Создание единого информационного пространства школы как условие повышения качества образования учащихся

муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 Копейского городского округа Челябинской области









Создание единого информационного пространства школы как условие повышения качества образования учащихся

Автор опытно-экспериментального исследования:
Михина Наталья Константиновна
заместитель директора по информатизации










Копейск., 2015
Образование является важнейшим приоритетом государственной политики, оно должно соответствовать потребностям страны и населения.
Главным фактором успешности инновационного развития России является человек, способный творчески применять полученные знания и сформированные в ходе обучения способы деятельности, а также участвовать в процессе создания и использования новых знаний и технологий. Такого человека может подготовить только эффективная, ориентированная в будущее система образования.
Тенденцией современного развития образования России является внедрение информационных технологий во все составляющие образовательного процесса. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и коммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом. В концепции информатизации сферы образования Российской Федерации поставлена крупная государственная проблема – создание единого образовательного пространства школы.
Это коснулось и муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 24 Копейского городского округа, на базе которого и проводилось исследование.
Миссия нашей школы: обеспечить получение основного и общего (полного) среднего образования на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося, удовлетворять его образовательные потребности; содействовать социализации и адаптации ученика к современным условиям жизни.
Началом информатизации образовательного процесса школы мы считаем 2005 год, когда наше учреждение по национальному проекту «Образование» получило первые 9 компьютеров. Тогда в школе появился компьютерный класс. Учащиеся впервые начали изучение предмета, а учителя и администрация получили возможность использовать компьютер в оформлении учебных планов, нормативной документации, дидактических и методических разработок.
За восемь прошедших лет в этом направлении достигнуты значительные результаты, в школе появился целый парк компьютерной техники, сформирована медиатека, получен доступ к глобальной информационной сети Интернет. Теперь появилась необходимость внедрить оборудование в единое информационное пространство школы.
МОУ СОШ № 24 расположена в посёлке Потанино города Копейска. Территориальное расположение накладывает отпечаток на наполняемость и контингент учащихся. Обучается в школе 551 человек. Большое количество детей (30%) из неполных семей, 14 из социально-опасных семей, 12 детей являются опекаемыми, 14 состоит на педагогическом контроле, 5 состоит на учете в ОПДН, зарегистрировано 5 правонарушений с участием несовершеннолетних учащихся школы.
Основная масса родителей не имеют высшего образования, больше 59% родителей – рабочие, 57 родителей - безработные.
Социальное положение семей не может не отразиться на уровне мотивации учащихся к обучению. Показатели качества образования школы хоть и стабильны на протяжении последних нескольких лет, но остаются низкими (34%).
Соответственно, школе были необходимы качественные преобразования как в образовательном, так и в воспитательном процессе, и в этом, по нашему мнению, могло помочь созданное единое информационное пространство.
Перед собой мы поставили задачу объединить школу в «информационное поле», которое должно обеспечить каждому школьнику доступность образования в разных формах, высокий уровень его качества и эффективности, тем самым повысить качественные характеристики образовательного процесса школы.
Целью нашего исследования является повышение качества образования учащихся в условиях функционирования единого информационного пространства школы.
Задачами исследования мы ставим:
проанализировать факторы, влияющие на качество образования учащихся в МОУ СОШ № 24;
спроектировать модель единого информационного пространства школы и реализовать её на практике;
изучить влияние единого информационного пространства школы на качество образования учащихся МОУ СОШ № 24.
Основными составляющими единого информационного пространства школы мы определили:
Технические ресурсы (физическая составляющая). К ним относятся кабинеты информатики, предметные и специальные кабинеты (учительская, медпункт, библиотека и т.д.), программное обеспечение, оборудование передачи информации на расстояние;
Кадровые ресурсы (интеллектуальная составляющая). Она учитывает:
1. Общий профессиональный уровень педагогического коллектива; 2. Выдвигаемые приоритеты образовательного процесса; 3. Желание совершенствоваться в повышении своего педагогического потенциала.
Учебно-методические ресурсы (информационная составляющая) – к ним относятся методические разработки уроков, внеклассных мероприятий с применением ИКТ и мультимедийной техники. Важным методическим ресурсом на стадии формирования информационной среды школы являются сетевые методические объединения учителей, позволяющие всем участникам образовательного процесса обмениваться актуальной информацией, представлять свои собственные методические наработки и использовать передовой опыт коллег независимо от места их работы и региона страны.
Планируемый результат. По итогам эксперементальной работы мы предполагаем, что материально-техническая база школы будет объединена в единую локальную сеть, систематизирована, это позволит использовать ресурсы компьютерной техники в полной мере, повысится ИКТ-компетентность учащихся и учителей, уровень мотивации учащихся к обучению увеличится, качественные показатели школы возрастут.
Исследование проводилось в 2014 - 2015 учебном году.

