Педагогический проект Организация работы с одаренными детьми по иностранному языку
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СУРГУТСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЯМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Организация работы
с одаренными детьми
по иностранному языку
Садретдинова Вафира Бадиевна,
учитель английского языка
д. Лямина2014 год
Одаренность человека - это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить, лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.В.А. Сухомлинский
Актуальность проекта
В современном обществе самой большой ценностью признана свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в постоянно меняющемся мире. Поиск путей повышения социально-экономического потенциала российского общества актуализирует потребность роста интеллектуального уровня людей, которые способны нестандартно решать проблемы, встающие перед государством, и вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Отсюда вытекает важнейшая задача современного российского образования - выявление, развитие и поддержка интеллектуально одаренных детей и подростков. В разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей» Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе».[1]
В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает школьный предмет «иностранный язык».
При организации работы с одарёнными детьми выявляются некоторые противоречия в системе образования. Условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми: российское образование призвано соответствовать единым государственным стандартам, вследствие чего школа ориентирована на формирование усредненных знаний, рассчитанных на среднего ученика; наличие в классе детей с разными социальными и интеллектуальными уровнями затрудняет работу с одаренными детьми.
Всё это говорит о том, что такие дети требуют индивидуального подхода, более сложной работы с ними по любому школьному предмету— это и явилось основанием для разработки педагогического проекта «Организация работы с одаренными детьми по иностранному языку».
II. Цель и задачи проекта
Целесообразность выбора темы «Организация работы с одаренными детьми по иностранному языку» обусловлена стремлением создать условия для выявления, оптимального развития и поддержки одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на развитие их творческого потенциала.
Цель проекта:
Создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей.
Объект исследования – процесс обучения иностранному языку
Предмет исследования – работа с одаренными детьми по иностранному языку.
Гипотеза:
разработанный проект целенаправленной работы поможет
1) выявить способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на развитие их потенциала;
2) повысить качественные показатели успеваемости по английскому языку.
Из выше сказанного вытекают следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления одарённых детей;
провести диагностику и создать банк данных по одарённым детям;
разработать программу развития одарённых детей.
разработать программу сопровождения и поддержки одаренных детей по английскому языку.
Методы исследования
Теоретический: изучение психолого - педагогической литературы, изучение педагогического опыта по работе с одаренными детьми, систематизация и классификация материала.
Экспериментальный: анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент.
Статистический: обработка полученных данных.
III. Основное содержание проекта
3.1. Определение одаренности
Что же такое одаренность? Одаренность — качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.
Одарённость складывается из нескольких слагаемых: интеллекта учащихся, мотивации и творческих способностей.
Интеллект (от лат. intellectus— понимание, познание) — «это способность, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение» [2]. «Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности» [2].
Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависит от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос в разных ракурсах [3].
Появление учащихся в классе, обладающих качествами одарённых детей – большая удача и большая ответственность для учителя. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от организации этой работы.
3.2.Механизм реализации проекта
3.2.1. Выявление одаренности
До сих пор нерешенным остается вопрос о том, как выявить одаренных детей. Прежде всего, не упустить время. Выявление одаренности детей очень важно для построения педагогической системы, ориентированной на развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Разработано много различных методов диагностики одаренности детей. Например, тесты, которые можно использовать для выявления способности к языкам:
а) тест, разработанный Р.Э. Торндайком и Е. Хаген, широко используется при выявлении детей, которые должны заниматься по специальной программе для одаренных;
б) Айовский тест основных умений, оценивающий успешность в чтении, языковые навыки, словарный запас;
в) Стеэнфордский тест достижений, предусматривающий оценку знаний и навыков ребенка в математике, естествознании, в понимании устной речи; г) Калифорнийский тест достижений, оценивающий успешность в чтении, словарный запас, понятливость, математические способности, почерк; д) тест Торранса для выявления одаренных детей;
е) тест Кеттелла (версия С);
ж) одна из версий теста Равена для оценки уровня интеллектуальной одаренности.
Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли. Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между тремя группами качеств:
высокий уровень включенности в задачу;
общие или специальные способности выше среднего;
высокий уровень креативности.
