Повторительно-обобщающий урок Путешествие в средневековую Европу (6 класс)

КАЛИНИНА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА

Повторительно-обобщающий урок
«Путешествие в средневековую Европу».
(6класс.)

Цель: Обеспечить повторение и закрепление знаний учащихся по теме: «Образование централизованных государств в Европе»;
Задачи:
Образовательная: организовать деятельность учащихся по повторению и закреплению знаний исторических фактов по теме: «Образование централизованных государств в Европе»;

Развивающая: способствовать формированию умения работать с исторической картой;
способствовать развитию умения формулировать и конкретизировать ответы на вопросы; давать оценочную характеристику историческим личностям; способствовать развитию умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты;
Воспитательная: способствовать приобщению к достижениям общечеловеческих ценностей культуры - систематизировать и обобщить знания учащихся об образовании централизованных государств
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: медиапроектор, экран, электронное учебное пособие «Всеобщая история», технологическая карта, мультимедийная презентация, задания для групповой, индивидуальной и коллективной работы.
Методы и формы:
практические, наглядные, вербальные, частично-поисковые.
групповая, парная, индивидуальная.

Предварительная подготовка к уроку начинается за неделю. "Стражники " и "капитан корабля" готовят вопросы по истории Европы, художник оформляет маршрут путешествия, делает аппликации корабля и кареты.
I. Вводно-мотивационный этап.
Образование государства - это важный и закономерный этап в развитии любого
общества. В одних странах быстро устанавливается сильная центральная власть и они превращаются в сословно- представительные монархии, где власть короля ограничивается сословно-представительными органами власти - парламентом в Англии, Генеральными Штатами во Франции, кортесами в Испании.
В других государствах, таких как Италия, Германия, независимые города, крупные феодалы мешали установлению сильной королевской власти и эти государства оставались слабыми и раздробленными вплоть до 19века.
И сегодня мы отправимся в необычное путешествие по средневековой Европе,
побываем во Франции и Англии, Германии и Италии, посетим Испанию.
Цель нашего путешествия - познакомиться с историей возникновения сословно-
представительных органов власти, охарактеризовать особенности развития этих стран.
Путеводителем в этом путешествии будут ваши знания. Вы знаете, средневековые как морские , так и сухопутные дороги небезопасны, и нам встретятся немало препятствий, но я думаю, мы с честью их преодолеем. В путешествии вы будете вести дневник и по окончании его составите отчет. И прежде, чем отправиться в путь, необходимо приобрести билеты, цена которых – ваши знания о жизни монархов средневековой Европы.
II. «Билеты в путешествие »
Билеты в путешествие » содержат сведения из жизни монархов средневековой Европы. С одной стороны на них пишутся номер билета и его название, с другой –вопрос, на который школьникам предстоит ответить.. Ели ребята не имели времени для подготовки, то можно раздать на руки ученикам список ответов(без номеров), чтобы они выбирали правильный , исходя из ситуации, описанной на билете. Ниже прилагается ряд примеров.

1.Грозный император.
Один из самых известных германских императоров(1152-1190), одно имя которого внушало трепет врагам империи. Во время крестового похода этот император умер, и по свидетельству современников, после его кончины, многие из войска кончали с собой, другие отрекались от христианства и переходили в язычество. (Фридрих 1 Барбаросса).
2. Легендарный король.
Имя этого английского короля (1189-1199) окружено легендами. О нем слагали песни, в которых воспевали его мудрость, великодушие, благородство. Прозвище свидетельствует о его дерзости и неустрашимости в бою. (Ричард 1 Львиное Сердце).
3. «Отец Чехии и отчим империи».
Именно так называли современники –немцы чешского короля, который в 1347-1378гг. стал императором Священной Римской империи.Он так заботился о своем королевстве, что при нем Прага становится по сути дела столицей империи, а Чехия –ее ядром. (Карл 4).
«Священный» Король.
Этому французскому королю (1180-1223) за расширение пределов французского королевства современники присвоили прозвище Август. Тогда ошибочно считали, что это слово, взятое из титула римских императоров, переводится с латыни как «расширитель», а не «священный». (Филипп 2 Август).
5. Крестьянский король.
Именно так поляки называли своего короля (1333-1370) за внимание к простому народу. Он поощрял развитие торговли и ремесла. Много было построено крепостей, церквей, что о нем говорили: «Он получил Польшу деревянной, а оставляет каменной». (Казимир 3 Великий).

