Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка. Контроль.
Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка. Контроль.учитель английского языка Екатерина Плахова
Важнейшая задача современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие учебных умений на уроках английского языка особенно важно, что объясняется спецификой предмета. Овладение языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если учащийся будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока в школе и продуктивно организовывать работу над языком дома. В овладении английским языком важно желание и способность ученика взять на себя управление своей деятельностью: самостоятельно инициировать ее, ставить адекватные цели и задачи, находить необходимые средства, оценивать результаты, осуществлять самокоррекцию и, главное, нести ответственность за принятие решений и их выполнение.Универсальные учебные действия
Личностные УУД, включающие профессиональное, жизненное и личностное самоопределение, действие смысла образования, действие нравственно-этического оценивания.Познавательные УУД, включающие следующие действия: общеучебные, логические, постановки и решения проблем.Коммуникативные УУД, включающие планирование учебного сотрудничества, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управления поведения партнера, умение выражать свои мысли.Регулятивные УУД, включающие действия саморегуляции и обеспечивающие организацию учебной деятельности.Основные виды УУД:
целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоено и того, что еще не известно);планирование (определение промежуточных целей, составление плана и последовательности действий);прогнозирование (предвосхищение результата);контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном);коррекция (внесение дополнений и корректив в план, способ действий);оценка (осознание качества и уровня освоения материала, выделение того, что предстоит усвоить);волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию).Регулятивные УУД включают следующие виды учебных действий:
Объектами контроля на занятиях являются:Знания и сформированные на их основе речевые навыки (языковая компетенция); Умения пользоваться приобретенными знаниями и навыками в различных ситуациях общения (коммуникативная компетенция); Знание страны изучаемого языка и национальных особенностей речевого поведения его носителей (социокультурная компетенция).
диагностическая – определяет уровень владения языком в соответствии с программными требованиями.обучающая – способствует повторению и закреплению пройденного материала. управляющая – обеспечивает управление процессом овладения языком благодаря использованию специальных учебных материалов и разработанной методике их применения в ходе контроля.корректирующая – проявляется во внесении преподавателем изменений в процесс обучения языку на основе полученных в ходе контроля данных.стимулирующая – создает положительные мотивы учения. Проведение или ожидание контроля стимулирует учебные действия учащихся.оценочная – позволяет вынести суждение о результатах деятельности как обучаемого, так и обучающего, эффективности самого процесса обучения.Функции контроля:
Виды контроля:Предварительный контроль позволяет установить исходный уровень владения языком и присущие учащимся индивидуально-психологические качества, которые способствуют успешности обучения (память, внимание, интересы, общее развитие, склонности). Такой контроль позволяет наметить стратегии обучения языку и сформировать учебные группы с учетом подготовки и психологических развития учащихся. Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения языком, процессе становления и развития речевых навыков и умений. Этот контроль должен быть регулярным и направленным на проверку усвоения учащимися определенной части учебного материала.Периодический контроль проводится по завершении изучения темы. Он позволяет судить об эффективности овладения разделом программного материала.Итоговый контроль направлен на установление уровня владения языком, достигнутого в результате усвоения значительного по объему материала (в конце четверти, учебного года). Особенность такого контроля заключается в его направленности на определение, прежде всего, уровня коммуникативной компетенции.
