Статья Инклюзивное образование как одно из направлений развития системы образования
Инклюзивное образование как одно из направлений развития системы образования.
Учитель начальных классов: Танаева Ирина Викторовна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» ЕМР РТ, высшая квалификационная категория.
«Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь».
(К. Д. Ушинский)
Одним из направлений программы развития нашей школы является создание доступной среды для каждого ребёнка, а именно внедрение инклюзивного образования для категории слабовидящих детей и детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата.
Образование всегда было избирательной и исключающей системой, именно поэтому внедрение инклюзии – задача не из легких. Важно в принципе изменить общественное сознание и политику самого образования, и тогда это приведет к радикальным переменам в системе поддержки людей с ограниченными возможностями. Каждый из нас может внести свой вклад в то, чтобы сфера образования и наше мышление стали инклюзивными, и тогда в будущем ни один ребенок не будет обделен из-за своего происхождения, родного языка, ограниченности, пола или возраста. Мы все должны научиться принимать как данность особенности каждого ребенка и тем самым обеспечить ему равные возможности в воспитании, образовании и обслуживании.
Инклюзия – это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.
Инклюзивное образование базируется на следующих принципах:
1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2.Каждый человек способен чувствовать и думать;
3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4.Все люди нуждаются друг в друге;
5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзивное образование является новым направлением образования в России, в то время как зарубежный опыт насчитывает более 30 лет. Для внедрения в практику инклюзивного образования необходимы нормативно-правовая база, финансовая обеспеченность, создание адекватного ассортимента специальных образовательных услуг и особых условий жизнедеятельности для детей с особыми образовательными потребностями в структуре массовой образовательной школы, готовность педагогического коллектива и коллектива обучающихся к сосуществованию и взаимодействию с данной категорией учеников.
На данный момент в школе осуществлена доступность 1 этажа, оборудованы комнаты личной гигиены, медицинский кабинет, в лингафонном кабинете установлено программное обеспечение и оборудовано рабочее место учителя, в читальном зале библиотеки созданы условия для работы с электронной библиотекой. Кабинеты начальных классов оборудованы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Два педагога прошли обучение по специальности тифлопедагога, три учителя имеют специальность учителя дистанционного обучения, 5 учителей начальной школы прошли курсы по программе «Педагогическое проектирование и реализация инклюзивного подхода в деятельности классного руководителя».
У нас учатся 13 детей с ОВЗ, в том числе домашнее обучение рекомендовано шести ученикам. И трое из них по желанию родителей и самих детей обучаются в школе, в том числе и моя ученица Бесчастнова Оксана. (У неё заболевание нервной системы: детский церебральный паралич, передвигается самостоятельно, имеет сохранный интеллект и разборчивую речь. Нужно отметить, что для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие). Они обучаются по адаптированным программам, принимают участие в общешкольных мероприятиях, соревнованиях. Одной из наших задач стоит социализация этих ребят, чтоб они чувствовали себя полноценно включенными в жизнь школы. Ребята взаимодействуют с одноклассниками, которые им всячески помогают, подсказывают. Очень важным аспектом является толерантное воспитание. Ученики с ограниченными возможностями никогда не ощущают злобности, упреков и косых взглядов со стороны. Мы видим результат своей работы, т.к. тесно взаимодействуем с родителями учеников, которые в свою очередь так же занимаются воспитанием детей.
Инклюзивная педагогика возможна только при тесном сотрудничестве с родителями. Исследования подтверждают – внедрение инклюзивного образования детей и связанное с этим принятие решений может удаваться лучше, если педагогический коллектив непрерывно обменивается опытом с родителями, признавая их экспертами в части знания потребностей своих детей и привлекая их к участию (с мамой Оксаны Анной Александровной мы подружились с первых дней). Благодаря живому сотрудничеству и доверительным отношениям с родителями педагоги могут, во-первых, противостоять их неуверенности и страху, а во-вторых, использовать их знания и навыки общения с ребенком в своей работе. Родители, в свою очередь, справедливо ожидают от инклюзии то, что их ребенок будет находиться и развиваться в коллективе сверстников, семья сможет свободно общаться в кругу друзей и родственников, и что немаловажно, все это будет происходить при участии специалистов.
Существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать:
принимать ребенка таким, какой он есть;
исходить из интересов ребенка;
строго придерживаться определенного режима и ритма ребенка;
научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте;
как можно чаще разговаривать с ребенком;
терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты т.п.);
избегать переутомления ребенка;
чаще хвалить и поощрять ребенка.
Из опыта работы мы поняли, что:
в процессе инклюзивного обучения нужно:
применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения;
применять активные методы обучения, включая дискуссии, общение;
уделять больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета;
применять способы поэтапного усвоения нового материала;
давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий;
предоставлять учащимся большую свободу выбора;
внедрять принципы демократических отношений в школе;
уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого учащегося;
использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению коллектива;
исходить из индивидуальных потребностей учащихся, применяя индивидуализированных видов деятельности, но не делить коллектив на группы, например, исходя из способностей учащихся;
оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями, которые обучаются с другими детьми;
привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию и другие заинтересованные организации и общественность;
опираться на оценку педагогом успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении.
Рекомендации учителям:
Учебная программа:
сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;
альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.);
четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся;
акцентирование внимания на задании (например, “Когда ты прочитаешь эту главу, то сможешь назвать причины поступка главного героя”);
предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме).
Письменные заданияиспользование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;
обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя;
дополнение печатных материалов видео и диафильмами;
обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;
Оценка знанийиспользование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;
акцентирование внимания на хороших оценках;
разрешение переделать задание, с которым он не справился;
оценка переделанных работ;
использование системы оценок достижений учащихся.
Для благоприятной социализации детей с ограниченными возможностями следует формировать толерантное отношение социума:
Включение детей в общешкольные культурно-массовые мероприятия:
Оксана активно участвовала во всех конкурсах и мероприятиях, проводимых в классе и школе. Закончила обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Юный зоолог» при МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр» (2012-2014 гг), «Мы – будущее планеты» (2014-2016 гг). Оксана участвовала в муниципальном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Новогодний карнавал», «Оставим ёлочку в лесу», приняла участие в Республиканском Конкурсе «Сохраним природу Татарстана», в Республиканском выставке-конкурсе прикладного творчества «Чудеса своими руками», номинация «Смешанная техника»и получила Диплом 3 степени.
Организация совместной деятельности родителей и детей;
Создание инклюзивного образовательного пространства для работы с родителями и детьми
Результаты инклюзии: У учеников есть возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса. Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов. Мероприятия направлены на включение ученика. Индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ученика. Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
Очень важно понять: при создании инклюзивных школ, школ нового образца, дети привыкают к тому, что мир разнообразен, что люди в нем разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.
Думаю, что в воспитании и образовании детей с ОВЗ мы на правильном пути. Мы не только помогаем этим детям стать полноценными членами общества, но и воспитываем всех детей Добру, Милосердию и Гуманности, и не в абстрактном понимании этих вечных нравственных ценностей, а в их реальном воплощении в жизни. Внимательное отношение к ребёнку с ОВЗ, приветливая улыбка, доброе слово творят чудеса. И я уверена, что именно Доброта спасёт сегодняшний такой противоречивый и многоликий мир.
Литература:
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб.пособие для студентов высш.учебн. заведений/ Л.И. Акатов.- М.:ВЛАДОС, 2003.-с.173с.
Понятовская О. Такие же как все//Социальная защита.- 2004.- №2.- С.10-13.
Как нам планировать инклюзивное образование (ИО)? [Электронный ресурс].- М.: ГОУ СОШ №1299, 2008.- Режим доступа:http//school.msk.org.ru/index.php?p=teor_mpio/ свободный.