6. Самый «рыцарственный» государь Европы.
Этот бургундский герцог, прозванный современниками Смелым, мечтал стать не только бургундским королем, но и германским императором и во главе воинства всего христианского мира отправиться в крестовый поход, а также возродить рыцарство в Европе, как известно, именно герцого Бургундские создали особый союз –рыцарский орден Золотого руна.(Карл Смелый).

7. «Удивление мира».
Этот император Священной Римской империи(1212-1250) был образованным человеком, владел многими языками и интересовался науками.Современники поражались необычным вкусам, талантам и могуществу императора и присвоили ему это прозвище. (Фридрих 2 Гогенштауфен).

8.Святой король.
Этот французский король ( 1226-1270) был славен на всю Европу своим почтением к правосудию, уважением к закону, удивлял своей скромной и простой жизнью. (Людовик 9 Святой)

9. «Всемирный паук».
Этот французский король (1423-1483) проводил политику укрепления королевской власти в период централизации государства. Как паук паутину, плел интриги, заманивал в свои сети и уничтожал противников. (Людовик 11).

10. Безземельный король.
Этот английский король(1199-1216), спасаясь от проклятия папы и объявленного им крестового похода против Англии, провозгласил себя вассалом папы, а Английское королевство –собственностью святого престола, а не короля. (Иоанн Безземельный).
Великолепный правитель.
Этот правитель Флоренции, образованный и хорошо знающий искусство,получил от современников это прозвище за покровительство художникам, музыкантам. (Лоренцо Великолепный).

III. Ход урока.
ФРАНЦИЯ
-Друзья мои, в путь! Мы ехали по неудобной проселочной дороге. Дорога настолько была узкой, что две кареты не смогли бы разъехаться. Колеса нашей кареты постоянно попадали в рытвины и лужи. Дорога вильнула, огибая небольшой ольшаник.
Вдруг кусты затрещали, и несколько оборванцев с криками бросились к нам, норовя остановить карету. Лошади шарахнулись в сторону и остановились.
-Благородные господа и дамы, мы не разбойники. Мы - люди барона де Мейана,
владельца земли, по которой вы сейчас едите. Он приказал собирать пошлину со всех проезжающих. Благоволите заплатить.
Мы достали монеты с изображениями французских королей: Филиппа
Валуа, Хлодвига, Гуго Капета, Карла Великого. Но оборванцы не разбирались в деньгах, и потребовали от нас разложить монеты в хронологической последовательности по периодам правления династий французских королей.
Династия Меровингов (Хлодвиг)
Династия Каролингов (Карл Великий)
Династия Капетингов (Гуго Капет)
Династия Валуа (Филипп Валуа)
Дорога, приближаясь к Парижу, становилась все оживленнее. Мы обогнали
несколько крестьянских телег, возок путешественника, торговый караван.
Париж, как и большинство городов, стоял на перекрестке дорог, и главные
улицы были продолжением нескольких главных дорог Франции. Мы проехали немного, и подъехав к Льежским воротам, увидели, что стражники их запирают. Вечерело, надвигалась ночь, и оставаться вне города было опасно.Стражники узнав, что мы путешественники, решили милостиво пропустить, потребовав деньги - пять талеров, а это означает, что мы должны ответить на пять вопросов из истории Франции.
1. Какого французского короля называли «король - фальшивомонетчик».(Филипп IV).
2. Под чьим руководством был освобожден город Орлеан? (Жанна д Арк).
3. Кто был предводителем «Жаков» во время крестьянского восстания во
Франции? ( Гильом Каль).
4. Его называли самым знаменитым монархом средневековья. Назовите его.
(Карл Великий)
5.О нем говорили, что управитель дворцом стал «помазанником Божиим».
О ком идет речь? (О Пипине Коротком).

