Проект урока литературного чтения Два Мороза
Тема: Сказка «Два Мороза»
Цели:
- познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»;
-развивать память, внимание, мышление, речь;
-учить грамотно излагать свои мысли;
- развивать умение выделять главное в прочитанном;
- прививать любовь к устному народному творчеству.Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения.
Ход урока Организационный моментПрозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Все за парты дружно сели
И на доску поглядели. СЛАЙД 1
Речевая разминка.
Иней лег на ветви ели.
Иглы за ночь побелели.
Прочитайте, читаем медленно, быстрее, еще быстрее, поработаем над высотой голоса (тихо, средне, громко), прочитайте с радостной интонацией, печально, удивленно, вопросительно, выделив голосом слово «ели», «за ночь».
Что выполнили? Для чего?
Проверка домашнего задания СЛАЙД 2
Чтение стихотворения С. Есенина «Береза» наизусть.
Знакомство с темой. Постановка целей урокаПрежде, чем перейти к знакомству с новой темой, обратимся к пословице:
Мороз не велик, да стоять не велит.
- Объясните смысл пословицы.
- Какими словами мы можем описать мороз? (лютый, сильный, небывалый, крещенский, первый, русский, сибирский, свирепый)
- А вы знаете, что поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока он не придет – зима не настанет. Явится – мосты наведет на реках, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать и приговаривать: «Ай, да мороз!».
Сегодня мы будем читать произведение (обратимся к учебнику) «Два Мороза», в котором познакомимся не с одним морозом, а сразу с двумя – Морозом - Синим носом и Морозом – Красным носом. (рисунки)
Как вы думаете, к какому жанру относятся «Два Мороза»?
Первичное предположение, что это – сказка.
Сформулируйте, пожалуйста вашу цель на этот урок – чему бы вы хотели научиться, что узнать?
(Познакомиться со сказкой «Два Мороза», учиться правильно, выразительно читать и анализировать сказку).
Работа по теме урока: первичное знакомство (прослушивание аудиозаписи)
Задание: следить за чтением с карандашиком в руках и отметить слова, которые непонятны.
Вопросы по восприятию.
- Понравилось ли произведение?
Какое настроение вызвало у вас?
- Что особенно понравилось?
Назовите действующих лиц?
- Кто из Морозов старше, кто младше?
- Какую забаву придумали Морозы?
А как это ПОМОРОЗИТЬ? (Силу свою показать)
- Убедились, что это сказка? Классификация (народная, русская) И какая?
Кто догадался, какая это сказка - старинная или современная?
Что помогло понять это? (слова).
Дровосек, купец, крестьянин, бубенчик. (Это устаревшие слова, которые сейчас не употребляются в разговорной речи).
Поэтому следующий этап нашего урока – это…
Словарная работа. СЛАЙД 3
Бубенчик — металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.
Дровосек — человек, рубящий дрова.
Купец - богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.
Крестьянин — бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
Чтение по слогам (хором, индивидуально, по цепочке) СЛАЙД 4
ко-ло-коль-чик
вы-ко-ла-чи-вать
по-за-ба-вить-ся
по-мо-ро-зить
подп-ры-ги-ва-ют
по-щёл-ки-ва-ют
встре-ти-лись
по-хло-пы-ва-ет
свистнули
Расстановка ударения СЛАЙД 5
В лес по дрова
Живо заморожу
Вылезти из саней
Пробрал насквозь
Да узнает, каков Мороз
Молод ты, брат
Физминутка:
Я мороза не боюсь, Указывают на себя.
С ним я крепко подружусь. Пожимают руки
подойдёт ко мне мороз, Шагают на месте
Тронет руки Показ рук
Тронет нос носа,
Значит, надо не зевать, потирают щёки
Прыгать,
бегать
и играть. Имитируют игру в снежки
Вторичное чтение произведения детьми.
При повторном жужжащем чтении будьте самыми внимательными читателями, обращайте внимание на все детали – это пригодится нам в дальнейшей работе.
Выборочное чтение из текста СЛАЙД
Куда едет купец? крестьянин?
Как одет крестьянин? купец?
Как Мороз — Синий нос заморозил купца?
Как Мороз - Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?
Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно?
Зачем он так сделал?
Дайте характеристику этим героям, используя слова на доске.
КУПЕЦ КРЕСТЬЯНИН
Богатый бедный
Ленивый трудолюбивый
Можете ли на данном этапе определить главную мысль сказки?
- Что хотел сказать читателю автор – народ?
10. Работа в парах:
Характеристика Морозов
В сказке есть еще два героя. Кто это?
Знал ли Мороз Синий Нос с самого начала, что он выиграет спор, что его брату не справиться с дровосеком? (Знал, при встрече в бороду посмеивался, был доволен)
Почему не предостерёг, не предупредил младшего брата?
(Хотел проучить его на собственных ошибках)
Распределите карточки:
Синий Нос Красный Нос
опытный молодой
рассудительный поспешный
мудрый глупый
довольный растерянный
много повидал мало опыта
Хорошо, что Красный Нос учится на своих ошибках, но ему не помешает прислушиваться к советам старшего брата.
11. Подведение итогов.
С каким произведением мы познакомились на уроке?
Докажите, что это была сказка.
Необычные герои;
Слова и выражения, типичные для русской сказки: «По чистому полю, по густому лесу», «Свистнули щелкнули, побежали», «Еле я ноги унес, до сих пор бока болят».
Повторы: «Два Мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи»
Диалог.
Вот видите, какую интересную, необычную по форме, поучительную сказку создал русский народ.
– Над кем и над чем посмеялся народ в этой сказке? (Над ленью купца, над неопытностью младшего братца Мороза – Синего носа.)
– Что поучительного хотел передать народ своим детям? (Работа и труд помогут справиться с любыми трудностями.)
В сказках много фантастического, вымышленного, наряду с фантазией заложена глубокая правда. Недаром многие русские народные сказки имеют такую концовку: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Какими словами заканчивается сказка «Два Мороза»? («Топор лучше шубы греет»)
Еще раз вернемся к вопросу какая это сказка?
Классификация сказки: Бытовая
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Не могла удержаться, чтобы не показать вам прекрасные иллюстрации к сказке. Узнайте этот момент сказки.
12. Рефлексия. На уроке мне было интересно
больше всего запомнилось
понравилось
было трудно
-За что вы похвалили бы себя?
-Что у вас особенно получилось?
Итог своей работы ребята делают самостоятельно
Легко работал и всё понятно.
Немного затруднительно, но всё понятно.
Было трудно, ничего непонятно.
13. Домашнее задание.
- Сейчас я раздам вам красивые снежинки. На них вы найдете ваше домашнее задание:
Разучить русскую народную игру «Два Мороза»
Попытаться подобрать синонимы к устаревшим словам. Выразит.чтение диалога двух морозов.
Игра «Два Мороза»
Подготовка. На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются "братья Морозы": "Мороз Красный Нос" и "Мороз Синий Нос".
Содержание игры. По сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами:
Мы -два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я - Мороз Красный Нос,
Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз! -
и начинают перебегать из одного города в другой. "Морозы" их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.
Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.
Правила игры: 1. Начинать бег можно только после окончания речитатива. 2. Осаливание за линией города не считается. 3. Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны коснуться их рукой
Замени слова синонимами
ПОЗАБАВИТЬСЯ
АВОСЬ
БУБЕНЧИК
ШАПКА ХУДАЯ
НЕ СЛАДИТЬ С НИМ
ЕЖИТЬСЯ
ПРОБРАЛ НАСКВОЗЬ
ЕЛЕ НОГИ УНЕС