Сообщение из опыта работы на тему: Подвижные и спортивные игры на уроках физической культуры

Государственное бюджетное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
города Нижний Ломов











«Подвижные и спортивные игры
на уроках физической культуры»


Подготовила:

учитель физической культуры

Тюрина Светлана Константиновна




На уроках физической культуры для развития физических качеств использую подвижные и спортивные игры.
Подвижные игры содействуют решению образовательных задач. С помощью игр развиваются такие физические качества, как быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость, а также морально-волевые, гражданские качества – смелость, честность, коллективизм. Подвижные игры на уроках способствуют и решению оздоровительных задач. Они благотворно влияют на развитие организма детей, содействуют укреплению костно-мышечного аппарата и здоровья в целом.
Играя, дети приобретают элементарные навыки владения мячом, которые необходимы для изучения спортивных игр.
Подвижные игры на уроках используются в целях освоения техники и тактики спортивных игр. Физические и морально-волевые качества совершенствуются в играх более высокого уровня быстроты действий, координированности, силы и выносливости, целеустремленности, внимания и скорости ориентирования. Продолжается воспитание организаторских и судейских навыков, умения оценивать поведение играющих.
Подвижные игры всегда эмоциональны, поэтому, играя, дети быстрее отдыхают, снимают усталость после статических и умственных нагрузок. Почти во всех подвижных играх, используемых на уроках физической культуры, участвует весь класс. Игры включают учеников в активные действия, что значительно повышает физическую нагрузку на уроке. Исходя из этого, подвижные игры нередко применяю для повышения моторной плотности урока. Примером таких игр могут быть «День и ночь», «Наступление», «Навстречу сопернику», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу» и другие.
Во всех классах подвижные игры использую главным образом в основной части урока, но иногда с них начинаю и вводную часть, чтобы сразу включить ребят в активную работу после напряженного умственного занятия в классе. В таком случае игры должны быть малой интенсивности, но эмоциональны. Например, «Быстро по местам!», «Угадай, чей голосок!», «Угадай, кто?», «Класс, смирно!» и другие.
Если урок физической культуры последний в расписании, то хорошо закончить его основную часть эмоциональной игрой.
Подбирая игры для урока, учитываю задачи, учебный материал, намеченный планом, физиологическую нагрузку в игре, условия занятий и многое другое.
Каждая игра требует от участников определенных умений и навыков, которые в ходе ее совершенствуются. Элементарные подвижные игры не требуют специальной подготовки. Однако есть игры с довольно сложными двигательными содержанием, требующие от учащихся владения определенными приемами и тактикой поведения в игре. К ним дети подготовлены с помощью более простых игр. Усложнения игр должно быть постепенным. Так, например, игра типа «Мы – веселые ребята» усложняется игрой «Два Мороза». Не предлагаю детям игру «Борьба за мяч», если они еще не овладели навыками передач мяча. Сначала детей подготавливаю к более простым играм с передачами мяча, типа «Мяч среднему», «Мяч в воздухе», эстафетам с передачами мяча.
Одна из основных педагогических задач – научить детей играть не только под моим руководством, но и самостоятельно, чтобы ребята умели объективно распределять детей по командам, организовывать действия своей команды, использовать судейские навыки.
Подбор подвижных игр связан с возрастными особенностями школьников, их физической подготовленностью, игровым опытом.
Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью, постоянной потребностью в движении. При выборе игр помню, что организм детей этого возраста не готов к перенесению длительных напряжений. Поэтому игры для младших школьников не должны быть длительны, их обязательно нужно прерывать паузами для отдыха.
В старших классах игровые уроки провожу с целью подготовки к соревнованиям «Веселые старты». На таких уроках в игровой обстановке изучаем отдельные элементы движений, входящих в соревнование. В этих классах могут быть уроки и без подвижных игр. Большинство подвижных игр для детей этого возраста включает в себя элементы спортивных игр. Значительное место занимают игры с разделением класса на команды, с соревнованием между ними.
С учетом роста физических возможностей учащихся 5 класса целесообразно использовать игры, в которых участники находятся все время в движении.
Для них рекомендую игры: «Борьба за флажки», «Наступление», эстафеты, игры с метанием и ловлей мяча – с метанием малого мяча в цель: «Русская лапта», «Город за городом», соревнования в передачах мяча над головой, комбинированных, в командах.
