Статья Формирование положительного отношения к родному краю у дошкольников через дидактические игры


Формирование положительного отношения к родному краю у дошкольников через дидактические игры.

При руководстве дидактическими играми учитываются принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложены Н. Михайленко, Н. Короткова):
1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.
2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером- сверстником.
3. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен развертывать игру т. о., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры.
Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.
- Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей.
- Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
В совместной деятельности используем всё многообразие средств экологического воспитания (подвижные, творческие, сюжетно-ролевые игры; проводим с детьми целевые наблюдения, эвристические беседы, создаем поисковые ситуации, проводим с ними опыты-эксперименты, исследования с элементами проблемной ситуации; решаем занимательные и творческие задания и др.), в группе созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы – все это стимулирует активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей, но наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, считаем, дидактические игры.
Нами разработана система использования дидактических игр (как одного из средств экологического воспитания) по воспитанию любви к природе родного края в рамках формирования общей экологической культуры детей и развитию у них экологических представлений. Считаем, что возможности дидактической игры следует использовать как для развития экологического сознания, экодеятельности, так и для формирования личности ребенка-дошкольника в целом.
Игры с предметами
«Найдите и покормите зимующих птиц»
Задача. Учить детей находить и правильно называть перелетных и зимующих птиц.
Материал. Картинки с изображениями птиц, кормушки.
Ход. Взрослый сообщает, что сегодня к ним прилетели друзья — птицы, достает, показывает и называет перелетных птиц. Вместе с детьми рассматривает и описывает каждую птицу, знакомых птиц называют сами дети. Далее взрослый предлагает детям взять по одной понравившейся ему птице и назвать ее. Затем взрослый знакомит детей с зимующими птицами.
Наконец показывает детям нарисованную кормушку и предлагает детям найти зимующих птиц и посадить их в кормушку, говорит, что зимой мало корма, птицы голодают, поэтому мы должны помогать им — подкармливать их хлебными крошками, зернышками. Птицы: зимующие (синица, воробей, сорока, ворона, голубь, галка); перелетные (ласточка, грач, скворец, жаворонок, кукушка); перелетные, зимующие (гуси, лебеди, утки, снегирь).«Что сначала – что потом?»
Задача. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.
«Детки на ветке»
Задача. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» — ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.
«Когда это бывает?»
Задача. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.
Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.
«Что это такое?»
Задача: уточнить представления детей о предметах неживой природы.
Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.
Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое.).Что с ним можно делать?
Игры настольно-печатные
«Четыре картинки»
Задача. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.
Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т. д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.
«Это когда?»
Задача. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.
Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.
«Что растет в саду»
Задача. Научиться группировать растения по месту их произрастания. Развивать мышление, речь детей.
Материал. Карты с разными пейзажами для взрослого. Маленькие карточки для детей.
Ход. По сигналу взрослого дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте у взрослого. Выигрывает тот, кто быстрее закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения. Маленькие карточки просматриваются детьми заранее.
"Ухаживаем за растениями"
Задача. Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.
Материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений.
Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют –дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.
Игры словесные
«Кто в домике живет?»
Задача. Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.
Ход игры. Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му!», «Бе-е-е», «Мяу-мяу!» и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.
«Найди, о чем расскажу»
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.
Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.
«Когда это бывает?»
Задача. Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Ход игры. 1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.
II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами.
Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.
В младших группах на первом этапе мы проигрывали игру вместе с детьми. По ходу игры сообщали одно правило и тут же его реализовывали, при повторных проигрываниях сообщали дополнительные правила. На втором этапе мы руководили со стороны: помогали детям, направляли игру. На третьем этапе дети играли самостоятельно. Мы лишь наблюдали за действиями детей.
Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Мы рассказывали содержание игры, предварительно вычленяя 1—2 важных правила. По ходу игры мы еще раз подчеркивали эти правила, показывали игровые действия, давали дополнительные правила. Таким образом, обучение игре на первом этапе включает в себя рассказ о содержании, ознакомление с правилами в ходе игры. На следующем этапе дети больше играли самостоятельно. Мы наблюдали за игрой, помогали, исправляли ошибки, разрешали конфликты. Когда интерес к игре пропадал, мы давали новый ее вариант.
Мы при проведении игр придерживаемся следующих требований:
1. Используем занимательные игры, сохраняя в игре то, что отличает ее от бесед, рассказов и дидактических упражнений. Ведь ни для кого не секрет, что занимательность заключается в правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широко используем такие игровые элементы, как сговор, считалочка, разыгрывание фантов, соревнование. Разыгрывание фантов, которым заканчивается большинство игр, интересно само по себе и требует от детей находчивости, умения владеть собой, перевоплощаться («Превратись в дедушку», «Стань пчелой», «Сядь на пол и встань без помощи рук» и т. п.).
2. Правила игры не строятся так, чтобы играли двое, а остальные ждали своей очереди. Активны должны быть все: одни загадывают, другие отгадывают; одни называют предметы, другие их отсчитывают; одни придумывают рассказы-небылицы, другие слушают их и затем разоблачают и т. д.
Дидактические игры проводим как во время НОД (как целая деятельность или часть ее), так и в часы игр и во время экскурсий и целевых прогулок, когда знакомили детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.Уровень экологического развития дошкольников в детском саду во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому мы просвещаем родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью помещаем информацию в уголки для родителей («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы ‒ наши друзья» и другие), прово-дим консультации на темы: «Зачем детям знанияэкологии?», «Поиграем вместе», «Игры на кухне», «Лекарственныерастения» и так далее, индивидуальные беседы с родителями попроблеме.Нетрадиционные формы проведения родительских собраний, в томчисле и на экологические темы, находят отклик в семьях воспитанников. Кним относятся викторины, КВН, игра «Счастливый случай», круглый стол и другие.Повышают уровень экологической культуры совместные выходы сродителями и детьми в природу, посещение музеев, а также конкурсы, выставки поделок и рисунков («Чудо с грядки», «Птичья столовая», «Природа за моим окном», «Зимушка хрустальная», «Покормите птиц зимой», «Тает снежок, ожил лужок»).Мы считаем, включение дидактических игр в НОД способствует повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.