Анализ современного урока как одно из направлений деятельности наставника при работе с молодым педагогом


Анализ современного урока как одно из направлений деятельности наставника при работе с молодым педагогом
Е.В. Волкова
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №7 г.ТомскаУрок – основная форма
организации учебного процесса
Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно,
а учитель
руководил этим самостоятельным
процессом и давал длянего материал.
К.Д. Ушинский
Молодой учитель пришел в школу. Подготовлен ли он к работе с обучающимися? Совершенно очевидно, как бы хорошо ни готовил к работе ВУЗ, решающее становление мастерства происходит в школе, в живом общении с детьми, на уроках.
Урок – это основная организационная форма обучения и суть школы в уроке. Именно на уроке происходят основные процессы обучения, воспитания и развития личности.
В условиях обновления школьного образования вопросы методического сопровождения урока особенно актуальны. Каким должен быть современный урок? По каким критериям его оценивать, как лучше определить эффективность и качество современного урока?
Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. Цель анализа заключается в оценке работы учителя с позиций соответствия его урока достижениям современной педагогики и психологии, определении дальнейших перспектив в совершенствовании педагогического мастерства. Анализ урока осуществляет ряд функций: контрольную (вспомогательную), обучающую (основную) и воспитывающую (помогающую учителю определить направление самообразования и самовоспитания).
Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Педагогический аспект урока является главным в традиционных квалификациях, носит весьма размытый характер, поскольку критерии качества определены достаточно вольно. Более подробно педагогический аспект урока может быть рассмотрен через следующие компоненты: место урока в системе уроков, правильность постановки темы; организация, содержание, методика проведения урока; общение учителя с учащимися на уроке; работа и поведение учащихся на уроке; общие выводы по уроку; как будет учтен опыт урока в дальнейшей работе. Психологический аспект анализа урока рассматривает мотивацию учеников и учителя; степень общей активности учеников; эмоциональный фон урока. Методический аспект анализа урока разбирает учебные, воспитательные и развивающие цели; методическую логику урока; использование различных средств обучения и методических приемов, а также различных организационных форм при обучении.
В соответствии с требованиями ФГОС программа обучения направлена на достижение учащимися следующих результатов:
Личностные - ценностно-смысловая ориентация учащихся в содержании учебного материала, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях, формирование личностных универсальных учебных действий
Метапредметные - расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету, формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий
Предметные - формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области
В соответствии с ФГОС различают следующие типы уроков:
Урок усвоения новых знаний
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Урок контроля знаний и умений
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Комбинированный урок
Современный урок состоит из основных этапов:
Организационный этап. На данном этапе задача учителя подготовить учащихся к работе на уроке.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Учитель мотивирует учеников посредством проблемной ситуации, подводящей к теме урока.
Актуализация знаний. Это не простое повторение имеющихся у школьников знаний, данный этап должен быть направлен на формирование познавательной деятельности учащихся, способности работать над новым материалом.
Первичное усвоение новых знаний. Это этап закрепления знаний. Учащиеся выполняют задания, комментируя свои действия.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. Новое знание ученики получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя.
Обобщение и систематизация знаний. Этап формирования знаний - организация работы по усвоению понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой. Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, при решении задач и выполнении упражнений.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Учитель обучает учащихся способам контроля и самооценки деятельности, умению самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Учитель сообщает учащимся домашнее задание, разъясняет алгоритм выполнения. Дифференциация заданий на базовый и повышенный уровни, творческий характер выполнения (проект, письмо, сочинение, диалог) позволяет активизировать учащихся, повысить их интерес к изучению иностранного языка.
Рефлексия. На этом этапе урока учитель проводит устную и/или письменную рефлексию. Рефлексия дает возможность учителю и учащимся проанализировать успешность своей деятельности на уроке.
Основные требования, предъявляемые к анализу урока:
цель и задача анализа темы;
знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
выполнение намеченных задач урока;
оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
намечаемые меры по устранению недостатков.
Анализ урока с позиций требований ФГОС
1. Целеполагание
а) Цели и задачи урока сформулированы нечетко и не вполне соответствуют требованиям стандарта и программы.
б) Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и
программы. Отражают формирование УУД.
в) Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД.
2. Содержание
а) Содержание учебного материала не вполне адекватно целям и дидактическим принципам выбранного УМК.
б) Содержание соответствует целям и задачам, дидактическим принципам УМК.
в) Содержание соответствует дидактическим требованиям, адекватно целям, органично включает
ценностный (воспитывающий) и развивающий компоненты.