Концепция Д. Рензули созвучна с новой методологией образования, аксиология, которая рассматривает понятие «одаренность» как однокоренное от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития, то есть признает наличие определенных талантов у каждого ребенка. С этой точки зрения любой «педагог должен не только овладеть необычными учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность» [4] и выявить одаренных детей, опираясь на знание характерных признаков детской одарённости: мотивационных, интеллектуальных, креативных.
Мотивационные характеристики, которые требуются человеку для успешного продвижения к поставленным целям:
-высокий уровень способности к самообучению;
-поразительное упорство и трудолюбие;
-сформированность индивидуального стиля деятельности;
-высокая требовательность к результатам своего труда;
Как показывает практика, человек, целенаправленно решающий личностно значимые задачи, даже являясь менее способным, делает это с большим успехом, нежели тот, кто более одарен, но менее заинтересован.
Интеллектуальные характеристики:
-повышенная познавательная потребность:
-быстрое освоение различных видов деятельности и высокая успешность её выполнения.
Креативные характеристики:
-изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
-выдвижение новых идей и способность реализовать их в практической деятельности;
-неприятие стандартных, типичных заданий и готовых вариантов решения учебной задачи;
-особый тип организации знаний (способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей).
В сельской школе, где нет психологической службы, проводить сложные тесты – это очень трудоемкая работа для учителя. Д. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них. Поэтому для определения креативности можно использовать анкетирование Туник (приложение 1); для определения мотивации – методику Н.Г. Лускановой (приложение 2), для определения интеллектуальных способностей прогрессивную матрицу Дж. Равена (версия С) (приложение 3).
Существует еще одна методика — «Методика оценки обшей одаренности» А. И. Савенкова. Она удобна и проста для любого специалиста, работающего с детьми любого возраста. Ее задача — оценка общей одаренности ребенка (приложение 4).
Но какие бы тесты не использовались, как бы всесторонне их не анализировали, вероятность ошибки при этом нельзя исключить. Поэтому главным принципом психодиагностики должен быть принцип: «Не навреди».
3.2.2 Работа с одаренными детьми
Основные принципы обучения одаренных детей:
– принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
– принцип развивающего и воспитывающего обучения.
Основные подходы в обучении одаренных детей:
1) Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.
2) Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.
3) Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
4) Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных учебных программ.
Эффективные формы и средства обучения одарённых детей
Урок является основной формой работы и с одаренными детьми, но решая вопрос об организационных формах, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других учащихся. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектов, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам, дающим возможность углубиться в учебную тему или откорректировать, в случае необходимости, погрешности в усвоении материала отдельных учебных дисциплин.
При выборе технологии работы с классом, в котором есть одарённые дети, следует остановиться на тех, которые основаны на идеях личностно-ориентированного обучения и воспитания. Например:
Образовательные технологии Цели и задачи, реализуемые посредством технологии
Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»
Формирование у школьников критического мышления, культуры работы с информацией, культуры работы в команде.
Развитие личности ученика через активное взаимодействие с окружающей жизнью, развитие исследовательского мышления, развитие способности ставить вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Проектный метод обучения Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования.
Дать возможность ученику учиться на собственном опыте и опыте других.
Стимулировать познавательные интересы учеников, дать возможность ученику получить удовольствие от своего труда, осознать ситуацию успеха.
Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.
Разноуровневое обучение Обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта, создание положительного микроклимата на уроке, эффективная организация учебного процесса при работе с различными категориями детей.
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) Развитие творческого воображения с целью преодоления стереотипов, выработки умения работать с нетривиальными идеями.
Воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
Исследовательские методы обучения Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
- умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
- специальных исследовательских умений и навыков.
Развитие мышления учащихся, формирование основ научного мировоззрения и познавательной самостоятельности, создание положительной мотивации учения и образования.
Формирование глубоких, прочных и действенных знаний; умений и навыков самообразования.
Лекционно-семинарско-зачётная система обучения Активизация самостоятельной познавательной деятельности ученика.
Формирование должного отношения к теории как инструменту оптимального решения научной проблемы, опыта коллективной исследовательской деятельности, расширение круга знаний по изучаемой проблеме.
