«Два Мороза» (русская народная сказка)
«Два Мороза» (русская народная сказка)
Цели урока: ознакомить с русской народной сказкой «Два Мороза»; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать умение выделять главное в прочитанном тексте; способствовать воспитанию трудолюбия.
Ход урока
I.Проверка домашнего задания
Чтение наизусть стихотворения С. Есенина «Береза».
II.Постановка цели урока
Учитель читает стихотворения.
1.И. Суриков «Белый снег пушистый».
Белый снег, пушистый...
Белый снег, пушистыйВ воздухе кружитсяИ на землю тихоПадает, ложится.И под утро снегомПоле забелело,Точно пеленоюВсе его одело.Темный лес что шапкойПринакрылся чуднойИ заснул под неюКрепко, непробудно...Божьи дни коротки,Солнце светит мало, -Вот пришли морозцы -И зима настала.Труженик-крестьянинВытащил санишки,Снеговые горыСтроят ребятишки.Уж давно крестьянинЖдал зимы и стужи,И избу соломойОн укрыл снаружи.Чтобы в избу ветерНе проник сквозь щели,Не надули б снегаВьюги и метели.Он теперь покоен -Все кругом укрыто,И ему не страшенЗлой мороз, сердитый.
-Когда можно считать, что наступила настоящая зима?
2.И. Никитин «Здравствуй, гостья зима, просим милостик нам».
Кого имеет в виду поэт, когда обращается к зиме: «Строй мосты по рекам».
Что это за могучий волшебник?
Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока не придет могучий мороз - зима не настанет. Явится он -мосты наведет на реках, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притоптывать и приговаривать: «Ай, да мороз».
-Вот как об этом волшебстве говориться в сказке. Откройтеучебники. Прочитайте название сказки.
III. Изучение нового материала
1.Первичное чтение.
Сказку читает учитель, по ходу чтения идет словарная работа.
бубенчик - металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании; дровосек - человек, рубящий дрова; купец - богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;
крестьянин - бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
2.Первичная проверка понимания.
Понравилась сказка?
Назовите действующих лиц сказки?
Что в сказке волшебного?
Удалось ли заморозить крестьянина? А купца? Почему?
Какой урок можно извлечь из этой сказки?
Какой пословицей заканчивается сказка? Как вы ее понимаете? О чем она? (О трудолюбии.)
Найдите пословицу в тексте?
3.Игра «Найди пословицу».
-На доске записаны пословицы. Найдите те, которые отно-сятся к нашей сказке:
Землю солнце красит, а человека труд.
Волков бояться - в лес не ходить.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Физкультминутка
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Раз –налево, два – направо,Три –наверх, четыре — вниз.А теперь по кругу смотрим,Чтобы лучше видеть мир.Взгляд направим ближе, дальше,Тренируя мышцу глаз.Видеть скоро будем лучше,Убедитесь вы сейчас!А теперь нажмем немногоА теперь нажмем немногоТочки возле своих глаз.Сил дадим им много-много,Чтоб усилить в тыщу раз!
V. Закрепление нового материала
1. Словарная работа.
-Перед тем, как вы начнете читать сказку, давайте потренируемся и прочитаем сложные слова на доске.проезжая дорога - «зж» читается как долгое, мягкое «ж».свистнули - непроизносимый согласный звук «т».
ко-ло-коль-чикбу-бен-чикдро-во-сек2.Выборочное чтение.
Как решили позабавиться два Мороза?
Куда едет купец? Куда крестьянин?
Как одет крестьянин? Купец?
Как Мороз - Синий нос заморозил купца?
Как Мороз - Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?
Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно?
Зачем он так сделал?
3.Работа над сказкой.
-В тексте присутствуют слова и выражения, типичные длярусской сказки. Давайте попробуем их найти.
«По чистому полю, по густому лесу»
«Свистнули, щелкнули, побежали»
3)«Ели я ноги унес, до сих пор бока болят»Повторы: «Два Мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».
VI. Итог урока
-С какой русской народной сказкой познакомились сегодня?
- О ком рассказывается в этой сказке?
-Почему крестьянин одолел Мороза, а купец нет?
Домашнее задание
Подготовить пересказ сказки.
Нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду сказки .