Контрольно — измерительные материалы для подготовки к ЕГЭ
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ.
ЦЕЛЬ: ПОВТОРИТЬ ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗЛИЧНЫХ РАЗДЕЛОВ ЯЫКОЗНАНИЯ;ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ ВНИМАТЕЛЬНОГО И ВДУМЧИВОГО ЧТЕНИЯ ТЕКСТА,СОЗДАНИЯ СОБСТВЕННОГО ТЕКСТА; ЧЕРЕЗ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТОВ ВОСПИТЫВАТЬУВАЖЕНИЕ К ИСТОРИИ СВОЕЙ СТРАНЫ, К ЧЕЛОВЕКУ, ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВА СОСТРАДАНИЯ, СОПЕРЕЖИВАНИЯ, ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ, К РОДИНЕ,
Текст №1
Война шла уже почти два полных года.
Четырнадцатого апреля был ледолом на Громотухе, на реке ворочались, сверкая синими боками, тяжелые, разбухшие от солнца и воды ледяные пластины, толкались, терлись друг о друга, как бараны на узкой дороге, и медленно ползли вниз.
Весь день светило по-весеннему горячее солнце, в синем, уже очень глубоком небе весело сияли неприступные утесы Звенигоры. 4) Временами то одна, то другая каменная громада нестерпимо вспыхивала бело-голубым огнем, сыпала во все стороны искрами. 5) Было такое впечатление, будто в недрах молчаливой Звенигоры постоянно бушует яростный огонь, горячее пламя проедает каменные стены то в одном, то в другом месте и со свистом вырывается наружу. 6) И лишь из-за расстояния свист этот не слышен.
А. Иванов «Вечный зов»
Задания.
1.Внимательно прочтите текст.
2.Выпишите слово, образованное способом сложения.
3.Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.
4.Укажите номер предложения со сравнительным оборотом.
5.Выпишите сочинительные союзы.
6.Какие средства художественной выразительности можно найти в данном тексте?
Текст №2
1) Плескаясь в перегревшейся мелкой речонке, заросшей по берегам удивительно свежим, неизмятым кустарником, Семен вспоминал почему-то этот свой первый бой под донским хутором Вертячим. 2) Даже не весь бой, а всего один эпизод, который постоянно приходил ему на память и не сотрется в ней, думал он, до конца жизни. 3) Лощина, по которой скатывались навстречу друг другу советские и немецкие танки, была затянута утренней синеватой дымкой, и Семен думал не о смертельной опасности, а вот о таком же утреннем тумане, который, поднимаясь с Громотухи, затягивал прилегающие к ней луга, вспомнил, как Звенигора, погруженная в этот туман до половины, словно бы плывет по нему, поблескивая золочеными вершинами. 4) В такие утра зверский клев на Громотухе.
А. Иванов «Вечный зов»
Задания.
Внимательно прочтите текст. О чем он? Какие чувства вы испытали при чтении?
Напишите мини-сочинение по этому тексту.
2.Укажите номер предложения с обособленным определением и обособленным обстоятельством.
3.Найдите в тексте слово с суффиксом, имеющим оценочное значение.
4.Найдите в тексте отглагольное прилагательное.
5.Выпишите все частицы.
Текст №3
1)Над разрушенным поселком по-прежнему стояло полнейшее безмолвие, не лаяли собаки, их просто не было, немцы, объявившись тут в конце 1941 года, перестреляли их за неделю. 2) Где-то , наверное, возле кирпичного сарая, служившего клубом. Вспыхивал временами девичий смех и тут же гас, как бессильный огонек. 3)Семену показалось вдруг нелепым и непонятным то обстоятельство, что поселок лежит в развалинах: ведь войны никакой нет, а те жестокие бои, в которых он сам участвовал под Сталинградом и тут, под Курском и Льговом, не то приснились ему, не то он когда-то видел все это в кино.
А. Иванов «Вечный зов»
Задания.
1.Прочтите внимательно текст. Как вы поняли его содержание?
Напишите мини-сочинение по этому тексту. Озаглавьте свою работу.
2.Выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
3.Укажите номер сложного предложения, в состав которого входит безличное.
4.Выпишите из текста все частицы.
5.Выпишите личные местоимения.
6.Захотелось ли вам прочитать это произведение полностью?
Текст №4.
1)Теплый болотный воздух был вонюч и едок, идти было тяжко, глаза заливал пот, автоматные диски и гранаты больно оттягивали ремень. 2)К тому же комарье , поднятое, как дорожная пыль, движением людей, резало лицо, шею, кисти рук, прожигало плечи и спину сквозь взмокшую гимнастерку. 3) Люди обмахивались ветками, но комарье это не отгоняло.