Описание опытно-экспериментальной работы по созданию модели единого информационного пространства МОУ СОШ № 24
В процессе опытно-экспериментальной работы по созданию модели единого информационного пространства школы, согласно поставленным задачам, был проведен анализ:
контингента обучающихся в МОУ СОШ № 24 с целью изучения причин, влияющих на качество образовательного процесса, составлен социальный паспорт школы (Приложение 1);
материально-технической оснащенности школы (Приложение 2);
кадрового состава, с целью оценки подготовленности педагогов к использованию ИКТ в образовательном процессе (Приложение 3);
были определены информнаправления работы по созданию единого информационного пространства:
Создание нормативной базы:
Приказы (по назначению ответственного за информатизацию школы; о создании школьной команды; о назначении ответственных за компьютерную технику, размещенную в учебных кабинетах; по использованию сети Интернет; по внедрению автоматизированной системе «Сетевой город. Образование» в учебный процесс школы и др.)
Положения (по использованию компьютерной техники в учебном процессе; по использованию сети Интернет в учебном и воспитательном процессе; по использованию автоматизированной системы «Сетевой город. Образование»)
Инструкции (классным руководителям, учителям-предметникам, администрации школы по использованию компьютерной техники, контентной фильтрации и др.)
Акты приема-передачи компьютерной техники учителям, ответственным за учебные кабинеты
Разработка программы информатизации школы, программы создания единого информационного пространства школы.
Совершенствование материально-технического оснащения школы:
аппаратное обеспечение (компьютеры, проекторы, сканеры, цифровая лаборатория «Архимед», АРМы учителя-предметника, администрации и т.д.)
программное обеспечение (приобретение лицензионного ПО, установка свободно распространяемого ПО)
включение всех компьютеров, АРМов в единую локальную сеть школы
обеспечение доступа всех компьютеров к сети Интернет
увеличение фонда медиатеки
создание рабочих мест свободного доступа к медиаресурсам, сети Интернет (в библиотеке, в учительской)
оборудование АРМами и доступом в Интернет структур, сопровождающих учебно-воспитательный процесс (кабинеты психолога, рабочее место социального педагога, музей, актовый зал)
Повышение ИКТ-компетентности педагогов:
курсы ИКТ-компетности на базе МИМЦ
семинары, мастер-классы на базе школы
дистанционное обучение педагогов
создание личных сайтов, блогов учителей
регистрация и участие в сетевых сообществах учителей
участие в конкурсах педагогического мастерства
создание авторских ЭОРов
Повышение ИКТ-компетентности учащихся:
на уроках информатики
участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах
дистанционное обучение
проектная деятельность
участие в научном обществе учащихся (НОУ)
создание блогов классов, личных блогов
Автоматизирование административно-управленческой деятельности
внедрение автоматизированной системы «Сетевой город» в образовательный процесс школы
информирование общественности о событиях, преобразованиях, нововведениях, происходящих в образовательном учреждении через школьный сайт в сети Интернет
создание базы данных по кадрам, учащимся, родителям, выпускникам.
ведение документации по успеваемости, контрольным работам, экзаменам.
ведение рабочей и отчетной статистики.
Внедрение ИКТ в воспитательную деятельность школы
тематические классные часы с использованием ИКТ
кружки (робототехника, компьютерный дизайн)
использование ИКТ при проведении школьных мероприятий
оказание психологической поддержки
Прежде чем перейти к вопросам компьютерной реализации модели построения единого информационного пространства, нам необходимо было сформировать иерархическую модель взаимодействия всех элементов информатизации, установить принципы их взаимодействия, определить структуру создаваемого нами информационного пространства.
Для компьютерной реализации разработанной нами модели единого информационного пространства школы нам необходимо систематизировать сведения о материально-технической оснащенности учреждения. С этой целью мы проанализировали аппаратное и программное обеспечение школы (таблица 1):

