Методическая разработка Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе

Активные методы обучения
Для повышения учебной мотивации школьников я на уроках использую разнообразные методы. Это словесный метод,  самый доступный и распространенный инструмент обучения.
Метод наблюдения. В настоящее время, когда обучение строится на основе тесной связи с жизнью, границы использования метода наблюдения в учебном процессе значительно расширяются. Без наблюдения многообразных явлений природы, труда людей, общественной жизни, наблюдений, направляемых и организуемых учителем, нельзя себе представить успешное осуществление задач связи обучения с жизнью.
Метод упражнений. Даю много разнообразных письменных упражнении, учебно-практических работ. Их цель обеспечить закрепление и конкретизацию полученных теоретических знаний учащихся, полнее осуществлять связь теории и практики в обучении
Использую проблемное обучение.
Достоинства проблемного обучения:
1. учит думать логично, научно и творчески;
2. учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;
3. учит преодолевать встречающиеся затруднения;
4. делает учебный материал более доказательным;
5. делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;
6. способствует превращению знаний в убеждения;
7. вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;
8. формирует и развивает познавательные интересы;
9. формирует творческую личность.
Многообразие методов обучения, их постепенное совершенствование ставит перед учителем сложный вопрос: какие методы использовать на данном конкретном уроке? Большое значение при выборе метода обучения имеет глубокое понимание учителем целей и задач 
Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Активные методы обучения делятся на игровые и неигровые .
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Активные методы обучения
Анализ конкретных ситуаций (case-study) развивает способность к анализу жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации и формировать программы действий.
Тренинги обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.
Разыгрывание ролей игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:
наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения;
взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;
ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;
оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.
Игровое производственное проектирование активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:
наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;
разделение участников на небольшие соревнующиеся группы и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи);
проведение заключительного заседания, на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).
Деловые игры метод организации активной работы учащихся, моделирующий профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление.
Проблемный семинар. Перед изучением раздела преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с его содержанием. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний учащихся в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу.
Тематическая дискуссия - образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы. Тематическая дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
«Круглый стол» это метод активного обучения, позволяющий закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия.
Формы и особенности использования активных методов обучения
Выбор конкретного активного метода обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся. Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока.
Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения:
Дидактические цели занятия
Метод активного обучения

Обобщение ранее изученного материала
Тематическая дискуссия, мозговой штурм

Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала
Мозговой штурм, деловые игры

Развитие способности к самообучению
Деловые игры, ролевые игры,
анализ практических ситуаций

Повышение учебной мотивации
Деловые игры, ролевые игры,
обучение с использованием компьютерных обучающих программ

Отработка изучаемого материала
Тренинги

Применение знаний, умений и навыков
Анализ практических ситуаций

Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала
Тематическая дискуссия

Моделирование учебной или профессиональной деятельности
Деловые игры, ролевые игры,
анализ практических ситуаций

Обучение навыкам межличностного общения
Ролевые игры

Эффективное создание реального объекта, творческого продукта
Метод проектов

Развитие навыков работы в группе
Метод проектов

Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции
Анализ практических ситуаций

Развитие навыков принятия решений
Анализ практических ситуаций

Развитие навыков активного слушания
Тематическая дискуссия


В зависимости от типа используемых методов активного обучения на уроке может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание.
Приведу примеры использования активных методов на уроке. Допустим, учителю необходимо проверить знания табличного умножения с одновременным активным участием учащихся. Это будет мини – игра «Карусель». Командирам групп необходимо рассчитать всех членов своей команды на 1,2, тем самым, образуется пара. Первые номера встают в круг спиной в центр, вторые номера - к ним лицом. Первые номера задают вопросы по таблице умножения, а вторые номера - отвечают. По сигналу колокольчика внешний круг сдвигается на 1 человека по часовой стрелке.
Другим вариантом этого метода является следующая организация работы учеников: у каждого ученика внутреннего круга есть листик с конкретным вопросом, и он во время перемещения собирает максимум информации, аспектов и взглядов на данную проблему. В конце происходит слушанье полученных результатов. В результате использования этого метода является активное обобщение существующих у учеников знаний в некое общее достояние.
Заключение
Активное обучение – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.
Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Практика показала высокую эффективность внедрения активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс, т.к эти методы стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию, способствуют:
формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;
получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;
повышению активности и самостоятельности учащихся;
овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;
осознанию учеником ценностей совместного труда;
повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;
эстетическому воспитанию;
формированию высокой информационной и общей культуры будущих специалистов современного информационного общества.
Таким образом, применение активных методов обучения позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
В результате учащиеся учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.












Классификация активных методов обучения (М. Новик)

Неимитационные
(Отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.)


Имитационные (Наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности).

неигровые

игровые



Заголовок 115