Конспект урока по окружающему миру Красная книга (2 класс) Школа России


Красная книга. Будь природе другом.
Цели:
- познакомить с Красной книгой;
- воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.
Оборудование: красная книга, компьютер, картинки с изображением растений и животных.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Самоопределение к деятельности
(Показывается картинка с изображением любого исчезнувшего животного, например морской коровы)
- Ребята посмотрите на картинку. Как вы думаете, какое это животное?
Это морская корова. К сожалению, сейчас это животное можно увидеть только на картинках, хотя раньше оно украшало природу нашей Земли.
- Предположите о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
- Откройте учебник на с. 88 прочитайте тему урока.
- Давайте прочитаем и узнаем какие учебные задачи поставил перед нами муравьишька?
- Сегодня мы будем говорить о Красной книге. Эта книга не совсем обычная. Цвет переплёта у этой книги – красный.
- Как вы думаете, что сигнализирует красный цвет? (сигнал тревоги, опасности, предупреждения).
- Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».
- В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут.
- Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.
3. Работа по теме урока
1. Выполнение задания в рабочей тетради
№ 1 с. 33
- Прочитайте, что такое Красная книга, на с 88 учебника.
- Допишите определение.
2. Беседа, работа по учебнику.
- В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается большее число видов.
- Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в двух томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано всё: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает. Но главное, что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания.
Познакомьтесь с растениями и животными из красной книги. Прочитайте текст на с. 88-89. Рассмотрите иллюстрации.
3. Выполнение задания в рабочей тетради
№ 2 с 33
4. Физкультминутка
Игра-пантомима «Люди и деревья»
- Похожи ли люди и деревья?
Руки похожи на веточки, туловища на ствол, ноги на корни.
- Представьте, что вы превратились в деревья. Возьмите в руки осенние листья.
Стоят деревья, протягивают веточки к небу и тихо покачиваются.
(Звучит спокойная музыка, учащиеся поднимают руки вверх и медленно покачивают ими из стороны в сторону.)
5. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа
- Почему некоторых животных остаётся очень мало на земле или они совсем исчезают?
- Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы не брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались.
- Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это означает, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.
- В начале века практически истребили таких огромных животных, как зубры. Они водились в лесах Белоруссии. Остались только звери, которые жили в зоопарках – 48 штук. Надо было срочно спасать зубров.
- Их выпустили в заповедник – Беловежскую пущу. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не болели, тщательно охраняли, особенно молодняк. Зубров спасли, но ведь прошло около 80 лет.
- Угрозой является чрезмерная добыча животных, охота. Но есть ещё причина – разрушение мест обитания животных. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу.
- Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются, и им нужно куда-то уходить. Они могут не успеть и детёнышей вывести.
- Таким образом, гибнут не только животные, но и растения.
- Давайте подумаем, как можно сохранить животный и растительный мир от вымирания.
2. Выполнение задания на с. 90
6. Будьте природе другом – беседа.
- Сейчас мы говорили о том, что охрана растений и животных – проблема государственная.
А мы с вами можем ли помочь природе, стать другом?
Чтение на с.92 учебника правил поведения в природе.
7. Рефлексия
Учащиеся отвечают на вопросы учебника с. 91, в рамке.
8. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какое правило поведения в лесу вывели для себя?
Домашнее задание.
Подготовить сообщение о любом растении или животном занесенным в Красную книгу.