Таблица 1
№ п/п
Показатель
Значение

1
Количество единиц компьютерной техники
66

2
Количество компьютерных классов в общеобразовательных учреждениях
2

3
Количество компьютеров, задействованных в учебном процессе
57

3.1
из них находятся в ЛВС
38

3.2
подключены к Интернет
57

4
Количество компьютеров, задействованных в административно-хозяйственной деятельности
9

Централизованно со всеми школами города Копейска было закуплено и установлено лицензионное ПО и СПО (таблица 2)
Обзор аппаратного программного обеспечения показал, что образовательное учреждение имеет достаточное количество единиц компьютерной техники и программного обеспечения для создания единого информационного пространства школы.
От профессиональной квалификации и уровня ИКТ-компетентности педагогических кадров во многом зависит качество образовательного процесса в ИКТ-насыщенной среде, как в содержательном, так и в организационно-управленческом аспектах.
Учитывая, что все педагоги прошли обучение на курсах компьютерной грамотности можно сделать вывод о том, что все учителя имеют базовые знания в работе с компьютером и готовы к использованию цифровых устройств при решении педагогических задач с целью достижения нового уровня качества образования.
Описание элементов единого информационного пространства муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 24 Копейского городского округа

Единая локальная сеть: Формирует единое информационное пространство школы; обеспечивает электронный документооборот между структурами школы; организация учебной и внеучебной деятельности с использованием сетевого взаимодействия
Сайт школы: информационное обеспечение участников образовательного процесса; расширение доступа к цифровым образовательным ресурсам и образовательному Интернет-контенту; повышение открытости и доступности образовательного процесса; создание условий для использования новых форм, методов обучения и воспитания; формирование комплексной информационной среды образовательного учреждения; формирование положительного имиджа образовательного учреждения; распространение инновационного опыта образовательного учреждения; осуществление обратной связи с участниками образовательного процесса.
Автоматизированная система «Сетевой город. Образование»: включает школу в единое городское информационное образовательное пространство; организует ведение электронного журнала, доступного для всех субъектов образовательного процесса; обеспечивает сбор и анализ данных об образовательном процессе; предоставляет возможность организации дистанционного обучения; предоставляет возможность интерактивного взаимодействия (форум, SMS-оповещения) всех участников образовательного процесса.
Персональные сайты учителей: обеспечивают локальное (целевое) взаимодействие отдельных заинтересованных участников образовательного процесса; обеспечивают актуальное информирование заинтересованных участников образовательного процесса
Компьютерные классы: проведение учебных занятий с использованием ИКТ; проведение внеклассных мероприятий различной направленности с использованием ИКТ
База ЭОР и ИУМК (Медиатека): способствуют поддержанию изучения какого-либо предмета, реализуют все требуемые функции (от предоставления учебного материала до контроля полученных знаний).
Социально-психологическая поддержка: диагностирование проблем учащихся; диагностирование профессионального выгорания педагогов
Школьный музей: формирование нравственности, гражданской позиции на тематических классных часах; огранизация поисковой работы
Аппаратное и программное обеспечение: выполняют инструментальную функцию в процессе информатизации образовательного учреждения


Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по повышению качества образования учащихся в условиях единого информационного пространства МОУ СОШ № 24
Единое информационное пространство школы № 24 создавалось с целью повышения качества образования и уровня воспитанности учащихся.
В процессе исследования мы изучили влияние процесса функционирования единого информационного пространства школы на качество образования учащихся школы.
Мы выстраивали единое информационное пространство так, чтобы оно было подчинено образовательному процессу, обеспечивало и обслуживало, в первую очередь, учебную и управленческую деятельность школы.
Контроль за ходом проведения эксперимента осуществлялся через отслеживание состояния индикативных показателей, что позволило получить достоверную картину исполнения эксперимента. В качестве индикаторов выбраны те показатели, которые в наибольшей степени отражают достоверную картину состояния информатизации:
количество уроков с использованием ИКТ;
число учащихся, приходящееся на один школьный компьютер;
уровень качества обучения;
доступность аппаратных средств;
развитие цифровой образовательной среды в образовательных учреждениях;
ИКТ-грамотность педагогов;
Использование ИКТ для решения административных задач;
Использование Интернета;
Методическое, дидактическое сопровождение учебного процесса
Благодаря взаимодействию всех структур школы, организованных посредством единого информационного пространства, были получены следующие результаты:
Создана нормативно-правовая база
Разработана программа создания единого информационного пространства школы;
Разработаны внутренние локальные акты
Усовершенствовано материально-техническое оснащение школы
Все классы школы обеспечены АРМами педагога;
В учительской установлено 2 компьютера для работы преподавателей;
В библиотеке установлено 2 компьютера для работы с ЭОРами и для свободного выхода в Интернет;
В кабинете психолога установлен компьютер для социально-психологической поддержки учащихся и педагогов;
Установлен компьютер и проектор в школьном музее;
В актовом зале для проведения школьных мероприятий используется мобильный компьютер;
В школе есть локальная сеть, в которую объединены 38 компьютеров;
Все компьютеры школы имеют выход в Интернет;
Приобретено и установлено лицензионное программное обеспечение (Операционная система Windows XP, Microsoft [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Антивирусная программа «Kaspersky Lab»)? свободно распространяемое программное обеспечение (Linux, Open [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), контентный фильтр «Интернет Цензор».
Повышается ИКТ-компетентность педагогов
100% педагогов школы прошли курсы компьютерной грамотности (базовый уровень) в ММЦ;
В школе систематически проводятся семинары компьютерной грамотности;
Педагоги повышают ИКТ-грамотность на дистанционных курсах;
Педагоги участвуют в дистанционных конкурсах педагогического мастерства;
Создаются авторские ЭОРы и размещаются для общего пользования на школьном сайте;
Два учителя школы создали личные сайты в сети Интернет;
70% учителей зарегистрированы и принимают активное участие в сетевых сообществах учителей (Опен класс, Педсовет.ru, Открытый урок и другие);
Накоплена и используется в учебном процессе учителями-предметниками большая коллекция ЭОРов
Повышается ИКТ-компетентности учащихся:
Со второго класса введен предмет информатики;
Учащиеся участвуют в дистанционных олимпиадах
На протяжении 8 лет наша школа сотрудничает со «Школьным Университетом» г. Томск, где учащиеся проходят дистанционное обучение по различным программам
Ведется проектная деятельность учащихся на уроках информатики, биологии, литературы, физики;
Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в научном обществе учащихся (НОУ);
В настоящее время в школе ведется работа по разработке блогов классов, на сегодняшний день создан блог 4 «А» класса.
ИКТ внедрены в образовательную и воспитательную деятельность школы
Систематически проводятся тематические классные часы с использованием ИКТ классными руководителями и руководителем музея
На базе школы работают кружки «Робототехники» и «Компьютерного дизайна»
Учащиеся школы активно принимают участие в городских, областных, региональных, международных конкурсах с использованием ИКТ, в которых добиваются высоких результатов
ИКТ используется при проведении традиционных школьных мероприятий («День знаний», новогодние мероприятия, «Вечер встречи выпускников», «Международный женский день», «День Победы в ВОВ», «Последний звонок» и др.)
В школе функционирует Пресс-центр. Выпуск школьной газеты «Лампа» ведется 4 года. За это время было издано 18 номеров газеты;
Активно используются ИКТ школьным психологом для своевременного выявления личностных проблем, познавательных процессов, профессионального самоопределения, для прослушивания релаксирующих упражнений учащихся; для оценки профессионального выгорания учителей;
При подготовке к итоговой аттестации учащихся используются тесты по предметам, находящиеся на образовательных порталах в сети Интернет, что повышает уровень качества ЕГЭ, ГИА
Автоматизирование административно-управленческой деятельности
В школе внедрена автоматизированная система «Сетевой город. Образование»
Ведется информирование общественности о событиях, преобразованиях, нововведениях, происходящих в образовательном учреждении через школьный сайт в сети Интернет. Сайт пополняется систематически, один-два раза в неделю;
Документооборот, административная деятельность осуществляется с помощью ИКТ.

