Статья на тему Смысловое чтение-основа формирования УУД
Кострова С.Ю.
Учитель русского языка и литературы МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»
Смысловое чтение – основа формирования УУД.
Глобальные процессы информатизации общества требуют разработки новых подходов к обучению чтению. Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы. Залог успеха - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:
осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
определением основной и второстепенной информации;
формулированием проблемы и главной идеи текста.
Если посмотреть на чтение как процесс, то можно выделить в нем три основные фазы. Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. Для общего восприятия любого текста и понимания его в целом существует механизм – моделирование вопросов к разным видам информации в тексте. При первичном прочтении текста любого типа (научно-популярного, официально-делового, художественного) обнаружим, что в каждом тексте содержится некий пласт информации, которую называют фактуальной. Данная информация помогает выделить ключевые образы, слова, общую информацию о тексте, выделить главное. Извлечь фактуальную информацию помогают репродуктивные вопросы. Репродуктивный вопрос должен начинаться со слов: Кто? Что? Как? Где? … В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.
Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Вторичное прочтение текста направлено на работу с дополнительной информацией, на умение видеть детали, понимать подтекстовую информацию, на умение связать детали с фактами, которые отметили при первом чтении, на умение соединить смысловые оттенки и определить главную мысль. На данном этапе работы с текстом необходимо задавать продуктивные вопросы, побуждающие мыслить. Они могут подразделяться на продуктивные специальные: можно ли считать (то-то) верным? какие выводы можно сделать из…? каковы поступков героев? - и на продуктивные разделительные: если известно…,то…? если…,то почему…? или…?
Также следует использовать больше открытых, творческих вопросов, на которые можно представить несколько вариантов ответов и которые побуждают к дальнейшему диалогу: интерпретационные, творческие, оценочные, практические, проблемные вопросы. Учащиеся должны прежде всего обратить внимание на противоречия, на непонятное, что-то удивительное, найти неубедительные аргументы, неоднозначные объяснения и т.п. Это будет побуждать ученика задавать вопросы, вести диалог с автором и самим собой. В старших классах учащиеся уже должны уметь моделировать вопросы различных типов самостоятельно. Данное умение стимулирует мыслительный процесс ученика, помогает в самостоятельной работе над проблемным докладом, исследованием, помогает не бояться участвовать в дискуссиях.
На этом этапе происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.
Третья — это создание собственного нового смысла, то есть “присвоение” добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Чтение включает в себя выдвижение гипотез и высказывание предположений, формулирование суждений, моделирование и обобщение, применение на практике в жизни, учёбе, профессиональной деятельности. В ответ на прочитанное у читателя возникают собственные чувства, мысли, образы.
После длительных исследований психологи получили модель «идеального» читателя, которая помогает понять, какие навыки и умения необходимо развивать для формирования осознанного чтения.
«Идеальный» читатель
- начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации;
- не пропускает непонятные слова, выражения;
- вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшем развитием событий, сверяет свои размышления с текстом;
- включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст.
Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективно ее переработать, становится актуальным развитие тех качеств, которые еще вчера казались естественными и не требующими специального внимания. Именно сейчас формирование навыков стратегиального чтения может стать залогом успеха каждого ученика.