Одно из направлений моей работы Учить играючи
«Учить, играючи!»
В настоящее время, когда английский язык приобрел статус языка глобального общения, благодаря или по вине всеобщей компьютеризации, преподавание иностранного языка видит свою задачу в лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Ученик должен обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на изучаемом языке. Таким образом коммуникация выходит на самое важное место. Она, в свою очередь, нуждается в мотивации. Нельзя заставить общаться ребенка на иностранном языке только формальным способом. Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребенок захотел говорить по потребности. При этом надо учитывать и естественный страх учащихся перед говорением. Преодоление этого психологического барьера, внутренней зажатости – одна из важнейших задач, стоящих перед учителем. Учебный процесс будет эффективным только при условии превращения каждого конкретного ученика из пассивного созерцателя в активного участника процесса.
Решить многие из перечисленных выше задач мне помогает игра. По мнению психологов (А.А. Леонтьев), мотивация, создаваемая ИГРОЙ, т.е. игровая мотивация должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Игра является действующим инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучающихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и сопереживать. Это мощный стимул к овладению языком. Д.Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средства развития умственных действий, средства развития познавательного интереса, средства развития мотивационной сферы, средство познания. Игра, как говорил А.С. Выгодский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, обо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции – там активность, внимание и воображение. Таким образом, игра – это:
– деятельность
– мотивированность
– обучение и воспитание в коллективе и через коллектив
– развитие психических функций и способностей
– «учение с увлечением» (С.Л. Соловейчик)
Когда же играть в игры? В любое время. Я часто начинаю урок с пятиминутной игры, особенно в понедельник, чтобы ученикам было легче войти в учебный ритм, чтобы освежить их память, заинтересовать в изучении нового материала. (Например, игры «Снежный ком», «Heads and tails», «Крестики-нолики»). Едва ли нужно вам напоминать, как много можно забыть за два выходных дня и как трудно порой «снова запустить моторчик», особенно в понедельник. Разве можно придумать более продуктивный способ повторить изученное на прошлой неделе или даже вчера, чем игра, во время которой ученикам приходится использовать на практике полученные знания, и не один раз? Иногда я совершенно спонтанно прерываю урок, когда начинаю чувствовать, что внимание учащихся пропадает, для создания краткой игровой ситуации. После этого я продолжаю занятие с внимательными и свежими учениками. Игра в конце урока тоже очень полезна. В предвкушении отдыха учащиеся работают с большим энтузиазмом, а вы можете закончить урок на высокой ноте, что, возможно, подвигнет ваших учеников ожидать следующего урока с нетерпением. Короче, играть можно в любое время, если это пойдет на пользу ученикам.
Все мы знаем, что играть – весело, однако некоторые считают, что веселье – единственный смысл игр и в них нет никакой педагогической ценности. Заблуждение! Игра – это активный способ достичь многих образовательных целей. Например:
Я использую игры, чтобы закрепить только что пройденный материал.
Спустя дни, недели и даже месяцы после того, как был пройден некий материал, игра – это приятный способ повторить пройденное.
Игра – превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходится заниматься менее приятными вещами.
После трудного устного упражнения или другого утомительного занятия веселая игра – это идеальная возможность расслабиться.
Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее, если цель игры – просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать.
Независимо от того, на сколько учитель динамичен, всегда есть моменты, когда внимание учеников рассеивается. Быстрая спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие.
Игра позволяет учителю исправлять ошибки быстро, по ходу дела, не давая им закрепиться в памяти.
Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго.
Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению.
Ученики очень активны во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпрепровождение быстро закончилось. Следовательно, игры заставляют их бороться.
При организации игры многое зависит от меня, как учителя, эмоциональности, с одной стороны, и умения вовремя уйти в сторону, быть незаметным – с другой стороны. В ходе игры я не исправляю ошибки, а отмечаю для себя, на какие языковые явления следует обратить внимание, над чем поработать. Главное при проведении игры – создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся. Игры применяю как отдельные элементы урока или весь урок может быть проведен в форме игры с элементами соревнования между группами. На своих уроках я использую лексические, грамматические, фонетические и орфографические игры.
Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. С точки зрения учащегося, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой учащиеся выступают в определенных ролях. С позиции учителя, ролевая игра – это форма обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляется учителем. Я убеждена, что ролевая игра – перспективная форма обучения, так как
– способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке;
– усиливает мотивацию и активность деятельности ученика;
– дает возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в различных ситуациях;
– повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения;
– проявляются различные способности учащихся;
– посильна всем даже слабо успевающим;
– в ходе ролевой игры легче усваивается речевой материал;
– способствует коллективному творчеству;
– помогает более продуктивно общаться на иностранном языке.