Стражники пропустили нас в город, где мы переночевали, а утром нас
пригласили на съезд представителей сословий.
Презентация и работа с историческим документом. «1302год. Созыв Генеральных Штатов».
Пребывание во Франции завершено. Мы поблагодарили гостеприимных французов и отправились в соседнюю Испанию.
ИСПАНИЯ
Быстро темнело. К тому же подул резкий ветер, небо стало заволакивать тучами, и где-то, пока еще вдалеке, прогремел дождь. Мы решили добраться
какой-нибудь гостиницы. Густые леса навевали чувство страха, а дороги
были перекопаны, так как барон приказал перекопать, чтобы
путешественники теряли свою поклажу, ведь существует правило «что с
возу упало, то пропало».
Наконец показалась гостиница. Это был двухэтажный каменный дом. Над
входом висела жестяная вывеска «Золотое солнце».
Мы постучали, дверь слегка приоткрылась, и оттуда выглянул хозяин
Гостиницы. Он неприветливо и настороженно смотрел на нас, и не спешил открывать дверь. Потом его лицо расплылось в улыбке, и он нас пригласил.
Чтобы развеселить хозяина, мы ему предложили сыграть в игру «Гонка за
лидером». За 1 мин. Он называет как можно больше ответов на вопросы,
начинавшиеся со слова «что?». Если он выигрывает, то мы платим ему вдвойне, чем мы его очень обрадовали. Хозяин ответил на три вопроса. А вы?
1.Что такое «дар Пипина»? (Образование Папского государства).
2. Что такое цехи? (Союзы ремесленников одной специальности).
3. Что такое феодальная лестница? (Организация класса феодалов).
4.Что означает понятие гильдия? (Союз купцов)
5. Что такое инквизиция? (Церковный суд).
6. Что такое индульгенция? (Грамота отпущения грехов).
Обыграв хозяина и отдохнув в гостинице, наутро мы отправились в Испанию,
и вскоре оказались в Кастилии, где услышали удивительную историю о герое
испанских сказаний времен реконкисты- Сиде Воителе, который сегодня
прибыл к королю и просит его собрать кортес, чтобы решить вопрос об окончательном изгнании мавров из Испании и объединении государства.
Мы тоже решили посетить заседание кортеса, однако узнали, что для
посещения необходимо хорошо знать историю Испании. Я думаю, что мы сможем показать свои знания.
1.Эту главную цитадель Гранады, окруженную красной стеной называют
«Красный замок ». Он является образцом мавританского зодчества. Под каким
названием известен этот памятник? (Альгамбра).
2.Эти цифры пришли в Европу из Испании. Назовите их. (Арабские цифры
(хотя изобрели их в Индии).
3. С какой целью отправлялись европейцы в арабскую Испанию? (За знаниями,
так как арабские мудрецы славились своими знаниями).
4.Что по–испански означает реконкиста? (Отвоевание).
5.Назовите королей Испании, при которых было создано государство. (Изабелла
Кастильская и Фердинанд Арагонский).
6. Кого называли «Великим инквизитором»? (Томас Торквемада).
Ответив на все вопросы, мы оказались на заседании кортеса.
Презентация. Испания. Сид- Воитель на заседании кортеса.
Выйдя из здания кортеса, мы разговорились с испанским купцом, который
спешил на корабль, отправляющийся в Англию. Он поведал нам, что купцы предпочитают «голубые дороги». Конечно, в море нас ожидают и шторм,
и пираты. Но зато на суше - грязь, бездорожье, князья с их пошлинами,
лесные разбойники. С древности водные пути и торговля – братья: растет торговля - растет и морской транспорт.
И мы вместе с купцом поспешили отправиться на пристань, так как скоро
должен отправиться корабль в Англию.
Капитан, узнав, что мы путешественники, попросил помочь нам разобраться с почтой. У него есть несколько неотосланных депеш, но он не знает адресатов.
Кто и когда мог их послать. Давайте поможем капитану.
1.«Встретился с королем Ричардом, передал ему наши требования, но он нас предал». (Уот Тайлер в 1381г.)
2. «Я основал новый город, новое государство, дал людям новую веру, и
приглашаю Вас посетить меня».(Мухаммед в 630г.)
3. «Мы отправились в славянские земли, чтобы нести свет просвещения людям.
Мы создали славянскую азбуку». (Кирилл и Мефодий в 863г.)
4. «Слава Господу, который удостоил меня совершить такое дело!. Соломон, я победил тебя!» (Юстиниан в 537г. при освящении храма Святой Софии).
5. «Я иду спасать Францию, ибо так мне предназначено Богом». (Жанна д Арк
в 1429г.)
6. «Я отправляюсь в Констанц на суд, и какой бы не вынесли приговор от своих
взглядов я не откажусь». (Ян Гус в 1415г).
И хотя мы не со всеми депешами разобрались, тем не менее, капитан был рад
принять нас на борт.
Сев на корабль, мы приготовились к приятному морскому путешествию.
Но небо заволокло тучами, поднялся сильный ветер, началась самая настоящая буря. Капитан сказал, что это обычная погода для этих мест. Наш корабль носило как щепку, но все-таки с опозданием в три дня мы прибыли в Англию.
АНГЛИЯ
В стране насчитывалось около 300 городов, но мы решили ограничиться
посещением Лондона- столицы государства, крупного центра ремесла и торговли.
Однако стражники, проверяющие документы в порту, предложили сыграть нам
В игру «Четвертый лишний», заявив, что если вы путешественники и хотите
посетить Лондон, то должны знать историю Англии. Нам ничего не оставалось
делать, как согласиться на игру.
Стражники показали нам четыре даты, три по истории Англии, одна- лишняя.
Нужно назвать события из истории Англии и определить лишнюю дату.
1265 1302
1215 1337
