Аналитический отчет о выполнении и реализации основных направлений программы перспективного развития
Аналитический отчет о выполнении и реализации основных направлений программы перспективного развития
№
п/п
Наименование
образовательной организации
Программа развития
(тема)
Результаты деятельности в образовательной организации
за 2014 год.
Позитивные эффекты реализации Программы развития
1
2
3
4
5
2
МКСКОУ «Перевозская школа-интернат»
«Создание комплексной коррекционно-развивающей системы в муниципальном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении Перевозского муниципального района Нижегородской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
МКСКОУ «Перевозская школа-интернат» находится на 1 этапе реализации программы развития школы.
В 2014 году проведены мероприятия:
а) внесены изменения в локальные акты: Положение о школьной одежде и внешнем виде учащихся МКСКОУ «Перевозская школа-интернат», Положение об аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности МКСКОУ «Перевозская школа-интернат», Положение о порядке и сроках проведения аттестации заместителя директора МКСКОУ «Перевозская школа-интернат», Положение о нормах профессионального поведения педагогического работника МКСКОУ «Перевозская школа-интернат», Положение об электронном классном журнале, Положение о языках образования в МКСКОУ «Перевозская школа-интернат», Положение об управляющем совете МКСКОУ «Перевозская школа-интернат», Положение об экзамене выпускников 9 класса МКСКОУ «Перевозская школа-интернат», Положение об официальном сайте МКСКОУ «Перевозская школа-интернат», Положение об апелляционной (конфликтной) комиссии МКСКОУ «Перевозская школа-интернат» по вопросам разрешения споров между участниками образовательных отношений в период экзамена, Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МКСКОУ «Перевозская школа-интернат», Положение об организации индивидуального обучения учащихся, освобожденных от посещения занятий в МКСКОУ «Перевозская школа-интернат» по состоянию здоровья, Положение о педагогическом совете МКСКОУ «Перевозская школа-интернат», Положение о системе внутренней оценки качества образования, Положение об экзаменационной комиссии МКСКОУ «Перевозская школа-интернат», Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления учащихся в муниципальном казённом специальном (коррекционном) образовательном учреждении Перевозского муниципального района Нижегородской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа – интернат VIII вида», Положение о психологической и социально-педагогической службе МКСКОУ «Перевозская школа-интернат», Положение о первичной организации Профсоюза работников МКСКОУ «Перевозская школа-интернат», Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений муниципального казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения Перевозского муниципального района Нижегородской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа – интернат VIII вида», Положение о Совете родителей муниципального казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения Перевозского муниципального района Нижегородской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа – интернат VIII вида», Положение о режиме занятий учащихся муниципального казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения Перевозского муниципального района Нижегородской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа – интернат VIII вида»;
б) проведена экспертиза рабочих программ по предметам, отражающих коррекционно-практическую направленность:
- развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (1-4 класс, ТСУО классы), которая решает задачи коррекции общего и речевого развития учащихся, в ходе выполнения практических работ по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями, выполнению правил дорожного движения, правил пожарной безопасности. Рабочие программы по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для учащихся с легкой и средней степенью умственной отсталости составлены на основе программы В.В. Воронковой. Рабочие программы по этому учебному предмету имеют интегративный характер. В них отражены методы и приемы, направленные на формирование элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам, расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире. В программах полностью сохранён принцип коррекционной направленности обучения; конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого и нравственного воспитания детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также трудовыми навыками; в связи с фрагментарностью усвоения учащимися учебного материала предложена более совершенная система межпредметных связей. Особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений и всей личности в целом.В учебном плане на изучение данной дисциплины предусмотрено в 1-2 классах по 1 часу в неделю, в 3-4 классах – по 2 часа в неделю. Рабочие программы по развитию речи, развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для обучения учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости составлены на основе Программ обучения глубоко умственно отсталых детей. Занятия по развитию речи направлены на то, чтобы выученные слова и обороты речи способствовали осмыслению практического опыта, приобретенного учащимися на предметных уроках и экскурсиях. Учащиеся ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей (выбираются наиболее типичные представители растительного и животного мира в зависимости от местных условий). На предметных уроках учащиеся знакомятся с объектами на основе чувственных восприятий. Наблюдая предметы и явления, учащиеся учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения. Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке, завершаются сбором материала в виде гербариев и рисунков в тетрадях. Для развития различных органов чувств занимаются лепкой из глины или пластилина, изображают предметы в виде аппликаций или рисунков. Эти уроки способствуют развитию коррекции личности школьников. В учебном плане на изучение данной дисциплины предусмотрено в 5 ТСУО классе по 1 час в неделю, в 7 ТСУО классе – 2 часа в неделю. Учебники на 2014-2015 учебный год:
Учебник 1 класса «Развитие речи» Е.Д. Худенко М., «Аркти», 2005.