Таким образом, единое информационное пространство школы можно рассматривать как дополнительную возможность выхода на качественно новый уровень обучения учащихся и управления этим процессом.
При наличии меры и целесообразности в использовании ИКТ путь информатизации школы представляется перспективным в решении проблемы повышения качества образования.
Исследовав влияние единого информационного пространства, созданного в МОУ СОШ № 24, на качество образования учащихся, мы сделали вывод, что:
- информационное пространство создает условия для повышения качества, доступности и гибкости образования, для организации вариативного и индивидуального образования;
- способствует снижению перегрузок учащихся за счет более эффективного использования современных педагогических технологий на основе информационных;
- развивает междисциплинарные связи в обучении. Реализует программы дополнительного образования школьников, предусматривающие освоение ими новых информационных технологий;
- формирует информационную культуру всех участников образовательного процесса;
- ведет к совершенствованию административно-управленческой работы и развитию материально-технической базы учебного заведения.
Представленные в работе результаты свидетельствуют об эффективности разработанной модели единого информационного пространства, как условия повышения качества образования обучающихся. Выстроенная модель единого информационного пространства школы и ее реализация в МОУ СОШ № 24 г. Копейска позволяет утверждать о результативности и эффективности приведенных выше условий. Все поставленные задачи исследования выполнены, а именно:
выявлены и обоснованы условия, влияющие на повышение качества образования учащихся школы;
разработана структура единого информационного пространства школы;
выделены и проработаны направления по созданию единого информационного пространства школы;
экспериментально проверено и проанализировано влияние единого информационного пространства школы на повышение качества образования учащихся. Показатель качества МОУ СОШ № 24 за 2014 – 2015 учебный год увеличился по сравнению с 2009 – 2010 учебным годом на 6 %
Создание единого информационного пространства является именно тем фактором, который будет определять развитие нашей школы на ближайший период.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ахлибинский, Б.В. Теория качества в науке и практике : методол. анализ / Б.В. Ахлибинский, Н.И. Храленко. - Л., 1989.
Колесникова, С.В. Программа мониторинга оценки качества образования в общеобразовательном учреждении / С. В Колесникова, Н. М. Шаталина // Управление современной школой. – 2013.- № 1. - С. 39-63.
Масагутова, З.Р. Управление качеством образования / З.Р. Масагутова // Управление совр. школой. – 2012. - № 8. - С.77-95.
Мотивация персонала в современной организации : учеб. пособие / под общ. ред. С.Ю. Трапицына. - СПб.: Книжный Дом, 2007. - 240с.
Научно-методические аспекты формирования тестовых заданий по курсу «Физика» в техническом вузе, особенности применения новых информационных технологий / А.М. Кац и др. // Технологии Интернет - на службу об-ву : сб. статей по материалам Всерос. научно-практ. конф. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2005. - С.359-363.
Официальный сайт ФГОС // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Панасюк, В.П. Информационно-методическое обеспечение управления качеством образования на муниципальном уровне : учеб.-метод. пособие / В.П. Панасюк, Г.В. Головичер. – СПб.; М.: МИНПИ, Исследов.центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. – 120с.
Селезнева, Н.А. Качество образования как объект системного исследования : лекция-доклад / Н.А. Селезнева. - М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 95с.
Степанов, С.В. Анализ мотивационных ресурсов современного урока / С. В Степанов // Справочник заместителя директора. - 2012.-№10. - С.28-34.
Уласевич, О.Н. Управление качеством образования / О.Н. Уласевич, А. В. Волкова // Управление совр. школой. – 2013.- №2. - С.35-54.
Управление качеством : учеб. для вузов / под ред. С.Д. Ильенковой. - М., 1999.
Управление качеством образования / под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагог. об-во России, 2000. - 320с.
Чугунова, Н.П. ИКТ как средство повышения внутренней мотивации обучающихся / Н.П. Чугунова // Справочник заместителя директора. - 2012. - № 12. - С.68-71.
Шишов, Е.В. Мониторинг качества образования в школе / Е.В.Шишов, В.А. Кельней.– М.: Педаг.об-во России, 1999.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141715