1054 1453
1066 1381
И вот мы в Лондоне. Презентация и работа с документом « Бунт против короля и созыв парламента».
Мы возвращаемся на наш корабль, который берет курс на Германию.
Английские купцы везут свои товары в союз немецких городов – Ганзу.
Купеческий старшина дал нам пергамен, в котором мы прочитали историю
создания Союза. Еще в 1241г. купцы немецких городов Любека и Гамбурга заключили союз. Постепенно к союзу присоединялись новые города, и сейчас
Ганза включает уже несколько сот северонемецких и западнославянских
Городов. Ганза стала огромной силой, которая боролась за господство на Балтийском и Северном морях, соперничала с Англией, вела войны с Данией
и Тевтонским орденом. Занятые чтением пергамента, мы не обращали
внимание на лица своих спутников, которые становились все озабоченнее,
чем ближе мы подплывали к Германии. Мы хотели спросить о причине, но тут раздались пушечные выстрелы, а черный флаг со скрещенным черепом не
оставлял сомнения, что мы в руках морских пиратов.
Ограбив и потопив наш корабль, пираты высадили нас на небольшой пустынный островок в Северном море. Чтобы выбраться с острова, нужна смекалка и сообразительность.
Начало слова- буква русского алфавита, остальная часть слова- прибор для измерения глубины воды, а целое- средство передвижения, которое поможет нам выбраться с этого острова. (Плот).
ГЕРМАНИЯ
И вот мы в Германии, состоящей из множества княжеств и графств, между
которыми были границы и таможни. И нам в каждом княжестве пришлось платить пошлины.
Пруссия: 1. Как назывался древнегерманский алфавит? (Руны).
2.Изобретателем рун считался верховный бог, которому, пришлось принести себя в жертву, чтобы познать искусство рун( провисел десять дней, пронзенный копьем на священном дереве) Назовите имя Бога. (Один).
Саксония: 3. Назовите самый известный эпос северогерманского народа. («Песнь о
Нибелунгах»).
4. После избрания какого короля на карте появилось новое государство – Германское королевство? (Генриха, герцога Саксонского в 919г.)_
Бавария.5.При каком императоре в Германии началось Возрождение и образовалась Священная Римская империя? (При Оттоне 1 в 962г.).
6. Какого германского императора называли «Чудом мира», так он собирался сделать Рим столицей империи.( Оттон III).
Наконец, мы прибыли в Любек. Многие десятилетия этот город был некоронованным королем Ганзы. Именно в Любеке чаще всего собирались ганзетаги- съезды делегатов от всех ганзейских городов. И на этот раз мы увидели, что сюда приехали представители ганзейских городов, чтобы обсудить вопрос о пиратах.
Узнав, что наш корабль был ограблен пиратами, нас пригласили на заседание ганзетага, чтобы мы обо всем рассказали.
И вот мы в ганзетаге. (Инсценировка Германия. Ганза- союз немецких городов).
Богатые ганзейские купцы дали нам карету, одежду, продовольствие, и мы отправились в Италию. Немецкие феодалы были настолько жадными, что по своей земле расставили ловушки.
Особенно жадным и вероломным оказался граф Майер, владения которого
граничили с Италией.
Мы вынуждены были платить: 1) за землю, по которой ехали;
.Назовите известного германского императора, одно имя внушало трепет врагам империи. (Император Фридрих 1 Барбаросса).
2) За пыль, поднятую копытами лошадей;
Как называется наука составления и чтения гербов? (Геральдика).
3) За трактир, в котором нас заставили остановиться;
Как называли немецких поэтов- певцов любви? (Миннезингеры).
4) За объезд моста, который был разрушен;
Как называли полноправных граждан в Германии? (Бюргеры).
ИТАЛИЯ
Наконец, закончились владения графа Майера, и мы въехали в Италию, в один из красивейших городов- Флоренцию. Перезвон колоколов плыл над вечерним городом.
Затихала Флоренция, успокаивались главные торговые улицы, узкие переулки и площади. Стражники собирались запирать ворота, при въезде в город, они нам задали вопрос: «Что означает название города Флоренция?» (Цветущая). Быстро темнело. Неподалеку от Старой площади в узком окне теплился свет. Там жил флорентийский нотариус Доменико дель Бруко, к которому мы и направились, чтобы передать письмо от его друга. Нотариус нас встретил благосклонно. Мы думали, что на этом приключения наши закончатся, однако Доменико поведал нам о приказе правителя Лоренцо Медичи по прозвищу Великолепный, покровительствующего художникам, ученым, который гласил, что он разрешает пребывать в городе умным людям, а чтобы проверить ум и сообразительность, им нужно отвечать на разные вопросы. А также, нотариус сказал, что, в городе неспокойно, готовится восстание «тощего народа» против «жирного народа».
Наутро вместе с Доменико мы вышли из дома, и сразу к нам подошли стражники, чтобы задать вопрос.
Первый слог – бог Солнца в Египте,
Второй - краткое музыкальное произведение,
А дальше - буква алфавита.
Целое- здание городского совета. (Ратуша).
Презентация. Флоренция, 1378г. Восстание чомпи.
Плавание завершено, пора возвращаться домой, но оказалось нас не хотят выпускать из города, считая, что мы сочувствовали народному восстанию- чомпи, и должны быть заключены под стражу. Сам Лоренцо Медичи решил рассудить наш спор и вынес вердикт: «Если мы путешественники, то должны доказать это, отгадав кроссворд, который является как бы итогом нашего путешествия».
IV.Завершающий контроль