Учебник 2 класса «Развитие речи» Е.Д. Худенко М., «Аркти», 2005.
Учебник 3 класса «Знакомство с окружающим миром» Е.Д. Худенко М., «Аркти», 2005.
Учебник 4 класса «Знакомство с окружающим миром» Е.Д. Худенко М., «Аркти», 2004;
- социально-бытовая ориентировка (5-9 класс, ТСУО классы), которая осуществляет практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни, возможности посильно участвовать в труде, приобщаться к культурной и социальной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Рабочие программы по социально-бытовой ориентировке для учащихся с легкой и средней степенью умственной отсталости разработаны на основе программы С.А. Казаковой и В.В.Воронковой. Занятия направлены на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся. Программы составлены с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей. Материал программ расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. В программы включены следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Жилище», «Питание», «Семья», «Экономика домашнего хозяйства», «Культура поведения», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Учреждения и организации». Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На изучение программного материала отводится следующее количество часов: в 5 классе - 1 час, 6 - 9 классах по 2 часа в неделю. Рабочие программы по социально-бытовой ориентировке для учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости составлены на основе программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Состоят из разделов:
«Я и моя семья. Место жительства»;
«Навыки общения и культуры»;
«Моя школа и мой класс»;
«Улица. Правила уличного движения. Транспорт. Служба быта в городе»;
«Почта. Телеграф»;
«Бытовые осветительные приборы»;
«Больницы. Поликлиники»;
«Торговля»;
«Магазины»;
«Организация общественного питания»;
«Культурные учреждения для отдыха учащихся»;
«Наша Родина. Забота о людях»;
«Занятия людей в городах и деревне»;
«Праздники».
Программы предполагают, что у учащихся с ТСУО должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению путем развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми.
В учебном плане на изучение данной дисциплины предусмотрено по 2 часа в неделю в каждом классе.
Учебники по социально-бытовой ориентировке соответствуют Федеральному перечню учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях VIII вида на 2014-2015 учебный год:
Учебник 5 класса «Социально-бытовая ориентировка» Б.П. Субчева М., «Владос», 2013;
Учебник 6 класса «Социально-бытовая ориентировка» Б.П. Субчева М., «Владос», 2013;
Учебник 7 класса «Социально-бытовая ориентировка» Б.П. Субчева М., «Владос», 2013;
Учебник 8 класса «Социально-бытовая ориентировка» Б.П. Субчева М., «Владос», 2013;
Учебник 9 класса «Социально-бытовая ориентировка» Б.П. Субчева М., «Владос», 2013;
- ритмика, музыкально-ритмические занятия (1-4 классы, ТСУО классы), содержанием которых является музыкально – ритмическая деятельность детей, направленная на совершенствование движений и их коррекцию. Музыкальное и речевое сопровождение создают условия для развития речи, эстетического воспитания учащихся. Рабочие программы по ритмике, музыкально-ритмическим занятиям созданы на основе авторской программы А. А. Айдарбековой. Программный материал позволяет добиваться следующих результатов:
укрепление здоровья и правильной осанки;
развитие музыкальности и координации;
развитие двигательных качеств и умений;
развитие творческих и физических способностей;
развитие и тренировка психических процессов;
развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.
