Выступление на районном семинаре на тему: «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»
МБДОУ «Детский сад №4 «Березка»
Выступление на районном семинаре
«Совершенствование качества работы ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников. Создание новой модели взаимодействия ДОУ и семьи»
на тему:
«ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ
ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»
Заместитель заведующей по ВМР
О.В.Грачева
2016г.
Тема: «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»
«…Дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов …» (Из Концпеции дошкольного воспитания. С.11)Семья – образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания. За особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Одна из задач нашего детского сада – «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Перед педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад №4 «Березка» (здание №2) была поставлена цель: создание условий для разработки новых подходов к взаимодействию МДОУ и семьи как фактор формирования активной жизненной позиции родителей в развитии и воспитании дошкольников.
Взаимодействие с семьей мы осуществляем через реализацию основных задач:
Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
Объединение усилий для развития и воспитания детей;
Создание атмосферы взаимопонимания;
Активизацию и обогащение воспитательных умений родителей.
Для успешного сотрудничества с родителями мы придерживаемся принципов взаимодействия:
1.Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2.Индивидуальный подход – необходим не только в работе с детьми, но и с родителями. Воспитатели, общаясь с родителями, стараются чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.
3.Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители в большинстве своем люди грамотные. Поэтому позиция наставления сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее действует создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, искреннее желание помочь.
4.Ответственная подготовка мероприятий. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями мы стараемся тщательно и серьезно готовить.
5.Динамичность. Детский сад сегодня находится в режиме развития, а не функционирования, поэтому следует быстро реагировать на образовательные потребности и воспитательные запросы родителей.
Для достижения поставленной цели нами была выбрана структурно-функциональная модель взаимодействия с семьями воспитанников, которая условно состоит из трех блоков:
Структурно-функциональная модель взаимодействия МБДОУ
с семьями воспитанников
Практический блок
Информационно-аналитический блок
Контрольно-оценочный блок
Информационно-аналитический блок:
Цель – определение формы и методов дальнейшей работы педагогического коллектива.
Сбор и анализ сведений о родителях и детях
Изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи отвечать на запросы дошкольного учреждения.
Практический блок:
Цель – планирование, организация и проведение мероприятий.
Вовлечение родителей и детей в общее интересное дело
Непосредственное общение взрослых и ребенком.
Контрольно-оценочный блок:
Цель – анализ эффективности проводимых мероприятий.
Опрос
Анализ эффективности работы
Контроль.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем.
Особой популярностью, как у наших педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Общение педагогов и родителей. Оно строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей, используемые в нашем детском саду, это:
Информационно-аналитические.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Познавательные.
Тренинговые игровые упражнения и задания, которые проводят педагог-психолог и социальный педагог. помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. В текущем месяце у нас во всех возрастных группах проводятся родительские встречи на тему «Игра как средство умственного развития детей».
Досуговые.
Совместное проведение праздников призвано устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Родители проявляют смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они выступают в роли непосредственных участников: читают стихотворения, поют, танцуют. Для того, чтобы у родителей не возникало споров по поводу выступления детей на утренниках, воспитатели ведут тетрадь, где фиксируют , на каком утреннике кто из детей читает стихотворение, участвует в инсценировке и т.д.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя.
Благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать.
Информационно-просветительские
«Дни открытых дверей», которые мы проводим в последний четверг каждого месяца, дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.
К данным формам также можно отнести выпуск семейных стенгазет и плакатов.
Воспитателями также практикуются еженедельные домашние задания для детей при участии родителей. Это положительно сказывается на освоении детьми программных требований.
Регулярно используем электронные СМИ, освещаем работу детского сада в социальной сети, которой активно пользуются родители наших воспитанников. Это мобильный способ донесения информации о проведенных мероприятиях. В различных мобильных приложениях современных телефонов родители создают группы, посредством которых происходит быстрый обмен необходимой информацией между воспитателем и родителями, решаются различные организационные вопросы.
Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.
И в завершении мне хочется обобщить портрет педагога – сотрудника, партнёра семьи:
Опирается на инициативу родителя и предлагает своё.
Не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.
Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи.
Не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.
Высшая цель и содержание работы – ребёнок.