Технология проблемного обучения Обеспечение высокого уровня познавательной активности ученика.
Развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей.
Приобретение опыта творческой деятельности, необходимой в процессе выполнения ученических исследований.
Система инновационной оценки «портфолио» Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Формирование умения работать сообща на единый результат.
Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции.
Технология модульного обучения Содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учётом индивидуальных способов проработки учебной информации.
Формирование умения ставить учебные цели и задачи, планировать свою деятельность, осуществлять самоорганизацию и самоконтроль.
Оптимизация процесса обучения.
В современной педагогике уже давно поднимается вопрос о работе по индивидуальным образовательным программам (ИОП). Индивидуальная образовательная программа призвана:
- предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбираемых учащимися;
- обеспечивать самостоятельность в учении;
- развивать методы и навыки исследовательской работы;
- развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление;
- поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды;
- поощрять создание работ с использованием различных материалов, способов, форм;
-способствовать развитию самопознания и самопонимания, осознанию своеобразия собственных способностей и пониманию индивидуальных особенностей других людей;
- учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы самими учащимися.
Нацеливание самого ученика на результат - главное при выполнении индивидуальной программы. А цель учителя заключается в том, чтобы оказать ученику помощь в самоорганизации. Главное для учителя - помочь ученику одержать победу над самим собой.
Индивидуально-образовательная программа призвана стать реальным помощником в сотрудничестве ученика и учителя, результат которого – рост ученика, как в личностном, так и образовательном плане.
Работа с одарёнными детьми в системе дополнительного образования
Форма Задачи
Ученическая научная конференция Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
Формирование информационной культуры учащихся.
Предметная неделя Предоставление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.
Научное общество учащихся Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
Предметные олимпиады Отбор и подготовка талантливых учеников для участия в олимпиадах различного уровня.
Повышение учебной мотивации.
Расширение общего кругозора учащихся.
3.2.3.Сопровождение одаренных детей
Обязательным условием внедрения педагогического проекта в практику является мониторинг работы с одаренными учащимися.
Формы Периодичность
Предметная олимпиада по английскому языку 1 раз в год
Участие в общешкольной конференции достижений учащихся по английскому языку 1 раз в год
Предметная неделя по английскому языку По годовому плану
Творческие отчёты учителя из опыта работы с одарёнными детьми. Методическая неделя
Внутришкольный контроль. По годовому плану
Участие в тематических конкурсах, выставках. По годовому плану
Участие в программах исследовательских работ учащихся различного уровня: «Юниор», «Шаг в будущее», «Образование. Наука. Профессия», «Открываю мир». По годовому плану
Участие в интеллектуальных предметных и творческих конкурсах По годовому плану
IV. Ресурсы проекта.
Временные:
Длительность проекта 5 лет.
1этап — подготовительный-- 2009-2010 год.
Цель: Подготовка условий для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
2 этап — реализационный (2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 учебные годы).
Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися через определенные методы и формы работ.
3 этап — аналитический (2013 – 2014 учебный год).
Цель: Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.
Информационные ресурсы:
создание банка данных об одаренных учащихся;
информирование родителей учащихся о целях, задачах и планах работы с одаренными учениками по английскому языку;
публикации в школьной газете.
Нормативно-правовые
основные положения «Декларации прав человека»;
основные положения «Конвенции о правах ребенка;
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Президентская программа «Дети России»;
Устав МБОУ «Ляминская СОШ».
Кадровые:
администрация школы (директор, заместители директора, заведующий музеем);
руководитель школьного методического объединения учителей-предметников гуманитарного цикла, педагог-библиотекарь;
учитель английского языка.
Материально-технические:
учебный кабинет, оснащенный с ИК-ресурсами (ноутбук, проектор, интерактивная доска, множительная техника) с выходом в Интернет;
литература и электронные носители;
расходные материалы для выпуска методических материалов и сборников.
Финансовые:
на безвозмездной основе,
по возможности—спонсорство.
V. Партнеры проекта
Внутренние:
администрация школы (директор, заместители директора);
руководитель школьного методического объединения учителей-предметников гуманитарного цикла;
классные руководители 2-11 классов;
педагог-библиотекарь школы.