Программы состоят из 5-ти разделов:
1 раздел «Упражнения на ориентировку в пространстве» содержит упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве;
2 раздел «Ритмико-гимнастические упражнения» составляет ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков; включает задания на выработку координационных движений, цель которых – научить согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы;
3 раздел «Упражнения с детскими музыкальными инструментами» начинается с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев; включена игра на ложках, металлофоне, детских музыкальных инструментах;
4 раздел «Игры под музыку» - задача которого научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ (повадки различных животных и птиц, деятельность людей); вводится инсценирование песен, известных детям сказок, в которых надо раскрыть не только образ, но и содержание;
5 раздел «Танцевальные упражнения» - работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца, к каждому упражнению подбирается мелодия, в которой отражены особенности движения. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Задания носят не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.)
Основные требования к умениям учащихся. Личностные результаты:
сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей; навыков правильной осанки. Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно выполнять все музыкальные движения.
Метапредметные результаты:
- регулятивные:
умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; самовыражение ребенка в движении, танце;
- познавательные:
учащиеся должны уметь:
понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения; организованно строиться ( интервал); сохранять правильную осанку; самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, музыкальным сигналам; соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; правильно выполнять упражнения исходные положения;
- коммуникативные:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение координировать свои усилия с усилиями других;
- развитие психомоторики и сенсорных процессов (1-4 классы, ТСУО классы) включает в себя формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; коррекцию недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве; формирование пространственно-временных ориентировок; развитие слухоголосовых координаций. Рабочие программы разработаны и составлены на основании программы коррекционного курса для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» под редакцией Л.С. Сековец (Н.Новгород, «Автосинтез НН», 2005 г.). Программы представляют ряд занятий-игр, занятий-путешествий, занятий-практикумов, дидактических игр, направленных на формирование чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности, коррекцию недостатков познавательной деятельности, формирование пространственно-временных ориентировок, формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов и т.п.). Продолжительность данных занятий 15-25 мин. Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих учащимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности. Настоящие программы составлены в соответствии с учебным планом школы (34 часа за год, 1 час в неделю, 4 ТСУО – 2 часа). Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся. Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится 1 раз в неделю в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Целью данного курса является максимальная коррекция недостатков познавательных процессов, моторных и сенсорных функций учащихся;
- логопедические занятия (1-7 классы, ТСУО классы) - коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия по исправлению тех или иных недостатков речевого развития, развития речи, расширения представлений об окружающем мире и обогащения словаря. Рабочие программы логопедических занятий составлены на основании методической литературы: Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников / Лалаева Р.И. – Л: 1988, Логопедическая работа в коррекционных классах / Лалаева Р.И. – М: 1999, Организация логопедической работы в школе / Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. –М: ТЦ Сфера, 2005.
Включает коррекционно-развивающие групповые занятия по исправлению тех или иных недостатков речевого развития, развития речи, расширения представлений об окружающем мире и обогащения словаря.
Рабочая программа по логопедии в 1 классе включает в себя следующие разделы:
«Подготовительная работа»;
«Гласные звуки и буквы»;
«Согласные звуки и буквы»;
«Обозначение мягкости согласных»;
«Фронтальное обследование».
Рабочая программа по логопедии во 2 классе дополняется следующими разделами: «Звукобуквенный анализ и синтез»;
«Слова, обозначающие предметы»;
«Слова, обозначающие действия»;
«Работа над предлогами»;
«Предложение».
Рабочая программа по логопедии в 3 классе содержит еще разделы:
«Повторение пройденного»;
«Разделительный мягкий знак»;
«Ударение»;
«Слова, обозначающие признаки предметов»;
«Родственные слова»;
«Предлоги»;
«Предложение и текст»;
«Оценка результативности работы».
Рабочая программа по логопедии в 4 классе дополняется разделом:
«Родственные слова».
Рабочая программа по логопедии в 5 классе дополняется разделами:
«Состав слова»;
«Словосочетания».
Рабочая программа по логопедии в 6-7 классах дополняется разделом:
«Развитие навыков словоизменения».
