Разработка урока по русскому языку на тему Сложносочиненные предложения с разделительными союзами (9 класс)
Тема урока: Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.
Цели урока:
Учащиеся должны знать:
- сложные союзные предложения с разделительными союзами;
-смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения с разделительными союзами;
- в каких стилях употребляются/ не употребляются/ сложносочиненные предложения с разделительными союзами.
Учащиеся должны уметь:
- Определять сложносочиненные предложения с разделительными союзами;
- конструировать предложения с разделительными союзами;
- работать в группе и самостоятельно.
- анализировать, делать выводы.
Учащиеся должны проявлять:
- коммуникативность,
- самостоятельность в принятии решения.
Ресурсы:
Презентация «Сложносочиненные предложения с разделительными союзами».
Раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.
Листы оценивания
Маркеры
Смайлики
Эмоциональный настрой на урок.
Деление на группы.
Стадия вызова.
Задание 1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом и, руководствуясь им, заполните таблицу. Составьте лингвистический рассказ о структуре сложносочиненных предложений с разделительными союзами. Докажите, что части сложносочиненного предложения составляют единое целое, они взаимосвязаны, взаимообусловлены.
/например/
союзы значение примеры
То….то, не то….не то, то ли…то…ли; или, либо Чередование событий.
Взаимоисключение событий. То бывало пасмурно, то пекло на солнце, то накрапывал дождик, то ветер срывал листву с деревьев.
Шторм воет, или шум катера похож на вой.
Стадия осмысления
Прием « Мудрые совы»
Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержанием материала в учебнике .
Азы работы над текстом. Найдите основные (новые) понятия по теме и запишите их в алфавитном порядке.
Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.
Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию по теме, которая является для Вас новой.
Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить изученный материал по теме одной фразой. Или какая из фраз теоретического материала является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
Известное и неизвестное. Найдите ту информацию, которая является для Вас неизвестной, и ту информацию, которая была ранее известной.
Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать информацию и Вашу реакцию на нее в виде схемы.
Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
Важные темы для обсуждения. Найдите по теме то, что заслуживает обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.
Физминутка
Дополнительное задание. - Составьте алгоритм, пользуясь которым, вы никогда не сделаете ошибок при постановке знаков препинания в сложносочиненных предложениях с разделительными союзами.Работа в группах маркерами на больших листах бумаги.При проверке листы с алгоритмами вывешиваются на доску. Учащиеся сравнивают свою работу с той, которую выполнили другие, после чего выставляют себе оценку на лист контроля.
Работа в парах «Строим предложения».
Продолжите предложения, употребляя разделительные союзы. Определите типы предложений по количеству грамматических основ. К какому стилю относятся составленные вами предложения?
Образец: Новые партии то распадаются… .-Новые партии то распадаются, то объединяются. Новые партии то распадаются, то в них вливаются новые силы.
Внутренняя политика то направляется на централизацию власти… .То экономисты прогнозируют укрепление национальной валюты … .То действия правительства получают одобрение парламента… .Взаимооценивание
Стадия рефлексии
Смайлики «Понял. Все отлично!», «Понял», «Нужна помощь»
Домашнее задание.
Составьте пирамиду. Ответьте на вопрос «На какие группы делятся сочинительные союзы?».
Приведите примеры
сочинительных союзов;
словосочетаний с сочинительными союзами;
простых предложений с сочинительными союзами;
сложных предложений с сочинительными союзами;
Суммативное оценивание