Учить играючи – это не только обучать через игру. «Учить играючи» можно охарактеризовать как преподавание предмета легко, интересно, овладевая и внедряя в практику эффективные современные технологии, методы и приемы обучения. Я часто задаю себе вопрос: Как сделать урок английского языка интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным? Несомненно, успех зависит от многих факторов – от знания учителем своего предмета, от методического мастерства, от общей эрудиции педагога, от способности понимать детей и умения общаться с ними, от способности быть рефлексивным и даже от человеческого обаяния. Другими словами учитель должен быть образованным, творческим и интересным человеком. Такой учитель в процессе своей деятельности ищет новые формы, способы, методы, приемы преподавания. Но на современном этапе преподавания иностранного языка этого уже недостаточно. В связи с всеобщей компьютеризацией я считаю, что мне, как учителю, необходимо мыслить по-новому. Моделируя и проектируя свою педагогическую деятельность, я стремлюсь активно внедрять новые информационные технологии. Я, как современный учитель, должна соответствовать требованиям времени, т.е. быть гибкой, уметь перестраивать свою деятельность, идти в ногу со временем, т.е. ориентироваться в новых педагогических технологиях.
Всем известно, что десятки тысяч школ за рубежом и сотни школ в нашей стране за последние годы начали использовать возможности современных компьютеров и телекоммуникаций непосредственно в учебной работе, в особенности при обучении иностранному языку. Иностранный язык – это учебный предмет, который в силу своей специфичности (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. Поэтому неудивительно, что в преподавании иностранного языка новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение.
Хотелось бы сказать несколько слов об использовании на уроке несложных мультимедийных документов, которые может сделать сам преподаватель в программе Microsoft Word, и презентаций (Power Point). Они просты в исполнении и применении, но роль их в интенсификации урока и повышении его эмоционального воздействия на учащихся велика.
Достоинством документов Word является их относительно небольшая ёмкость и простота создания. Я могу разрабатывать их для конкретной ситуации, темы и группы, бесконечно разнообразя варианты. При этом такие документы не теряют достоинств мультимедиа: они ярки, красочны, позволяют учащимся работать в индивидуальном режиме, расширяют возможности работы (Так, например, электронный вариант теста даёт учащимся возможность перемещать объекты в пределах документа, расставляя их на нужные места, удалять их, группировать в соответствии с заданием, вставлять необходимое, и т.д.).
К сожалению, навыками программирования могут похвастаться лишь некоторые учителя информатики; преподаватели других дисциплин зачастую владеют компьютером лишь на уровне среднего пользователя-любителя. Однако некоторые нехитрые уловки позволяют мне здесь предусмотреть, скажем, элементы самоконтроля в проверочном тесте. Например, учащимся даётся тест с пробелами или таблицами, в которые они должны впечатать свои ответы. Выполненный тест распечатывается на принтере или «сбрасывается» на дискету для оценки преподавателем, после чего учащимся предлагается нажать кнопку «непечатаемые знаки» и сверить свои ответы с ключами, напечатанными здесь же в режиме «скрытый текст». Конечно, такой способ нельзя применять постоянно, но в другом тесте можно «запаролить» вход в ключи, сообщая пароль только после того, как самостоятельные работы уже сданы на проверку, сделать текст ключей белым и предложить после окончания работы выделить определённые строки и изменить цвет текста, и т.д.
Ценность созданных учителем презентаций состоит в том, что материал в них даётся учащимся компактно, в нужной последовательности; в нём нет ничего лишнего, всё «работает» на достижение целей и задач конкретного урока, в отличие от готовых фильмов и слайдов. Кроме того, под презентацию можно «подложить» текст, максимально соответствующий теме урока с информативной и лексической точек зрения. При повторном просмотре презентации текст может быть отключен, а учащимся дано задание озвучить слайды самостоятельно. Таким образом, преподаватель избавляется от необходимости адаптировать для учащихся готовый текст и тратить драгоценное время урока на «шумовую» информацию, что практически неизбежно при пользовании готовыми презентациями; кроме того, материал презентации чётко рассчитан по времени.
Подводя итог всему вышесказанному, ставлю себе следующие цели для дальнейшей работы-совершенствоваться в своей специальности. Современные технологии, новые методики, многообразие приемов. Постоянно, каждый день, идти дальше, узнавать новое. Нельзя задерживаться на достигнутом, потому что опоздаешь, потому что пока будешь почивать на лаврах, появится еще более «новое», и ты опоздаешь навсегда!