Статья. Система профориентационной работы в ОГБОУ СПО УПК





Основные подходы к организации профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях региона ч.1 [Текст]: сборник материалов / Под ред. М.А. Фахретдиновой, Е.Е. Вагиной.
· Ульяновск: УИПКПРО, 2013.- 45 с.






Содержание сборника представлено материалами, раскрывающими основные направления профориентационной работы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Статьи, сценарии мероприятий подготовлены руководителями, педагогическими работниками образовательных учреждений среднего профессионального образования региона, научно-методического центра профессионального образования. Сборник состоит из двух частей, вторая часть представлена в виде электронного приложения.
Материалы сборника адресованы организаторам профориентационной работы учреждений СПО, методистам и руководителям.






Печатается по решению учебно-методического совета Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования



© ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013
© Научно-методический центр профессионального образования
ОГЛАВЛЕНИЕ
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc375831162" 14Введение 13 PAGEREF _Toc375831162 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc375831163" 14Фахретдинова М.А., ОГБОУ ДПО УИПКПРО. Учреждение профессионального образования - центр профилизации учащихся старшей ступени общеобразовательной школы 13 PAGEREF _Toc375831163 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc375831164" 14Ю. В. Есенков, ОГБОУ ДПО УИПКПРО. Профессиональная ориентация учащихся как фактор реализации профильного обучения. 13 PAGEREF _Toc375831164 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc375831165" 14Зайнутдинова И.И., ОГБОУ СПО "УТПС". Правильный выбор профессии – успешная карьера 13 PAGEREF _Toc375831165 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc375831166" 14О.Л. Тимохова, ОГБОУ СПО СмТТ. Профориентационная работа в техникуме 13 PAGEREF _Toc375831166 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc375831167" 14И.А. Блинкова, Н.А. Салюкина, ОГБОУ СПО УСПК № 1. Сценическое творчество - перспективная форма профориентационной работы 13 PAGEREF _Toc375831167 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc375831168" 14Е.Л. Хамитова, ОГБОУ СПО УТЛПиД. Организация профориентационной работы в техникуме 13 PAGEREF _Toc375831168 \h 14201515
13 LINK \l "_Toc375831169" 14Р.Ф. Айнулина, ОГБОУ СПО УМК. Система профориентационной работы со школьниками в колледже 13 PAGEREF _Toc375831169 \h 14241515
13 LINK \l "_Toc375831170" 14О.Ю. Смолич, ОГБОУ СПО «ДТСИ». Система профориентацонной работы в «ДТСИ» 13 PAGEREF _Toc375831170 \h 14271515
13 LINK \l "_Toc375831171" 14В.Н. Сендецкая, А.И. Боровков, ОГБОУ СПО «РСТ». Профориентационная работа в техникуме 13 PAGEREF _Toc375831171 \h 14291515
13 LINK \l "_Toc375831172" 14Р.Р. Ямбаев, Н.М. Хуторецкая, ОГБОУ СПО «УСК». Система профориентационной работы в образовательном учреждении (из опыта работы ОГБОУ СПО «УСК») 13 PAGEREF _Toc375831172 \h 14321515
13 LINK \l "_Toc375831173" 14З.С. Ишмукова, ОГБОУ СПО УТЖТ. Организация профориентационной работы в ОГБОУ СПО УТЖТ 13 PAGEREF _Toc375831173 \h 14351515
13 LINK \l "_Toc375831174" 14И.Н. Бердяева, Т.А. Моисеева, ОГБОУ СПО УПК №4. Система профориентационной работы в ОГБОУ СПО УПК №4 13 PAGEREF _Toc375831174 \h 14391515
13 LINK \l "_Toc375831175" 14С.Е. Евдокимова, ОГБОУ СПО УППК. Система профориентационной работы в ОГБОУ СПО УППК 13 PAGEREF _Toc375831175 \h 14421515
15











