Презентация Круглый стол как форма организации учебного процесса


Составитель: Синяева Е.Ю. 2015г В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" указано, что дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию. Для удовлетворения интересов подростка за пределами школьной учебной деятельности в системе дополнительного образования ему может быть оказана психолого-педагогическая и информационная поддержка в выборе пути дальнейшего обучения, а также в выборе профессии. При осуществлении этой задачи можно использовать различные формы работы. Опыт показывает, что наиболее действенной и интересной групповой формой работы с детским коллективом, в частности при проведении профориентационных мероприятий, является «круглый стол». Главной особенностью данной формы работы является коллективная беседа, посвященная конкретной проблеме. Оптимальное число участников такой встречи составляет 15 человек, что обеспечивает свободный обмен мнениями по актуальным вопросам в беседе за «круглым столом», позволяет без «нажима» со стороны взрослых подойти к осознанному решению поставленной проблемы, например, к выбору своего образовательного маршрута. Цели:Выявить спектр мнений по поставленной проблеме;Обсудить с позиции разных точек зрения неясные или спорные моменты, связанные с обозначенной проблематикой.Задачи: Написание аналитической записки по теме круглого стола на основании данных, полученных при прохождении клинической практикиНаписание тезисов выступления и разработка презентацииВыступление, участие в прениях Круглый столсовременная форма публичного обсуждения или освещения каких- либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке;Форма работы с аудиторией, как правило, имеющей опыт практической деятельности в области обсуждаемого вопроса. Проводятся в форме обсуждения одного или нескольких определенных вопросов или проблем;Обсуждаемый вопрос допускает разные мнения и толкования, а так же взаимные возражения участников;В результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех участников на данный вопрос;Участники имеют равные права и высказывания в определенном порядке. Участники имеют определенную свободу и возможность высказывать собственные суждения;Мероприятие проходит в достаточно неформальной обстановке; Высказаться можно тогда, когда хочется, а не когда подойдет очередь;Нет строгой иерархии, жесткого регламента и порядка выступлений;Для организаторов не будет драматической ситуация, если кто- то из участников не сможет присутствовать. Время проведения «круглого стола» не должны превышать 2 часов;Количество участников не должно быть очень большим;Следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников были необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным, выступающие имели возможность наглядно продемонстрировать различный материал;Время выступления и порядок необходимо обговорить с участниками заранее;Ведущему необходимо быть очень внимательным, чтобы дать высказаться всем участникам и соблюсти регламент;Вопросы, предлагаемые для обсуждения, должны быть заранее подготовлены и известны участникам. Специалист, глубоко владеющий теорией и практикой рассматриваемого вопроса; Организующий и направляющий обсуждение; Дающий комментарии и пояснения Учебные круглые столы;Проблемные;Системные. Коллективная беседа;Регламентированная дискуссия;Диспут;Учебная конференция;Учебные встречи - принцип активности;- принцип партнерского общения;- принцип концентрации присутствия;- принцип обратной связи. Постановка цели;Слово для приветствия;Определение существующих трудностей;Поиск возможностей;Анализ аргументов;Подведение итогов;Выработка рекомендаций   Постановка вопроса;Повторение;Обобщение Растерянным и запуганным. Такие качества характерны для начинающих ведущих, связаны с волнением и отсутствием практики.·  Авторитарным. Стремление в максимальной степени контролировать и регулировать ход обсуждения, поддерживать жесткую дисциплину, не располагает к дискуссии. •·  Попустительствующим. Ведущий обязан сосредоточить дискуссию на обсуждаемых вопросах и сконцентрировать ее во времени. Попустительство с его стороны будет способствовать активизации альтернативных лидеров, которые постараются переключить внимание на себя. Дискуссия начнет уходить от темы, распадаться на локальные обсуждения. • Слишком активным. Задача извлечения информации требует ограничения активности ведущего.·  Плохо слушающим. Отсутствие у ведущего умения слушать приведет к тому, что потеряется много полезного из того, что было сказано в ходе обсуждения. В этом случае наиболее тонкие комментарии, полученные в результате публичной дискуссии, представляющие основу для заглубления дискуссии, останутся без внимания. Причинами такого поведения может быть стремление ведущего Круглого стола жестко следовать вопроснику обсуждения, вследствие чего он концентрируют свое внимание на нем. Или озабоченность тем, чтобы эффективно выслушать всех участников группы, не упустив ни одного из них и предоставив всем равное время.·  Комедиантом. Предполагает концентрированность на развлекательном аспекте обсуждения в большей степени, чем на его содержании.·  Эксгибиционистом. Такой ведущий использует группу главным образом для целей самоутверждения, ставит личные цели выше целей исследования. Самолюбование может выражаться в вычурных позах, неестественных жестикуляциях и интонациях, нравоучениях и иных формах «работы на публику».  Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.·  Второй вариант - ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.·  Третий вариант «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.·  Четвертый вариант - «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.