Внешние:
родители одаренных учащихся;
библиотекарь сельской библиотеки.
VI. Целевая аудитория
Принцип отбора участников:
регулярные диагностические обследования;
наблюдения;
рекомендации родителей;
учет знаний по английскому языку.
Возраст участников: 8-17 лет, учащиеся МБОУ «Ляминская СОШ»
VII. План реализации проекта
Задачи Мероприятия
1этап — подготовительный-- 2009-2010 учебный год
Задачи:
-Изучить нормативную базу по данной проблеме.
-Разработать Программу работы с одаренными учащимися.
-Изучение нормативно-правовой базы и теоретического материала о детской одаренности.
-Выявление одарённых и талантливых детей.
-Разработка Программы работы с одарёнными детьми.
-Индивидуальные беседы с учащимися и родителями.
-Совместная деятельность учителя английского языка и классных руководителей
Основной этап.
2010-2011, 2011-2012, 2012-2013
учебные годы
-Разработать методические рекомендации для родителей и учащихся по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалы для проведения предметных декад, школьных олимпиад.
-Адаптация рабочих программ по английскому языку, направленных на углубленное изучение учебного материала.
-Самообразование, повышение квалификации педагога.
-Уточнение и составление списков учащихся, успешных в освоении английского языка.
-Проведение нетрадиционных форм уроков.
-Применение инновационных технологий в обучении.
-Участи в олимпиадах разного уровня.
-Участие в конкурсах, викторинах, фестивалях разного уровня.
-Участие в проектных мероприятиях
-Участие в школьных и районных научно-практических конференциях.
-Участие в предметных декадах по иностранному языку.
-Работа по составлению презентаций к урокам английского языка .-Участие в дистанционных конкурсах.
-Индивидуальные консультации.
-Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.
3 этап — аналитический (2013 – 2014 учебный год)
-Анализ итогов реализации программы.
-Коррекция затруднений педагога в реализации программы.
-Обобщение и презентация результатов работы -Анализ работы и составление аналитической справки.
- Выступление с обобщением опыта работы с одаренными детьми на педагогическом совете школы.
-Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.
VIII. Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты Индикаторы
Формирование системы работы с одаренными учащимися -наличие программы работы с одаренными детьми, разработка карты результативности детей
Личностные изменения в ребенке:
-повышение интереса к английскому языку и развитие мотивов учебной деятельности;
-умение работать в коллективе;
-умение не создавать конфликтной ситуации. -переход «резервных» учащихся в число одаренных детей, увеличение «потенциала»;
-чувство комфортности в коллективе:
-отсутствие конфликтных ситуаций
Метапредметные изменения:
-умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
-использование методов поиска, исследований
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей;
-умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
-выполнение заданий в срок, по намеченному плану;
-адекватная оценка своей деятельности;
-самостоятельное выполнение задач поискового характера;
-выполнение логических заданий с установлением общих и отличительных характеристик;
-представление исследовательских работ, защита проектов и презентаций, участие в общероссийских программах «Юниор», «Шаг в будущее»; в международных программах «Открываю мир», «Образование. Наука. Профессия»
Предметные изменения:
-прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
-динамика роста качества обученности учащихся, увеличение количества участвующих и победителей олимпиад и конкурсов.
IX. Промежуточные результаты
В 2009-2010 учебном году проведена диагностика общей одаренности учащихся по А.И.Савенкову , в которой приняли участие 100 учеников 2-11классов (приложение 5). Опрос проводился среди учеников, родителей и учителя английского языка. Для удобства подсчета выведено среднее арифметическое баллов данных учеников, родителей и учителя. Число округлено до 1, в пользу ученика.
По итогам диагностики составлен список одаренных детей. Он состоит из 20 человек (20%). (приложение 6)
Как видно из результатов опроса, такие показатели, как способность к прогнозированию, изобретательность, настойчивость, которые необходимы в учебе, имеют самые высокие показатели.
Также был составлен список учеников, у которых при определенных условиях показатели одаренности могли бы улучшиться, т.е. это список «потенциала», как их называет А.И.Савенков. Этот список состоял из 14 человек (14%) (приложение 7)
У ребят этой группы преобладают такие качества, как словарный запас, способность прогнозировать и способность рассуждать и мыслить логически. Но им не хватает настойчивости и изобретательности в учебном процессе.