4) Низкое небо, не то по-прежнему задымленное, не то покрытое тучами, черной крышкой висело над головой, и Зубову чудилось, что оно постепенно опускается, как чудовищный пресс, все ниже, грозя его и всех остальных вместе с этими чахлыми кустами, с жесткой осокой и комарами вдавить в зыбкую болотную почву.
А. Иванов «Вечный зов»
Задания.
1.Прочтите внимательно текст. О каком времени идет речь?
Напишите мини-сочинение по данному тексту.
2.Выпишите из текста краткие прилагательные.
3.Укажите номера предложений с обособленным определением.
4.Укажите номер сложного предложения, в состав которого входит безличное.
5.Выпишите все местоимения и укажите их разряд.
6.Найдите средства художественной выразительности и объясните их роль в тексте.
Текст №5.
Женское сердце вещун, а материнское тем более. 2)Тревога эта пришла к Анне, нахлынула, захлестнула ее тотчас, даже в те минуты, когда Семен по вздрагивающей от взрывов земле, сквозь фонтаны земли и огня гнал свою горящую самоходку к высоте 162,4, где была окружена батарея Ружейникова, когда он, подчиняясь приказу командира самоходки Магомедова, вывалился мешком наружу. 3)Через горы, леса и реки, через необозримое пространство, через тысячи и тысячи километров почуяло материнское сердце, что к сыну ее пришла беда. 4)И в тот момент, когда в пятнадцати-двадцати шагах от Семена, там, где горела покинутая им самоходка, рвануло небо и землю, Семен упал и в ушах его зазвенело, засвербило, будто туда забилось по комару, Анна, почувствовав нестерпимую боль в сердце, схватилась за грудь и осела на землю.
А. Иванов «Вечный зов»
Задания.
1.Внимательно и вдумчиво прочтите текст. Какие чувства испытали вы,
читая эти строки? Какая тема проходит через содержание данного текста?
Напишите мини-сочинение по данному тексту.
2.Объясните значение слова засвербило.
3.Найдите слово, образованное безаффиксным способом.
4.Найдите краткое причастие.
5.Найдите средства художественной выразительности и объясните их роль в тексте.
Текст №6.
Этот новый день войны, который, может быть, мало чем отличался от многих и
многих предыдущих, стал, как и предыдущие, последним для тысяч людей, мужчин и женщин, молодых и пожилых, хороших и плохих, известных и безымянных
Этот день стал последним для Алексины, молодой и красивой женщины, с от-
вращением носившей в себе чужой и ненавистный ей плод, для азербайджанца Магомедова родом из Шемахи, для капитана Кошкина, чья жизнь, несмотря на выпавшую ему тяжелую судьбу, была недлинной, но прекрасной 3)Война, как ненасытное чудовище, пожрала очередные свои жертвы и с грохотом покатила дальше, а земля поседела за этот день еще больше
А. Иванов «Вечный зов»
Задания.
1.Внимательно и вдумчиво прочтите текст. Что дало вам чтение этого отрывка?
Почему в конце каждого предложения , по вашему мнению, автор поставил многоточие? О чем мы не должны забывать?
Напишите мини-сочинение по данному тексту.
2.Укажите СПП с придаточным определительным.
3.Укажите способ образования слова (с) отвращением.
4.Выпишите все местоимения и укажите их разряд.
5.Найдите в тексте средства художественной выразительности. С какой целью использует их автор?
Текст №7
1) Лето 1947 года началось в Шантаре молодыми грозами, во все небо, от края до края, полыхали веселые молнии, обливая молчаливые камни Звенигоры желто-синим светом, теплые ливни щедро поили древнюю землю, ее луга и пашни, леса и степи. 2)А когда ливни утихали, небо распахивалось до бесконечности, плавали в нем вольные птицы, днем звенели жаворонки, а ночью хлестали звездные волны.
3) Над теплыми очагами живущих и над холодными могилами мертвых продолжалась жизнь, вечная и нескончаемая.
4) Война отошла в прошлое, кончилась она, казалось, давным-давно, а жуткие последствия ее встречались на каждом шагу. 5) Не поднялись еще из пепла деревни, из руин города, по этим деревням и городам ходили на костылях инвалиды, почти в каждом доме висели, окаймленные человеческой печалью, фотографии тех, кого война, захватив страшным своим водоворотом, унесла навсегда, кто никогда уже не увидит ни родных, ни близких, не почувствует буйных гроз, не услышит птичьего пенья.
6) День сегодняшний никогда не похож на день вчерашний. 7)Жизнь шла, и все менялось в ней
А. Иванов «Вечный зов»
Задания.