В 6 классе в подвижные игры еще больше включаю элементы спортивных игр. Повторяем и усложняем игры, изученные в предыдущих классах.
Для учащихся 6 класса использую игры с элементами баскетбола и ручного мяча типа эстафет: «Мяч капитану», «Пионербол», «Борьба за мяч», игры с элементами волейбола, футбола.
Для учащихся 7 класса игры с элементами баскетбола и ручного мяча типа гонок и передача мяча разными способами в командах, игры типа эстафет и борьбы за мяч между игроками разных команд, игры с элементами волейбола типа эстафет с передачами мяча, с элементами футбола.
Спортивные игры позволяют успешно решать задачи обучения, воспитания и оздоровления детей. Они вызывают у учащихся интерес к физической культуре, способствуют развитию потребности в движении. Правильно организованная игровая деятельность помогает воспитывать у ребят чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, сознательной дисциплины, выдержки, умения признать свои ошибки. Участвуя в совместной игровой деятельности, дети учатся управлять своим эмоциональным состоянием, правильно реагировать на успех и неудачу, проявлять этичное отношение к соперникам и партнерам по команде. Быстро меняющиеся игровые ситуации, необходимость реагирования на перемещающийся мяч, соперников и партнеров по команде предъявляют высокие требования к уровню развития психических процессов. Немаловажное значение имеют спортивные игры для развития быстроты, силы, выносливости и координационных способностей.
Основным в занятиях спортивными играми служит метод целостного обучения. Расчлененное обучение применяется только при освоении сложных технико-тактических действий. Важный этап – разучивание приемов в условиях, близких к игровым. От простых одиночных движений переходим к сложным, комбинированным. Движения ритмичные и медленные сменяются неритмичными, выполняемыми с соревновательной скоростью. В игру ввожу элементы противодействия соперника. Особое внимание обращаю на точность и дальность выполнения бросков и передач.
Завершающий этап освоения и закрепления навыков – проведение учебных игр. Для развития тактического мышления целесообразно использовать на уроке специально подобранные подготовительные подвижные игры. Их содержание также обеспечивает закрепление освоенных ранее умений и навыков.
При подборе игр и эстафетных заданий исхожу из степени сложности и доступности изучаемых элементов. Для этого на начальном этапе обучения использую эстафеты и игры с одним-двумя техническими элементами.
Формирование элементов технических приемов игры в ручной мяч с помощью подвижных игр сопровождается предварительным обучением этим элементам в учебной ситуации. Показываю детям разучиваемый элемент, сопровождая его образным рассказом или объяснением. Детям дается возможность опробовать этот элемент, для чего обычно используется фронтальный метод обучения. После того как большинство детей научатся выполнять элемент в упрощенных условиях, можно переходить к использованию эстафет и подвижных игр, последовательно включая изученные приемы.
На этапе разучивания выполняем элементы в медленном, среднем и быстром темпе. По мере освоения элемента даю задание на его выполнение с изменением направления движений (змейкой, зигзагом, по разметкам). И только после этого предлагаю провести эстафету с использованием перемещений как одного из основных способов движений играющих.
Для формирования интереса к занятиям желательно в течении урока чередовать эстафеты и подвижные игры с мячом и без мяча. Это достигается тщательным отбором разнообразных игр, содержащих одни и те же элементы. Учащиеся с удовольствием играют с мячом, участвуют в эстафетах и играх на проявление быстроты, скорости, ловкости, координации движений. Они очень активны при выполнении заданий, носящих индивидуальный соревновательный характер. Все это учитываю при подборе сочетаний различных игр для урока.
Переход к игре должен быть постепенным. Сначала предлагаю игру по упрощенным правилам и на меньшей площади. По мере овладения навыков двусторонней игры требования усложняются. Состав команд подбирается так, чтобы их силы были приблизительно равны. В тот момент, когда играют две команды, не вошедшие в них дети выполняют индивидуальные задания. При малых площадях зала учащиеся наблюдают за игрой по моему заданию фиксируют ошибки играющих или обучаются правилам судейства. Смену команд провожу после истечения определенного времени игры или после достижения определенной разницы в счете.
Итогом всей работы по спортивным играм должны стать соревнования внутри класса, между классами в урочное и внеурочное время. Приглашаю на соревнования детей из других классов, воспитателей, учителей, продумываю способы награждения победителей.







Сообщение
из опыта работы
на тему: