Урок русского языка по теме ССп с соединительными союзами
Русский язык 9 класс Урок № 11 Дата ________
Тема: СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ
Цели: образовательная: совершенствовать навык восприятия, анализа, конструирования и синтеза сложносочиненных предложений с соединительными союзами;
развивающая: развивать умения различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные, определять значения сложносочиненных предложений с соединительными союзами, расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении;
воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине (на примере текста 75)
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, творчески-репродуктивный, проблемно-поисковый
Оборудование: таблица «Группы союзов по их значению
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие. Концентрация внимания учащихся.
II. Проверка домашнего задания
Упражнение 64 (6 – 11)
Расставить знаки препинания. Охарактеризовать предложения.
Повторение
Опрос:
- Какие предложения называются сложными?
- Назовите основные виды сложных предложений.
- На какие группы делятся союзные предложения?
- Дайте определение ССП.
- Что является основным средством связи в ССП?
- На какие группы делятся ССП по союзам и по их значениям?
III. Подготовка к изучению темы
Объявление темы, целей, задач урока. Оформление тетрадей. Ознакомление с планом работы.
IV. Усвоение нового материала
Работа по таблице «Группы союзов по их значению»
- На какие группы делятся сочинительные союзы?
- Перечислите соединительные союзы.
- Назовите их основные значения.
- Прочитайте на с. 43, 46 о нормах использования некоторых соединительных союзов, об особых позициях, которые могут занимать союзы тоже, также.
V. Закрепление знаний
Упражнение 66 (1, 4, 6, 8, 11)
* Расставить знаки препинания.
* Объяснить орфограммы на месте пропусков.
* Определить, какие значения выражают сочинительные союзы.
* Составить схемы.
Графический диктант
1. Вода сошла, и река струилась узеньким ручейком.
2. Поют жаворонки в тишине и шлют на землю трель.
3. Осень, и листья опадают с деревьев.
4. Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река.
5. Сучок хрустнул и обломился.
Ключ:
[ =], и [ =].
[O и O].
[ ], и [ =].
[ =], и [ =].
[O и O].
Работа с текстом упражнения 75.
- Прочитайте текст.
- Сформулируйте основной тезис текста (Родина дороже жизни – такова цена любви к Родине, которая относится к непреходящим нравственным ценностям).
- Назовите имена других героев, подвиги которых достойны восхищения.
- Выделите в тексте ССП с соединительными союзами, выпишите их и составьте схемы.
- Разграничьте ни в составе соединительного союза и частицу ни.
- Произведите указанные разборы.
Самостоятельная работа. Упражнение 76.
1-ый вариант – I; 2-ой вариант – II.
* Списать, вставляя союзы тоже, также или их омонимы то же, так же.
* Определить виды предложений и значения, выражаемые союзами.
VI. Итог урока
- Перечислите соединительные союзы. Назовите их основные значения.
VII. Домашнее задание
Упражнение 72 (1 – 5).
Вставить в предложение повторяющиеся соединительные союзы.
Составить схемы.
Произвести указанные разборы.
15