Особенности обучения подростков в центре временного содержания несовершеннолетних

Казакова Ирина Эдуардовна
КОУ ВО “Школа №1”, г. Воронеж
Особенности обучения подростков в центре временного содержания несовершеннолетних
В настоящее время подростковая проблема проявляет себя в полную силу, так как наблюдается рост числа семей и детей, находящихся в социально – опасном положении. Позади уже более 25 лет работы в классической «вечёрке». Сейчас работаю с теми, кто плохо посещает школу, остаётся на второй год или совершает правонарушения. Как правило, это подростки, которые не горят желанием учиться, они не приучены к каждодневному учебному труду, не владеют простыми навыками. У них появляются серьёзные пробелы в знаниях, плохо развита речь. Многие из них имеют сложный характер, обострённое самолюбие. Из-за плохой успеваемости подростки постоянно переживают ситуацию неуспеха, тем самым снижается их социальный статус. Эти дети приобщаются к курению, алкоголю, токсикомании и наркомании. Как правило, они предоставлены самим себе. Социологический анализ показывает, что большинство таких подростков живут в неполных семьях, или, где второй родитель неродной, или, где родители алкоголики. Многие из них состоят на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних за совершение правонарушения или по каким-то другим причинам. Отсутствие постоянного контроля над детьми со стороны родителей и духовного общения объясняет отчуждение детей от семьи. Такие несовершеннолетние подростки легко подвергаются любому влиянию и больше негативному, чем позитивному. Обследование особенностей и уровня психического развития показывает, что учащиеся имеют низкую продуктивность памяти, абстрактное мышление развито недостаточно, присутствует высокая утомляемость. Они уступают своим сверстникам не менее, чем на два года в развитии тех качеств и функций, которые предопределяют успешную учебную деятельность. Таким образом, специфика контингента определяет подход в обучении как своего рода реабилитацию и психологическую поддержку подростков. Система такой реабилитации включает: а) выбор образовательных программ в соответствии с познавательными возможностями учеников; б) обеспечение их психологической и медицинской защиты.
Образование и досуг является важным фактором жизнедеятельности подростков. Опыт работы помогает строить взаимоотношения на основе уважения и взаимопонимания. Преобладающей является педагогика сотрудничества: необходимо пробудить в подростке добрые начала, поверить в собственные силы и способности на уроке и во внеклассной работе. Ученикам стараюсь помочь восполнить пробелы предшествующего обучения. В работе с «трудными» позиция гуманизма достигается через индивидуальный подход к каждому. Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает большие трудности у многих. И, если предмет не понимаешь, то он кажется скучным и однообразным. Из-за низкого уровня интереса к учению вырабатывается негативное отношение к знаниям. Основной целью моей работы является обеспечение условий для учебно-познавательной деятельности учащихся, поэтому на уроках я стараюсь создать атмосферу заинтересованности, создать ситуацию для общения. Учебный труд интересен тогда, когда в нём есть разнообразие. В своей работе я использую то, что может вовлечь учащихся в активную деятельность. Так, в урок я включаю:
Занимательные задания.
Игровой материал.
Составление кроссвордов.
Конкурсы, соревнования.
Большое значение в обучении имеет организационный момент урока. Чтобы быстро настроить на работу учащихся без понуканий и строгости, я предлагаю устный счёт, например, игровой. Игровые моменты делают учебный процесс более интересным и занимательным. У учащихся создаётся доброе и рабочее настроение. Интересны на уроках устные коллективные разминки, занимающие не более 5 минут. В работе с «трудными» большое внимание я уделяю игре. Игра – это труд и творчество. В игре ученики не понимают, что учатся: они познают, запоминают новое. Даже самые пассивные включаются в игру. В процессе игры я реализовываю цели: образовательную, развивающую, воспитательную. В целях повышения ответственности за результаты своего труда использую разные формы контроля знаний: опрос письменный или устный, тесты. За правильно выполненные задания использую похвалу: «Молодец», «Хорошо», но тут же исправляю и объясняю ошибки. Учёба несовершеннолетних в специально - учебном воспитательном учреждении длится недолго, максимум 30 дней. За это время подростки научатся немногому, но всё – в руках учителя. Он должен быть хорошим стратегом и вовремя ликвидировать все преграды ребят на пути к знаниям.
Список литературы:
Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики. Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 1985.
Формирование познавательных интересов школьников.// Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968
Окунев А.А. О развитии творческих способностей учащихся: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988.



15