И.Н. Бердяева, преподаватель, заместитель директора по воспитательной работе;
Т.А. Моисеева, заместитель директора по учебно-производственной работе
ОГБОУ СПО Ульяновский педагогический колледж №4
Система профориентационной работы в ОГБОУ СПО УПК №4
Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим в ОГБОУ СПО УПК №4 большое внимание уделяется проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся школ, гимназий, их родителей.
Система профориентации учащейся молодёжи - это организованная, управляемая деятельность по подготовке молодёжи к выбору профессии, основывается на идее концептуального характера - взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она исходит из следующих принципов: сознательности и активности.
Цель: формирование у обучающихся готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. 
Задачи: создание условий для оказания обучающимся поддержки в профессиональном самоопределении; оказание профориентационной поддержки учащейся молодёжи в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; организация социального партнерства колледжа с представителями образовательного территориального окружения, обеспечение преемственности общего, среднего профессионального и высшего образования; адаптация имеющегося в колледже банка профориентационных технологий к условиям изменяющегося рынка труда и услуг профессионального образования; конструирование педагогами и студентами самостоятельных вариантов оказания обучающимся педагогической поддержки в профессиональном самоопределении; проверка эффективности использования действующих и вновь созданных учебно-методических комплектов; вариантов реализации средств профессиональной ориентации в начальной, основной и старшей школе (с учетом существующего опыта); получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся школ для осознанного определения профиля обучения.
В организации профориентационной работы ОГБОУ СПО УПК №4 принимают участие: преподаватели, педагог-психолог, социальный педагог, студенты, волонтёры, администрация; учащиеся СОШ, воспитанники ДОУ, их родители.
Профориентационная работа в ОГБОУ СПО УПК №4 подразумевает несколько направлений деятельности: 
1. Организационно-методическая работа: деятельность координаторов по профориентационной работе с обучающимися образовательных организаций; методическая помощь преподавателям в подборке материалов профориентационной направленности, диагностических карт; подготовка информационного материала профориентационнной направленности для родителей, учителей, обучающихся школ.
2. Работа с обучающимися школ: комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по выбору будущей профессии; консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые), анкетирование; организация и проведение экскурсий (по колледжу и Музею защиты детства); встречи, «круглые столы» с представителями учреждений образования; организация мастер-классов по специальностям подготовки; проведение Дней открытых дверей; организация и проведение воспитательных мероприятий на базе образовательных учреждений; выступления агитбригады; реализация проекта «Доступная среда» (профориентационая работа с воспитанниками МБОУ коррекционного типа).
3. Работа с родителями: проведение родительских собраний (общешкольных, классных, общеколледжных); лектории; индивидуальные беседы; анкетирование; помощь в организации деятельности обучающихся в каникулярное время.
4. Работа со студентами колледжа: организация и проведение классных часов профориентационной направленности; организация встреч, «круглых столов» с представителями педагогической профессии: учителями и воспитателями; администрацией СОШ и ДОУ; создание и подготовка агитбригады колледжа; участие в областном конкурсе «Арт – Профи -старт!»; организация движения волонтёров по проведению профориентационной работы в СОШ города и области; подготовка информационного материала (буклетов, презентаций) по специальностям подготовки.
Система профориентации ОГБОУ СПО УПК №4 включает в себя профессиональную консультацию, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профинформацию:
-профессиональная консультация - оказание помощи учащейся молодежи в профессиональном самоопределении с целью принятия ими осознанного решения в выборе профессии с учетом его психологических особенностей и возможностей;
-профессиональный подбор - это предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической диагностики;
-профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к профессии учителя и воспитателя.
Таким образом, система профориентации включает длительный процесс для оказания помощи молодежи.




Фахретдинова М.А., Вагина Е.Е.
Основные подходы к организации профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях региона ч.1 [Текст]: сборник материалов / Под ред. М.А. Фахретдиновой, Е.Е. Вагиной.
· Ульяновск: УИПКПРО, 2013.- 45 с.


Печатается в авторской редакции

Компьютерная верстка Е.Е. Вагина

Подписано в печать: Бумага: полиграфическая Формат: 60х84 1/16
Уч.-изд.л. Тираж: 30 экз. Заказ /2013


Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском центре ОГБОУ ДПО Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Отпечатано в лаборатории оперативной полиграфии ОГБОУ ДПО УИПКПРО.
ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
432063, г.Ульяновск, ул.12 Сентября, д.81.


Министерство образования и науки Ульяновской области
ОГБОУ ДПО
Ульяновский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Научно-методический центр профессионального образования


[Введите название документа]
[Введите подзаголоок документа]

Основные подходы
к организации
профориентационной работы
в профессиональных
образовательных организациях региона


Часть I









Ульяновск, 2013



[Выберите дату]



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315