Думаешь, что это пятна солнца, а это два жёлтых клёна стоят между ёлками. Тёплый красный свет идёт от осины. Березняки наполнены белым матовым и пронзительно-жёлтым светом. Замечаешь вдруг синий холод лесной речушки, никем не сорванный красный гриб, заросли ежевики, огонь рябины, серебристые ниточки паутины. Что ни шаг – новые краски.
(По В.Пескову)
Письменно ответьте на вопросы:
Какие праздники отмечает природа?
Как готовится природа к празднику осени?
Какими красками встречает нас осенний лес?
2.Запишите со стенда названия птиц в два столбика: перелётные и зимующие. Какие слова нельзя отнести ни к одной группе. Каким общим словом их назвать? (домашние: индюк, петух).
Обменяйтесь в паре работами. Выполните взаимооценку.
3.Составьте в паре свой текст-описание на тему «Птицы осенью» (3 предложения).
4.Прочитайте текст «Снегирь». Объясните название этой птицы.
Снегирь
Многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они снегири, потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание – жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно на юге? Но дело в том, что летом они живут гораздо севернее, где зимой очень сильные морозы. Вот и кажется снегирям наша зима тёплой.
Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.
Весной снегири будут уже далеко на севере – на родине. Совьют там гнёзда, выведут и вскормят птенцов. И лишь поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий посвист.
Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям, если они не вредные.
Запишите, начав предложение так: «Снегирь получил такое название, потому что…»