Индивидуальный контроль - это наиболее объективная форма контроля, дающая информацию о каждом учащемся, его достижениях и недостатках. Такой вид контроля особенно подходит для проверки обученности по окончании четверти или учебного года, то есть в ходе итогового контроля. Он полезен и в процессе предварительного контроля, поскольку позволяет выявить все недостатки в подготовке учеников. В ходе текущего контроля применение этой формы в чистом виде ограничено из-за очень больших затрат учебного времени.Фронтальный контроль протекает в форме беседы преподавателя со всеми учащимися группы, которые со своих мест отвечают на его вопросы. Может проводиться несколько раз в течение одного занятия.Групповой контроль проводится в форме выполнения задания, адресуемого всем учащимся класса. Это может быть беседа на известную учащимися тему, разыгрывание по ролям прочитанного текста, участие в ролевой игре. Преподаватель заранее составляет план беседы и определяет ее участников. Вариантом группового контроля является парный контроль - учащиеся работают в паре, выполняя предложенное задание. Эти формы контроля продуктивны при контроле устно-речевых умений в процессе итоговой, завершающей и текущей проверок.Формы контроля:
Внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Внешний контроль приучает учащихся добросовестно и систематически выполнять учебную работу, вызывает стремление сделать ее лучше, а при целенаправленной работе учителя способствует развитию взаимоконтроля и самоконтроля.Взаимный контроль учащихся. При взаимном контроле вырабатывается более ответственное отношение учащихся к оценке деятельности одноклассников, нежели своей.Самоконтроль. Проведение самоконтроля направлено на осознание правильности своих действий, на предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок. При обучении самоконтролю особое внимание следует уделить ознакомлению и овладению учащимися приемами проведения контролирующих действий.Типы контроля:
В своей практике по воспитанию навыка самоконтроля я использую следующие приемы:сверка с образцом (ответом);повторное выполнение упражнения;проверка полученных результатов;использование различных способов выполнения заданий;примерная оценка искомых результатов;проверка на частном случае. При проведении самоконтроля ключевым звеном является проверка с готовым или составленным образцом.Практическая часть
Раздел Self-Assessment. В этом разделе ученики самостоятельно оценивают свои достижения в различных видах речевой деятельности и сравнивают свою оценку с оценкой учителя. В основной и средней школе к этой оценке добавляется самооценка по овладению различными УУД и оценка умения выполнять тесты в различных тестовых форматах. Подобные задания помогают учащимся осознать свои успехи в изучении английского языка, а также наличие каких-либо проблем и наметить пути их решения. Сравнение своей субъективной оценки с объективными результатами тестов способствует формированию адекватной самооценки.Приемы для формирования навыков самоконтроля у учащихся 10 классов
Приемы для формирования навыков самоконтроля у учащихся 5-6 классов 5 класс:Оценивание при помощи знаковых символов. При проверке письменной работы (домашнего задания, самостоятельной работы и т.д.) ученик правильно выполненное задание помечает «+», неправильное «–».Оценивание при помощи поднятой руки (при ответе учащегося у доски).6 класс:Оценивание по заданной инструкции. После самостоятельного выполнения задания детям предлагается проверить и оценить свою работу и работу товарища, используя ранее известные методики оценивания (цветовые сигналы, знаковые символы и т.д.) с образцом по инструкции учителя.Проверка по образцу. Учащиеся выполняют самостоятельную работу (тест, диктант). Затем проводят проверку своей работы карандашом по образцу вместе с классом или индивидуально, отмечают свои ошибки и выставляют себе отметку. Аналогично проводится и взаимопроверка. Ученики, сидящие за одной партой, обмениваются работами для проверки.Оценить ответ одноклассника. Ученикам предлагается оценить ответ одноклассника, указать ошибки, допущенные в ответе, или дополнить его.Работа в группах. При работе в группах разрешается выставлять отметки друг другу и учитывать их при оценивании работы группы.
Таким образом, контроль – это совместная деятельность преподавателя и учащихся по определению уровня владения языком. Объектами контроля являются: речевые навыки; речевые умения; знания о стране изучаемого языка. Контроль может быть предварительным, текущим, периодическим и итоговым. Выделяют ряд функций контроля: диагностическая, обучающая, стимулирующая, корректирующая, управляющая, оценочная. Контроль на занятиях может осуществляться в форме индивидуального, фронтального, группового и парного. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, и выбор формы контроля зависит от конкретных условий и цели занятий. Основными требованиями к контролю являются: объективность, регулярность проведения, дифференцированный характер, ясность и четкость формулировки контрольных заданий.Заключение
Спасибо за внимание!