1

г










2


о








3




с












4
у











5

д












6
а











7

р












8
с












9
т










10


в











11

а









Вопросы.
По вертикали дано слово, определяющее нашу тему – Государства.
По горизонтали:
1.Государство, в котором происходила известная война цветов.(Англия).
2. Борьба за объединение земель в Испании. (Реконкиста).
3. Сословно-представительный орган власти в Испании. (Кортес).
4. Сожжение на костре за вероотступничество. (Аутодафе).
5. Правящая семья во Флоренции. (Медичи).
6. Союз немецких городов. (Ганза).
7. Государство, в котором появилась «Песнь о Нибелунгах») (Германия).
8. Назовите государство, в котором жил «Великий инквизитор». (Испания).
9. Где жил Великолепный правитель? ( Италия).
10. Церковный суд. (Инквизиция).
11. Где находится старейший Сорбоннский университет? (Франция).
V.Рефлексия
1. Как я усвоил материал?
а). Получил прочные знания, усвоил все вопросы.
б). Усвоил материал частично.
в). Необходимо еще поработать.
2. Как я работал, где допустил ошибки; удовлетворен ли своей работой?
а). Везде справился сам, удовлетворен своей работой.
б). Допустил ошибки (на каком этапе?) в). Не справился (с какими заданиями?)
3. Как работала команда ?
а). Дружно, совместно разбирали задания.
б). Активно участвовали в обсуждении не все. в). Работа вялая, неинтересная, много ошибок.
4. Мое мнение об уроке (пожелания), что понравилось, что не понравилось?
Литература.
1. Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах. От Гомера до Эйнштейна.М., 2000
2.Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. М., «Просвещение», 1992.
3.Смирнова Е.Д. Дидактический материал по истории средних веков. Минск, «Элайда», 1998.
4.Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков. М., Мирос-«Международные отношения», 1995.
Литература для учащихся: Энциклопедия для детей. Том 1, «Всемирная история», М., «Аванта+». 1997.



15