Смысловое чтение как основа формирования УУД

Смысловое чтение как основа формирования УУД
Основной объем информации ребенок получает в школе, поэтому задача каждого учителя – научить школьника учиться. Для реализации данной задачи необходимо сформировать навык чтения. Навык чтения имеет две стороны: смысловую и техническую. Техническая сторона всем учителям хорошо известна: это и способ чтения, и темп чтения, правильность чтения, выразительность чтения. А вот понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия ФГОС фактически отсутствовала. Овладение навыками смыслового чтения стандарт включает в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента. Цель смыслового чтения – максимально точно понять содержание текста, уловить все детали, практически осмыслить всю извлеченную информацию, то есть осуществлять познавательную деятельность. Являясь метапредметным навыком, составляющие части смыслового чтения будут в структуре все УУД. Личностные УУД: мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и школе. Регулятивные УУД: принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности. Коммуникативные УУД: умение организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные УУД: владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умение выделять существенную информацию из текстов разных жанров, умение осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию. Умение устанавливать причинно- следственные связи, умение доказывать, выдвижение гипотез и их обоснование. Формирование УУД при работе с текстом осуществляется через форм - е у учащихся читательских умений: 1. Работать с заголовками, выбирать из предложенных наиболее подходящий, озаглавливать текст, прогнозировать содержание по заголовку, по рисунку к тексту (ПУУД) 2. Формулировать тему небольшого текста (ПУУД) 3. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, осознавать потребность в выяснении и смысла (ПУУД, ЛУУД) 4. Пользоваться толковым словарем (ПУУД) 5. Выделять опорные слова (ПУУД) 6. Извлекать из учебника и доп. источников необходимую информацию (ПУУД) 7. Обмениваться полученными сведениями (КУУД) 8. Понимать прочитанный текст, логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос (ПУУД, КУУД) 9. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста (Выборочное чтение) (ПУУД, КУУД) 10. Находить в тексте описание к иллюстрации (ПУУД) 11. Составлять план к прочитанному тексту (ПУУД, РУУД) 12. Самостоятельно выполнять задания на основе текста (ПУУД, РУУД) 13. Выполнять задание, включающее составление сем, таблиц (ПУУД, РУУД) 14. Осознавать авторское и собственное отношение к персонажам (ЛУУД) 15. Определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль (ПУУД) 16. Находить главную мысль, сформулированную в тексте (ПУУД) 17. Готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг) (ПУУД, РУУД) Согласно требованиям ФГОС НОО для формирования УУД на все без исключения уроках под руководством учителя младщие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения: - Ознакомительное чтение (найти главное в тексте) - Поисковое или просмотровое чтение (получить основное представление и понимание текстаконкретный смысл, конкретный факт) - Изучающее чтение ставит перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную информацию - Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении целым комплексом умений: а. предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт б. понимать основную мысль текста , прогнозировать содержание по оду чтения в. анализировать изменение своего эмоционального состояния в процессе чтения Научить ребенка читать правильно, эффективно, продуктивно можно на всех уроках, используя следующие методы по формированию смыслового чтения: 1. Активная работа со словом: а. работа с незнакомыми словами б. работа с ключевыми словами в. работа со словами- образами 2. Применение метода «ведение диалога с текстом»: а. поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов б. вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос в. самоконтроль ( проверка своих предположений по тексту) 3. Развитие читательского воображения: Что представил? Какие картины увидел в своем воображении? В результате обучения смысловому чтению у учащихся а. повысится интерес б. изменится отношение к урокам, станут чаще посещать библиотеку в. повысится познавательное отношение к прочитанному г. разовьется положительное отношение к заданиям творческого и проблемно- поискового характера
Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретенный опыт работы с информацией
15