Рабочая программа по логопедии в 4ТСУО классе включает в себя продолжение учебы учащихся фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи, правильно передавать слоговую структуру простых слов, используемых в самостоятельной речи, делить слова на слоги, различать звуки и буквы.
Дети продолжают знакомиться со словами, обозначающими предметы, действия, признаки предметов.
Учатся называть и записывать изученные буквы, находить их в тексте, составлять слоги и слова с изученными буквами из разрезной азбуки, называть обобщающие слова. Учатся записывать под диктовку одно- и двухсложные слова.
Рабочая программа по логопедии в 6 ТСУО классе включает материал, продолжающий учить детей фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи, правильно передавать слоговую структуру простых слов, используемых в самостоятельной речи, делить слова на слоги, различать звуки и буквы. Дети продолжают знакомиться со словами, обозначающими предметы, действия, признаки предметов. Учатся называть изученные буквы, находить их в тексте, составлять слоги и слова с изученными буквами из разрезной азбуки, называть обобщающие слова.
На изучение программного материала отводится следующее количество часов:
4 ТСУО – 4 часа, 6,7 ТСУО – 3 часа в неделю;
- ЛФК (1-4 классы, ТСУО классы) проводится с целью профилактики и коррекции нарушений осанки, развитию моторных функций, работой над координацией движений. Рабочие программы по ЛФК разработаны и составлены на основании программы по лечебной физической культуре для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений общеобразовательных учреждений VIII вида на основе методического пособия В.Т. Чичикина «Содержание и организация физического воспитания учащихся специальной медицинской группы», Нижегородский гуманитарный центр - 2010. Обучение носит коррекционную направленность, используются комплексные средства из специальной медицины, физического воспитания, психологии. Рабочая программа 1 класса состоит их следующих разделов: ходьба, бег, лазание, дыхательные упражнения, ОРУ на осанку, прыжки. Рабочая программа 2 класса дополняется разделами: повороты, перестроения, передача и ведение мяча. Рабочая программа 3 класса дополняется разделом: метание. В рабочей программе 4 класса усложняется ранее изученный материал. На изучение программного материала отводится следующее количество часов: 4 ТСУО – 2 часа, 6,7 ТСУО – по 1 часу в неделю;
в) внесены изменения в анализ уроков и внеклассных мероприятий с целью развития коммуникативной и личностной компетентностей учащихся;
г) в рамках работы первого направления Программы «Внедрение в образовательную и воспитательную деятельность школы-интерната новых педагогических технологий» создан проект программы коррекционно-развивающих занятий с использованием элементов песочной терапии педагогом-психологом Калачевой ВВ;
д) по второму направлению Программы «Разработка системы мер по разработке и реализации гибких индивидуальных маршрутов развития с учетом структуры дефекта» созданы индивидуально-ориентированные программы для детей со сложной структурой дефекта для учащегося с ДЦП, аутичным синдромом;
е) по третьему направлению Программы «Разработка системы мер по совершенствованию деятельности школы-интерната направленных на формирование гармонично развитой личности» разработана и утверждена концепция Программы развития воспитательной системы зам. директора по УВР Лобановой В.А., в которой для создания максимально эффективного коррекционно-образовательного и воспитательного пространства школы-интерната расширен круг воспитательных программ, учтена преемственность и интеграция содержания основных и дополнительных образовательных программ; разработан план работы по профориентации учащихся социальным педагогом Бушуевой Н.А., направленный на социальную адаптацию и интеграцию воспитанников школы-интерната в общество;
з) определена курсовая подготовка педагогов, имеющая коррекционно-практическую направленность.
Результаты реализации Программы на данном этапе.
Мониторинг социализации выпускников за 3 года
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Выводы: прослеживается положительная динамика, т.к. в 2011 - 2012 учебном году обучаются и трудоустроены 50% выпускников, в 2012 -2013 учебном году – 57,2%, в 2013 - 2014 учебном году – 62,5%.
Мониторинг обученности учащихся по предметам
Год
Предметы
2011-2012
2012-2013
2013-2014
Письмо и р.р.