Внимательно и вдумчиво прочтите текст. Какова тема данного текста? О чем размышляет автор? Почему в конце последнего предложения стоит многоточие? Напишите мини-сочинение поэтому тексту.
Найдите в тексте слова, образованные неморфологическим способом.
Определите способ подчинительной связи в словосочетании над очагами живущих.
Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами.
Найдите в тексте средства художественной выразительности. С какой целью использует их автор?
Текст №8
Как-то холодным мартовским вечером Семен убирал скотину. 2)Накидав корове и двум овечкам сена, он вышел во двор и залюбовался закатом. 3)Раскаленное докрасна небо дымилось, а самый его край, который касался земли, уже подплавился, подплыл янтарной жижей. 4) И туда, в жидкий янтарь, медленно опускалось огромное, кроваво-красное солнце и словно само плавилось, таяло, как кусок масла на горячей сковороде.
5)Последними лучами солнце обливало еще землю, багрово отсвечивало в окнах
инютинского дома. 6)Пробиваясь сквозь ползущий со стороны ночи холодный
туман, оно бледно окрашивало угрюмые скалы Звенигоры, трепетало на засне-
женных холмах.7)И от этого казалось, что камни шевелятся, что вся огромная
гора тяжело ворочается в зыбком вечернем тумане, укладываясь на ночь.
А. Иванов «Вечный зов».
Задания.
1.Внимательно и вдумчиво прочтите текст. Как, на ваш взгляд, картины природы раскрывают характер Семена? Каким он вам показался? Напишите мини-
сочинение по данному тексту.
2.Найдите в тексте слово, образованное безаффиксным способом.
3.Укажите номер СПП с однородным придаточным.
4.Укажите номер предложения с обособленным уточняющим членом.
5.Найдите в тексте средства художественной выразительности. С какой целью использует их автор?
Текст№9
Оттуда, где было солнце, пролилась песня жаворонка.
Она раздалась неожиданно и так же неожиданно умолкла.3)Потом раздалась снова.4)Иван поглядел на небо и улыбнулся обветренными губами.5)Ему почудилось, что жаворонок - маленькая серая птичка - тянул вверх свою песню, как
звенящую цепочку, в клювике, но вдруг выронил, тотчас нырнул вниз за песней-цепочкой, успел подхватить ее у самой земли и снова понес вверх.
Первому жаворонку откликнулся второй, третий.7)Скоро все небо, казалось, было
заполнено, залито до краев их песнями, но Иван, сколько ни всматривался, не мог
заметить ни одной птички .7)И он не знал уже – вверх, от земли, в это бездонное небо уносят они свои песни или, наоборот, спускают песни-цепочки с неба на землю.8)Да это было и неважно.9)Важно, что песни были слышны, что они заполняли своим звоном все вокруг.
А. Иванов «Вечный зов»
Задания.
1.Внимательно и вдумчиво прочтите текст. Над чем заставил задуматься вас автор?
А вы когда-нибудь слушали природу? Напишите мини-сочинение по данному тексту.
2.Выпишите из текста страдательные причастия.
3.Укажите способ образования слова бездонное.
4.Найдите в тексте приложения. Укажите номера предложений, в которых они содержатся.
5.Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным места.
Текст №10
Километрах в трех от деревни, неподалеку от Громотухи, в широкой низовине, пестрели бабьи платки, поблескивали потные голые спины мужиков. 2)Косцы шли рядами, дружно замахивали косами.
Ивану захотелось вдруг, не заходя домой, спуститься по тропинке к лугу, низко поклониться людям: здравствуйте, мол, вот и я вернулся 4)А потом взять косу и косить, косить, молчком до самого вечера. 5)А после, надышавшись вволю родимым луговым воздухом, поужинав, сесть к костерку и слушать, как кричат где-то коростели, ухают, просыпаясь в чащобе, совы, похохатывают парни и девки, обсуждая свои молодые дела. 6) И за один вечер вычеркнуть из памяти эти долгие шесть лет, позабыть их навсегда, позабыть так, будто их никогда и не было
Задания.
Внимательно и вдумчиво прочтите текст. Как вы думаете, какие шесть лет хочет вычеркнуть из памяти Иван?(речь идет о довоенном времени, 30-е годы.)
Что вы можете сказать об этом герое? Попытайтесь заглянуть в его внутренний мир. Напишите мини-сочинение по данному тексту.
2.Укажите номер предложения с обособленным уточняющим членом.
3.Укажите номер предложения с вводным словом.
4.Из 6-го предложения выпишите все словосочетания со способом связи при-
мыкание.
5.Из текста выпишите все деепричастия.
15