Мастер-класс Смысловое чтение на уроках биологии


Добрый день, коллеги. На уроке мы выяснили, что фотосинтез – это процесс, образования органических веществ из углекислого газа и воды, происходящий в хлоропластах, на свету, сопровождающийся выделением кислорода.
А верите ли вы, что это уравнение фотосинтеза?
А верите ли вы, что в результате фотосинтеза образуется 150 млрд т органического вещества и выделяется около 200 млн т свободного кислорода?
А верите ли вы, что растения – это гетеротрофные организмы?
С помощью чего мы можем подтвердить или опровергнуть данную в вопросах информацию? (Нам нужен источник информации).
С вопросов «А верите ли вы?» я иногда начинаю свои уроки. Дети, работая индивидуально, в парах, в группе, выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты. Поэтому последующая работа с текстовой информацией сразу же наполняется смыслом.
Тема моего мастер – класса «Приёмы работы с текстом на уроках биологии»
Перед вами текст. Проверьте себя.
5676901343025«Растения – автотрофы, что в переводе с греческого означает аутос «сам» и трофе – «пища». Весь сложный поэтапный процесс фотосинтеза идёт в хлоропластах бесперебойно, пока зелёные листья получают солнечную энергию. Уравнение фотосинтеза обобщённо можно представить так: 6СО2 + 6Н2О С6 Н12 О6 +6О2 . Ежегодно в результате фотосинтеза на Земле образуется 150 млрд органического вещества и выделяется около 200 млн т свободного кислорода »
Для дальнейшей работы организуем 4 группы
Представьте, что вы – ученики 6 класса, а я ваш учитель.
(4 круга разных цветов были разрезаны на три части и розданы перед мастер-классом). Все группы получают одинаковый текст и разные задания:
«Органическое вещество сахар образуется в зелёных частях растения, в первую очередь в листьях, только на свету. Оно появляется в хлоропластах, то есть в пластидах с хлорофиллом, если в воздухе, окружающем зелёное растение, присутствует углекислый газ, поступающий через устьица, и вода, которую поглощают корни из почвы; затем сахар превращается в крахмал.
Таким образом, зелёное растение само создаёт органические вещества (в первую очередь сахар) из неорганических (углекислого газа и воды), выделяя при этом кислород и используя энергию солнечных лучей. Значит, зеленое растение не нуждается в получении органических веществ из окружающей среды. Этот процесс называется фотосинтезом».
1 группа
Упражнение «Редактор». Упростить выделенное предложение без потери смысла.Органическое вещество сахар образуется в зелёных частях растения, в первую очередь в листьях, только на свету. (Органическое вещество образуется в зелёных листьях только на свету).
2 группа
Изобразить процесс фотосинтеза с помощью схемы.
3 группа
Представить процесс фотосинтеза в виде аппликации.
4 группа
Составить синквейн со словом «фотосинтез».
Заслушиваем представителей групп.
Ещё обращаю ваше внимание на приём выделения ключевых (опорных слов).
Это главные слова и словосочетания, помогающие запомнить учебный материал, это смысловые опоры по которым можно восстановить основное содержание текста. Для лучшего запоминания основных понятий и терминов использую «Анаграммы», эффект усиливается, если работа ведётся с помощью интерактивной доски. Анаграммы легко сделать самостоятельно, используя конструктор заданий lat 2.0 из программы смарт ноутбук. Предлагаю выполнить задание. Нетрудно вам будет догадаться, какие слова сегодня можно отнести к ключевым. «Фотосинтез, хлоропласт, хлорофилл»
Сегодня я остановилась на некоторых методических приёмах из моей практики, которые работают наиболее успешно. Совершенствуют навыки смыслового чтения на уроках биологии с использованием элементов технологии развития критического мышления. Учат эффективно работать с информацией, помогают её осмыслению: из крупинок прочитанного слагается знание. Качественное и уместное использование приёмов работы с текстом считаю своим педагогическим успехом.