58
60,6
58,1
Чтение и р.р.
63,8
65,7
60,2
Математика
58
65,2
42,1
Изобразительное искусство
85,2
87
81,9
География
62,9
71,9
86,5
Природоведение
57,1
45,5
67
История
66,7
65,4
69,3
Обществознание
46,7
73,3
78,5
Физкультура
92,3
85
82,9
Музыка
91,7
95,3
94,4
Профессионально-трудовое обучение
83,3
86,5
95,9
Биология
68,6
75
65,5
Труд
85,2
84,6
87,8
Вывод: высокий процент обученности по ИЗО, физкультуре, профессионально-трудовому обучению, трудовому обучению; присутствует положительная динамика по географии, природоведению, обществознанию, истории.
Мониторинг качества обученности учащихся за 3 года (в среднем)
Выводы: присутствует положительная динамика, рост качества обученности на 7,7%.
Мониторинг воспитанности учащихся с ОВЗ
Выводы: присутствует положительная динамика: на третий год 42,7% воспитанников с высоким и выше-среднего уровнем воспитанности, рост на 4,7 % по сравнению с первым годом.
Мониторинг развития и сформированности качеств личности, способствующих социальной адаптации
Выводы: уровень сформированности навыков социальной компетентности и адаптации у умственно-отсталых детей повышается к концу учебного года по сравнению с началом года благодаря повышению активности детей в творческой и досуговой деятельности, а также закрепляются в течение года навыки культуры поведения, пользования инфраструктурами, улучшается эстетика внешнего вида. Рост по сравнению с первым годом в старшей группе на 0,4 балла, ровные показатели в ГПД №1, ГПД №2, ГПД№3.
Мониторинг уровней сформированности трудовых и профессионально-трудовых навыков учащихся (по Диагностикам «Сформированность умений и навыков» Е.Б. Аксеновой, «Изучение сформированности учебной деятельности» Т.П. Павленко)
Швейное дело
Вывод: присутствует небольшая положительная динамика.
Столярное дело
Вывод: присутствует положительная динамика: доля учащихся с 1 уровнем состояния обученности, обучаемости выросла на 29%. У учащихся присутствует интерес к результатам учения и к отметке учителя, ответственность за свою учебную деятельность, владеют видовыми и родовыми обобщающими понятиями в диапазоне школьной программы, самостоятельно применяют знания в знакомых и новых условиях, принимают задания полностью и сохраняют его до конца деятельности, принимают дозированную помощь.
Сельско-хозяйственный труд
Выводы: по сельско-хозяйственному труду присутствует положительная динамика, все учащиеся находятся на 2 уровне саморегуляции учебной деятельности, т.е. принимают новые требования полностью, самостоятельно учитывают все требования, задумываются по ходу деятельности, может иметь место напоминание учителя, планируют работу по ходу работы с помощью взрослого, в контроле за качеством работы соблюдают лишь часть требований, результаты своей работы оценивают субъективно с учетом затраченных усилий.
Мониторинг состояния психического и физического здоровья учащихся
Вывод: снизилось количество детей, имеющих какие-либо заболевания за последние три года с 57,1% до 50,7% на 6,4%, количество тубинфицированных детей с 50% до 44,9% на 5,1%, количество детей с вредными привычками (табакокурение) с 7,1% до 4,3% на 2,8%.
Интеграция учащихся школы-интерната в общеобразовательную среду нормально развивающихся сверстников в процессе осуществления воспитательной работы происходит и через:
Участие обучающихся в мероприятиях муниципального уровня
Участие обучающихся в мероприятиях регионального уровня
Участие обучающихся в мероприятиях федерального уровня
Выводы: воспитанники активно участвуют и побеждают в мероприятиях различного уровня.
создаются условия для развития единого коррекционно-развивающегося пространства в школе-интернате, способствующего дальнейшей социальной адаптации и интеграции учащихся и воспитанников в общество;
реализуется программа индивидуализации обучения как основы для формирования гражданских качеств личности.
Директор Л. А. Криулина
М.П.
Диаграмма 5Root Entry