ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСПОПОВА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА
(pep-spb@mail.ru)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №141 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (ГБОУ СОШ №141 Красногвардейского района Санкт-Петербурга), Санкт-Петербург
Аннотация
В докладе рассматривается формирование и способы использования единого информационно-образовательного пространства школы на уроках истории в основной школе и при работе с обучающимися, пропускающими уроки по уважительным причинам. Цель доклада – анализ и обоснование необходимости внедрения дистанционных образовательных технологий, планирование развития системы дистанционного обучения при реализации ФГОС.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования согласно ФГОС, формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
В соответствии с ФГОС, метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Достичь метапредметных результатов изучения истории в основной школе помогает самостоятельная работа как над индивидуальными заданиями и проектами, так и в малых группах над коллективными проектами. Для успешной работы необходима мотивация, умение найти и обработать информацию, представить готовый проект или пройти тест для контроля степени усвоения материала темы.
Учителю мало дать задание. Чтобы ученик справился с поставленной задачей, почувствовал себя успешным, необходимо предоставить ему методическую составляющую задания. Для этой цели в нашей школе формируется единое информационно-образовательное пространство ГБОУ СОШ № 141. Оно состоит из внешнего и внутреннего сегмента.
Внешняя часть – это:
электронные сетевые источники информации;
виртуальные библиотеки;
базы данных;
электронные учебники;
средства on-line тестирования;
средства интерактивного общения между педагогом и обучающимся.
Внутренняя часть состоит из компонентов, представленных на рисунке:
Все части единого информационно-образовательного пространства ГБОУ СОШ № 141 связаны с помощью технологического оборудования и телекоммуникационных сетей.
Ниже показаны иллюстрации внутренней составляющей единого информационно-образовательного пространства школы.
Анализ информационно-образовательного пространства школы и пилотные проекты показали, что этот комплекс ресурсов можно использовать как для работы над групповыми проектами в соответствии с ФГОС, так и для занятий с отстающими учениками, с учащимися находящимися в медицинском учреждении или дома, когда по роду заболевания они имеют возможность пользоваться Интернетом и получать консультации в режиме реального времени через скайп либо знакомиться с материалом урока и выполнять задания и тесты для закрепления пройденной темы.
Подобную работу можно проводить в виде дистанционного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Дистанционные образовательные технологии – это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
95186558801000(Глава 2, Статья 16 Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012)
Именно такой вид работы в школе приобретает всё большую актуальность. Необходимо поддержать учащихся, пропускающих уроки по уважительным причинам, число которых во время эпидемий гриппа и ОРВИ только увеличивается.
Для этого в школе, прежде всего, создавались материально-технические условия и в рамках корпоративного обучения были подготовлены кадры. Пока не все учителя на должном уровне владеют методикой дистанционного обучения, технически грамоты, но создание условий играет важную роль для профессионального роста педагогов.
Этапы подготовки к работе в режиме дистанционного обучения:
1. Создание материально-технической базы.
2. Корпоративное обучение.
В рамках корпоративного обучения для педагогического коллектива школы были проведены занятия:
знакомство с дистанционными технологиями;
освоение методики дистанционного обучения;
повышение ИКТ-компетентности педагогов;
создание условий для профессионального роста педагогов.
Для работы в режиме дистанционного обучения учителя истории используют скайп и блоги. Если общение в режиме реального времени по скайпу подразумевает одновременный выход в Интернет и учителя, и учащегося для объяснения новой темы, то для самостоятельного выполнения заданий на закрепление материала или более подробного и медленного разбора используются блоги. В них, как правило, есть и теоретический материал, и задания для практической работы.
Рассматривая дистанционную форму обучения как самостоятельную систему, возникает необходимость создания единого информационно-образовательного пространства, включающего в себя разнообразные электронные сетевые источники информации: виртуальные библиотеки, базы данных, электронные учебные пособия, средства on-line тестирования и интерактивного общения между педагогом и обучающимся.
Конечно, очень удобным способом организации дистанционного обучения на данный момент является система, построенная на основе платформы Moodle.
Для успешного функционирования этой системы необходим небольшой, но всё-таки штат специалистов: системный администратор для создания и поддержания работоспособности сайта дистанционного обучения и работы с пользователями, грамотный методист для помощи учителям в разработке и подготовке материалов, лаборант для их размещения.
Реальность показывает, что если системного администратора и лаборанта в штатном расписании школы найти можно, то для методиста, который взял бы на себя работу по дистанционной форме обучения, не всегда выделяют ставку. Ввиду этого функции необходимых специалистов выполняют или совмещают штатные сотрудники в меру своих знаний и умений. И ещё: внедрение системы дистанционного обучения как новой формы работы с учащимися – это дополнительная нагрузка на учителя. А каждый ли учитель, виртуозно ведущий урок в классе у доски, может так же с легкостью обучать дистанционно? Это ведь освоение новых технологий! Задача администрации школы - стимулировать интерес к освоению и внедрению новых форм работы, убедить педколлектив в необходимости этого, помочь освоить новые технологии и предоставить методическую помощь.
Несмотря на все трудности, возникающие при организации дистанционного обучения, хочется сказать, что администрацией школы ведётся работа по созданию условий для эффективного использования дистанционных технологий в образовательном процессе.
В ближайших планах школы создание для детей, находящихся на домашнем обучении или длительно болеющих, эффект присутствия на уроке,
т.е. с помощью веб-камер, установленных в кабинетах, обеспечить, в соответствии с расписанием, трансляцию урока на ПК учащегося, находящегося дома перед монитором. Доступ к трансляции будет предоставлен по запросу их родителей или законных представителей обучающихся.
А в дальнейшем планируем вести уроки с обратной связью в режиме веб-конференции. Предоставить возможность учащимся из дома принимать участие в работе на уроке наравне с одноклассниками: самим задавать вопросы и отвечать на вопросы учителя, демонстрируя уровень усвоения материала урока.