3. Логика организации УД (учебно-познавательной деятельности)
а) Этапы урока прослеживаются плохо. Нет логических переходов.
б) Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты по времени.
в) Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью
проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная.
4. Методы организации УД
а) Методы организации УД недостаточно адекватны задачам урока. Структура методов слабо продумана. Индивидуальные особенности учащихся практически не учитываются. Преобладание
репродуктивных методов не обоснованно.
б) Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются продуктивные методы. Структура методов в основном продумана и логична.
в) Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально стимулирует познавательную активность учащихся, учтены их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции УМК.
5. Формы организации УД
а) Преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Организационные формы не вполне соответствуют поставленным задачам, не способствуют формированию учебной деятельности.
б) Формы адекватны целям и задачам. Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (или индивидуальную, или групповую, или коллективную).
в) Творческое преломление известных форм организации учебно-познавательной деятельности. Самостоятельность учащихся в выборе форм. Проявление деловой и творческой активности.
6. Организация контрольно-оценочной деятельности
а) Контроль слабо обеспечивает обратную связь. Преобладает оценочная деятельность учителя.
Критерии оценки не называются или имеют общий характер.
б) Организация контроля обеспечивает обратную связь. Оценивание осуществляется на критериальной основе, но учащиеся не включены в ситуации самоконтроля и самооценки.
в) Организация контроля и рефлексии рациональна. Критериальный подход к оценке деятельности.
Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания.
7. Результаты проведенного урока
а) Не выполнена соответствующая поставленная цель. Продвижение учащихся в формировании УУД и знаний прослеживается очень слабо.
б) Соответствует поставленным целям в отношении знаний, умений, навыков. УУД прослеживаются хуже.
в) Соответствует поставленным целям и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД. Высокий обучающий,
воспитывающий и развивающий эффект.
Количественные показатели оценки урока:
а) – 1 балл; б) – 2 балла; в) – 3 балла.
Возможно оценивание в промежуточных баллах при затруднении выбора показателя.
1,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту б);
2,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту в);
Максимальный балл – 21.
Анализ урока по ФГОС
Общая схема анализа компетентностно-ориентированного урока может выглядеть следующим образом.
Учитель
Предмет, класс
Тема урока
Целеполагание
Отсутствует Цель формулирует учитель Совместное с учащимися
Цели урока
Нельзя измерить, продиагностировать Диагностичны, измеряемы
Создание мотивационного поля
Отсутствует На этапе целеполагания На отдельных этапах урока
Содержание урока
Нет связи с жизнью, практической деятельностью. Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Имеется интеграция содержания.
Формы организации деятельности учащихся на уроке
Неактивные    Активные Интерактивные
Фронтальные Групповые Парные Индивидуальные
Использование методов, приемов
Использование не оправдано, методы и приемы - репродуктивные   Выбор оправдан,  соответствует целям урока, используются методы и приемы репродуктивные и продуктивные Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на некоторых этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на всех этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный
Использование технологий
Рефлексивность 
Отсутствует Эмоциональная рефлексия Оценка деятельности Оценка результата Рефлексия учителя
Результативность урока
Результат не достигнут или достигнут учителем Сформирована направленность на предметные компетентности (указать какие); наличие продукта. Результат достигнут отдельными учащимися. Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности (указать какие); наличие продукта деятельности, знаний о его практическом применении. Большая часть класса достигла результата. Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности, развивались ключевые компетентности  (указать, какие);
Результат достигнут каждым учащимся.
Данная схема является хорошим помощником, как при планировании, так и при анализе проведенного урока, обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
В соответствии с ФГОС выделяют следующие критерии результативности урока:
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель, определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы. Молодым специалистам не следует искать на каждом уроке применения всех без исключения средств или методов работы. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ урока имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок. Совершенствование молодых специалистов связано с изучением опыта коллег посредством посещения и анализа уроков. Анализ урока – это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
Целенаправленная работа с молодыми специалистами способствует своевременной адаптации, вовлечению их в жизнь школы, продолжению традиций, позволяет своевременно избегать ошибок во взаимоотношениях с обучающимися, учителями, родителями учащихся, а также «технически» подготовить к самостоятельной работе.
Литература
Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. Учеб. Заведений, слушателей ИПК. Изд-е 2-е, доп. и переработ. – Ростов-н/Д: Изд-во Учитель, 2003. – 224с.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования. М., 2010
http://www.menobr.ru/materials/728/40347/http://5fan.info/ujgatyjgernarnayfs.html