В первом полугодии 2013-2014 учебного года проведена «выходная» диагностика учащихся. Для получения точных результатов контрольный список составлен из учащихся 5-11 классов, т.к. в начале эксперимента пятиклассники учились во втором, т.е. список начинался с них (приложение 8).
Как видно из результатов, некоторые ученики, 9 человек, из «резерва» «перешли» в основную группу (приложение 9).
Как уже говорилось, настойчивость, упорство, высокая требовательность к своей деятельности—это те качества, которые приносят успех человеку. Именно эти критерии «помогли» учащимся «перейти» в число одаренных.
За 2010-2011, 2011- 2012, 2012-2013 учебные годы составлена карта результативности учащихся (приложение 10).
Таким образом, исследования показали:
1) увеличилось количество одаренных детей с 20% до 32%
(приложение 11);
2) увеличилось количество конкурсов, в которых участвуют ученики (приложение 12);
3) увеличилось число участников в различных олимпиадах и конкурсах (приложение 13);
4) улучшилась результативность участия в различных мероприятиях
(приложение 14)
Вывод: созданы словия для планомерной целенаправленной работы с одаренными детьми в преподавании английского языка – это полноценный и эффективный процесс учебной деятельности, который является средством для развития личности. В течение реализации педагогического проекта достигнуты ожидаемые результаты:
1) личностного характера:
-на детей разработаны карты результативности;
-по анализам работы обучающихся, по наблюдениям учителя и родителей каждый год увеличивается список одаренных детей и потенциала за счет улучшения показателей общей одаренности, особенно мотивационного характера;
-за время реализации проекта не было конфликтных ситуаций ни между учениками, ни между учителем и учеником, ни с родителями.
2) метапредметного характера:
-выполнение проектных, исследовательских работ показало, что учащиеся умеют правильно и в срок выполнять намеченное, адекватно относятся к результатам своей деятельности: учащаяся 7 класса Хабарова К.выполнила исследовательскую работу «Нейминг. Использование семантических элементов английского языка в рекламных названиях», стала лауреатом IVдистанционного Международного конкурса исследовательских работ учащихся «Открываю мир» (приложение 15); учащаяся 9 класса Ермолаева Виктория прошла в очный тур заочного конкурса исследовательских работ «Образование. Наука.Профессия» (приложение 16).
3) предметного характера: при 100% абсолютной успеваемости за время эксперимента качественная успеваемость возросла с 64% до 69% при стабильно высоком уровне познавательного интереса обучающихся. Увеличилось количество конкурсов и число победителей, лауреатов олимпиад и конкурсов (приложение 12-14).
X. Перспективы результата
Положительный результат работы учителя по проекту показал, что учителем выбраны оптимальные формы и методы работы с одаренными детьми. Работа должна быть обобщена на муниципальном уровне и внедрена в практику работы.
Но в процессе выполнения проекта были некоторые трудности:
1) сложность и трудоемкость диагностирования учащихся;
2) один из главных принципов работы с одаренными детьми —принцип индивидуализации, а урочная система не всегда подходит для работы с такими детьми, она «тормозит» работу с ними;
3) работа с одаренными детьми требует больших затрат времени в силу того, что а) работать приходится дополнительно не только на уроке, но и во внеурочное время, б) учителю постоянно приходится искать дополнительный материал.
Предложения:
1.В школе должна работать психологическая служба.
2.Должны быть созданы оптимальные условия для работы с одаренными детьми: уменьшение нагрузки учителя, включение индивидуальных занятий с учениками в расписание
Список литературы
1. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"www. 04 февраля 2010 г., Пр-271
2. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин — Минск: Харвест, 1997.
3. Савенков А. И. Одарённые дети в детском саду и школе: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 — 232 с. 800 с.
4. Столяренко Л. Д. Психология. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/ Д: «Феникс, 2003. - 448 с.»)
5. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. « Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадриков, М., 1998.
6. Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д.Б.Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997
7. www.metodi4ka.com